Опыление — дело важное

Пчела — не только добытчик меда, но и главный опылитель в экосистеме.

Некогда дикая медоносная пчела сейчас стала фактически сельскохозяйственным животным, и так функция опыления ушла на второй план.

Как эффективнее управлять этими насекомыми, чтобы помогать сельскому хозяйству и поддерживать естественные экосистемы, обсудили на научно-практической конференции «Сохранение и рациональное использование диких и одомашненных опылителей», сообщает «Навука».

Так как главной целью было обозначить проблемы в этой отрасли и предложить возможные пути решения, на мероприятие пришли ученые и специалисты различных направлений, пчеловоды, юрист и даже культуролог. Важно было рассмотреть вопрос с разных сторон. НПЦ НАН Беларуси по биоресурсам и Союз общественных объединений белорусских пчеловодов выступили организаторами.

В докладах рассмотрели перспективы развития пчеловодства в Беларуси, роль общественных объединений в этом процессе, правовые основы ведения пчеловодства. О породном составе пчел в нашей стране рассказал заведующий лабораторией пчеловодства Института плодоводства НАН Беларуси Дмитрий Рахматуллин, практику шмелеводства в Беларуси представил начальник цеха по производству шмелей, пчел и опылению с/х культур УП Агрокомбинат «Ждановичи» Иван Климко.

Взгляд биологов озвучил в докладе о проблеме опылителей в Беларуси, Восточной Европе и мире ведущий научный сотрудник НПЦ НАН Беларуси по биоресурсам Олег Бородин. На конференции также рассмотрели роль опылителей в распространении чужеродных видов растений, как продукты пчеловодства применять на практике, важность бортничества, в том числе в культурном аспекте. Данные доклады помогли сформировать резолюцию конференции.

Основное внимание было направлено на рациональное использование медоносной пчелы. И главная проблема, которая требует решения: нет точной статистики о численности одомашненных пчел и занятых пчеловодством людей в республике. Участники конференции подчеркнули, что имеется и ведомственная разобщенность в этом направлении. Пчеловодство ведется в системе Минлесхоза и Минсельхозпрода, но большая часть ульев находится в частном секторе, что учитывать еще сложнее.

«Ликвидация статистических пробелов необходима для мониторинга. Нам необходима нулевая точка отсчета, которой сейчас нет. Существует цифра 215 тыс. пчелосемей в стране, но при этом подчеркивается факт отсутствия ведения обязательной статистики. Она бы помогла оценивать текущую ситуацию, вести мониторинг карантина и породного состава. Кроме того, такая информация необходима для принятия управленческих решений: к примеру, предупреждать пчеловода об обработке полей», — отметил О.Бородин.

Ученые также утверждают, что самого эффективного опылителя — медоносной пчелы — в Беларуси недостаточно, чтобы поддерживать все сельхозкультуры, уже не говоря о природных экосистемах. Исходя из структуры посевных площадей энтомофильных культур и дикорастущей флоры, произрастающей в стране, необходимо иметь, содержать и использовать от 600 тыс. до 1 млн пчелиных семей. Это значит, что требуется увеличить количество пасек и пчеловодов не менее чем в 5 раз.

Для того чтобы развивалась данная область, необходимо обучать новых пчеловодов и проводить образовательные курсы, лекции для тех, кто в этой системе уже работает. «Образовательные программы возможны путем создания региональных систем», — предложил О. Бородин. Можно рассмотреть и образовательные кружки по пчеловодству, а также, подчеркнули участники конференции, следует в перечень профессий включить «пчеловода», что позволит вести целенаправленную подготовку.

Важно популяризировать пчеловодство и продукты пчеловодства, рассказывать о пользе медоносов в природе. К примеру, стоит взять во внимание всемирный день пчел, который ежегодно отмечается 20 мая.

В законодательстве также имеются пробелы. Их предложили заполнить благодаря правилам регулирования пчеловодства. И, в конце концов, предлагается разработать план действий по развитию пчеловодства в стране и внести некоторые его аспекты в планы управления ООПТ, что поможет научно выверенно распределить пчел без вреда местным диким сообществам опылителей и помогать поддерживать природные объекты.

Без пчел никак

Более 80% всех растений на нашей планете, а это около 300 тыс. видов, имеют биотический путь опыления (при помощи животных), и в Беларуси эта функция ложится на насекомых, позвоночные только косвенно принимают участие. Энтомологи НПЦ НАН Беларуси по биоресурсам изучили видовой состав насекомых-опылителей в нашей стране, влияние одомашненной пчелы на лесные экосистемы и диких опылителей и как природные комплексы функционируют без нее.

Последнее исследование проводилось при выполнении проекта, завершившегося в этом году и реализуемого по программе ГПНИ «Природопользование и экология».

«Мы установили список насекомых, которые могут рассматриваться как опылители — около 1 тыс. видов. В настоящее время в Беларуси основная группа опылителей — перепончатокрылые, двукрылые, в меньшей степени — жесткокрылые. Но самым эффективным для многих групп растений является медоносная пчела», — отметил на конференции ведущий научный сотрудник НПЦ НАН Беларуси по биоресурсам Олег Бородин.

За сутки медоносная пчела может посетить от 2 до 3 тыс. цветков, а пчелиная семья — от нескольких десятков млн цветков. При этом ее активность распростирается от точки размещения семейства до 6 км.

По словам О.Бородина, существуют две главные проблемы: недостаток опыления и переопыление. Раньше, до того как человек фактически изъял пчел из экосистемы, они размещались по природным территориям равномерно. Так поддерживалась экосистема. Но когда «приручили» это насекомое, произошла фрагментация мест его обслуживания.

«В итоге мы перешли к тому, что пчел как дикого вида не существует, это практически сельскохозяйственное животное. Даже рой в лесу без поддержки человека не просуществует больше года-двух. Осталось немного стран, где можно встретить дикую пчелу», — рассказал он.

Как правило, пчеловоды ставят улья в наиболее перспективном для получения меда месте. Формируется неимоверная нагрузка на природную среду, вплоть до вытеснения диких опылителей. И когда пчеловод решит увезти своих пчел, местная экосистема уже будет подавлена, и некому будет опылять растения.

Ученые определили, что если в одной точке находится более 12 ульев, начинается перекос в таксономическом составе диких опылителей. «Как это работает, мы сейчас пытаемся разобраться», — поделился энтомолог.

По его мнению, следует увеличить количество пчелосемей, вовлеченных в опыление сельскохозяйственных полей нашей страны. В естественной экосистеме одомашненные пчелы также важны, однако размещать их улья нужно без нанесения вреда естественной экосистеме. Ведь исследования показали, что в центральных зонах Березинского биосферного заповедника и Беловежской пуще, где нет ни одного пчеловода, пчел также нет. А они там были бы полезны.

Согласно оценкам международных экспертов, медоносная пчела позволяет повысить урожайность сельскохозяйственных культур в среднем на 40%. Так, при опылении пчелами урожайность рапса повышается на 30%, гречихи — на 40%, люцерны — на 50%, плодовых насаждений — на 60%. Всхожесть семенного материала, полученного от опыления, повышается у рапса на 20%, гречихи — на 15%. Вклад опылителей в производстве продовольствии в мире оценивается в 150 млрд евро.