Ольшевская птицефабрика с фирменным брендом «Золотая утка».

На рубеже веков как-то незаметно из прежнего обязательного ассортимента наших продовольственных магазинов исчезли утки.

Сегодня, например, в Бресте их можно увидеть на витринах только единичных магазинов. И то не всегда. Ведь производит утиное мясо у нас в республике в основном только один завод, расположенный в деревне Ольшево в Березовском районе, отправляя большую его часть на экспорт.

Собственно, благодаря доминирующим экспортным поставкам в Россию Ольшевская птицефабрика и существует, обеспечивая работу с достойной заработной платой примерно двумстам местным сельчанам и жителям близлежащего Белоозерска. Потому и неприметен на внутреннем рынке продукт с ольшевским фирменным брендом «Золотая утка» на фоне бройлерно-куриного изобилия. Отдав более дешевым по себестоимости цыплятам в свое время полное предпочтение, белорусские покупатели сами и решили судьбу отечественных предприятий, специализировавшихся на выращивании уток для внутреннего рынка. Проблемы сбыта и рентабельности заставили утиные фабрики идти на сокращение производства, в результате чего они оказались в экономическом тупике. Не был исключением в этом отношении и Ольшевский птицезавод. Даже широко открывшиеся для белорусов после создания Союзного государства просторы российского рынка не могли помочь в самостоятельном решении серьезных экономических проблем. Например, в 2010 году ОАО «Ольшевский ППЗ» отправило в Россию (утиный рынок оголился там по тем же причинам, что и у белорусов) продукции на сумму, эквивалентную примерно 47000 долларов США. Но эту экспортную выручку намного превысили убытки предприятия, достигшие по году миллиарда белорусских рублей.

Основную долю громадных по сравнению с доходами убыточных расходов составляла закупка кормов для утиного поголовья. Попытка самостоятельно производить комбикорма не увенчалась успехом. На имеющихся в распоряжении двухстах гектарах земли птицеводы не в состоянии были выращивать в достаточном количестве зерновые. К тому же ряд дорогих специфических комбикормовых составляющих приходилось закупать за пределами республики. Кормовые проблемы обострялись энергетическими, технологическими, кадровыми. Убытки предприятия нарастали.

Лет десять тому назад выход из подобной ситуации в птицеводстве пытались найти, присоединяя к предприятиям близлежащие хозяйства с их землями. Но такое решение, как показало время, только обостряло нужды как аграриев, так и птицеводов. В Березовском районе пошли по иному пути, присоединив в 2011 году утиную фабрику к здешнему мощному сельхозпредприятию КУПП «Песковское». При этом учитывалось, что опыт управления производством, развивающимся параллельно с земледелием, у песковских руководителей есть. Делая из собственного зерна высококачественный спирт, на собственном заводе здесь из него изготавливают и алкогольные напитки. Птицефабрика в ходе реорганизации стала еще одним производственным участком КУПП «Песковский». Результат не заставил себя долго ждать. По итогам того же 2011 года ольшевский участок вышел на положительную рентабельность и получил выручку в сумме около 27 миллиардов, а в минувшем году она возросла уже до 45 миллиардов белорусских рублей. При этом утиного мяса было экспортировано соответственно на 2,5 миллиона и 3,5 миллиона долларов США.

Эти и многие другие показатели стремительного роста предприятия, еще вчера стоявшего у черты банкротства, директор КУПП «Песковский» Владимир Панасюк безошибочно перечисляет по памяти, утверждая, что птицезавод вышел из тупика экономических неурядиц благодаря решению кормовой проблемы и наведению элементарного порядка и дисциплины на производстве.

«Начали с того, что освободили утиные птичники от накопившейся по причине бесхозяйственности органики, – вспоминает Владимир Владимирович. – Солидно подкормили утиным удобрением земли хозяйства, получив за счет этого заметную прибавку урожая. Например, кукуруза в результате такой подпитки вымахала до четырех метров. Ее зерновой урожай стал основой кормовой базы для утиного поголовья и его наращивания».

После реорганизации здесь заасфальтировали территорию завода, привели в порядок всю его технику, грамотно включили в общий севооборот заводскую землю, но главные усилия направили на повышение эффективности самого производства. Благодаря сбалансированному рациону питания утиного поголовья увеличили среднесуточные привесы с 42 до 56 граммов, ускорили период достижения птицей оптимального веса, укладываясь в 45 – 47 дней, при этом значительно сократили кормовые затраты на единицу получаемой продукции. Одновременно наращивали поголовье. За два минувших года здесь построили три новых птичника и довели ежегодное производство утиного мяса до 3,5 тысячи тонн.

Словом, взятое на буксир отстающее предприятие не стало неподъемной тяжелой гирей для экономики КУПП «Песковское». Хотя концентрация финансовых и организационных усилий на убыточном птицезаводе в какой-то степени приостановила тенденцию наращивания отдачи стада крупного рогатого скота. В целом же «Песковский» укрепил свою экономику, доведя в минувшем году при рентабельности свыше 30 % выручку до 147 миллиардов рублей, из которых 45 миллиардов дала реализация утиного мяса. Многоотраслевое хозяйство получило 21 миллиард чистой прибыли, заплатив при этом в государственную казну по налоговым отчислениям 35 миллиардов рублей.

Безграничная экспортная востребованность утки подсказывает мысль о том, что останавливаться на достигнутом нельзя. Поэтому в ближайших планах Владимира Панасюка строительство при финансовой поддержке появившихся инвесторов еще десяти современных птичников, приобретение немецких кроссов птицы и более чем двукратное увеличение производства утиного мяса, 85 % которого сегодня уходит на экспорт. Если планы руководителя осуществлятся, то уже птицезавод сможет инвестировать рост производства в хозяйстве зерна, свеклы и картофеля. Урожайность этих культур в минувшем году тут составила соответственно 48, 550 и 450 центнеров с гектара. Чтобы побить эти собственные рекорды, в землю нужно будет вновь вложить немало денег и труда.

Источник: zarya.by