О точке отрыва, акцентах и задачах дальнейшего развития — наш разговор с директором ОАО «Щучинский маслосырзавод» Виталием СТРОГИМ.

ОАО «Щучинский маслосырзавод» — одно из передовых предприятий Беларуси, зарекомендовавшее себя производителем разнообразной высококачественной молочной продукции.

Шагая в ногу со временем, завод не перестает удивлять своими новыми завоеваниями.

— На сегодняшний день предприятие выполняет все прогнозные показатели. Налажены стабильная переработка сырья и реализация продукции, — отмечает директор. — Оборудование цехов, участков находится в технически исправном состоянии, укомплектовано средствами контроля и регистрации основных параметров технологических процессов, что позволяет выпускать продукты в соответствии с требованиями стандартов. Объем производства продукции в фактических ценах за 10 месяцев 2013 года составил около 600 млрд рублей. Получено около 50 млрд рублей чистой прибыли.

Существующая техническая база производства и наличие квалифицированных работников позволяют осуществлять разработку и внедрение широкого ассортимента продукции. Однако есть определенные проблемы, решение которых назрело. Одна из них связана с хранением сыра. Из-за недостаточности мощностей мы не можем позволить себе создать запасы сыра, а также изготавливать сыры с длительными сроками созревания. Выход из этой ситуации — увеличение площадей, а именно: строительство камеры для хранения сыров. Там сыры будут складироваться и оттуда же погружаться на транспорт.

В настоящее время идет реконструкция солильного отделения сыродельного производства. Автоматизировав процесс посолки сыра, мы сможем уйти от ручного труда, а, значит, снизить влияние человеческого фактора на производстве. К тому же новые возможности хранения позволят захватить сегмент производства сверхтвердых сыров. К слову, мощности по выработке сыра у нашего завода самые большие в Гродненской области — до 30 тонн в сутки. В этом году ежемесячно вырабатывалось 700–800 тонн сыра.

В декабре прошлого года к заводу было присоединено ОАО «Слонимские молочные продукты». Сейчас это предприятие переименовано в производственный цех «Слоним» ОАО «Щучинский маслосырзавод». На момент присоединения слонимское предприятие перерабатывало 12 % поступающего молока. Сегодня обеспечена 100%-ная переработка сырья. С учетом расширения производственной базы рассматривается возможность установки в Слониме новой линии, либо творожной, либо по розливу молока. Есть задумка в перспективе производить мягкие сыры.

Следует отметить, что на предприятии разработан, и активно дополняется комплексный план модернизации всего завода. По мере финансовых возможностей осуществляется замена устаревших узлов. Параллельно этому процессу увязываются в одну ниточку вопросы энергетического обеспечения, вентиляции и холодоснабжения.

— Располагая собственными средствами, почему бы не использовать их на развитие предприятия, — резюмирует В. Строгий. — Модернизация осуществляется за счет собственных и заемных средств. Рассказывая об осуществляемых в настоящее время проектах, он также отметил важность строительства гаражей. На большой площадке разместятся 20 боксов общей вместимостью 100 единиц автотехники. Реализация этого проекта связана с задумкой ОАО «Щучинский маслосырзавод» учредить предприятие со 100%-ным капиталом завода, которое, пользуясь льготами Декрета № 6 Президента Беларуси, закупит рефрижераторы и будет оказывать транспортные услуги по перевозке продукции. В настоящее время покупатели продукции завода пользуются транспортными услугами сторонних организаций. Наличие собственной автотехники станет конкурентным преимуществом.

Предприятие также взяло курс на развитие фирменной торговли. Уже действуют два магазина «Сырная точка» в Щучине и один в Гродно. Акцент сделан на продукции собственного производства, что окупает все затраты и обеспечивает прибыль. Фирменная торговля — это и ответ сетевым магазинам, которые динамично завоевывают рынок по всей стране и сегодня уже начинают диктовать свои условия производителю. В фирменных магазинах, где производитель сам контролирует доставку и условия хранения продукции, покупателям гарантировано приобретение свежего и качественного товара. Недаром пользуется большим успехом магазин в Гродно. Сейчас решается вопрос об улучшении обслуживания за счет установки дополнительных касс. И тем временем также прорабатывается возможность открытия таких магазинов в Минске.

На внешний рынок все же поставляется основная доля продукции — около 65 %. Ее высокую марку завод подтверждает многочисленными наградами на престижных конкурсах. В этом году диплом «За качество» вручил Международный клуб лидеров торговли (Париж). Эксперты клуба самостоятельно производят контрольные закупки продуктов в различных странах. В этот раз в их «корзину» попали произведенные в Щучине сыр и масло, приобретенные в российском магазине. После органолептической оценки и лабораторных исследований иностранные эксперты признали высокое качество продуктов из Щучина. В свою очередь, это сформировало взгляд на подходы к производству Щучинского маслосырзавода. В дальнейшем, как надеются специалисты предприятия, это сыграет немаловажную роль в аттестации завода еврокомиссарами, которые продолжат свою работу в следующем году.

Развитие завода, безусловно, сопряжено с углублением переработки молока и освоением новых продуктов. Оборудование завода позволяет делать 80%-ный сухой сывороточный белковый концентрат — важный компонент для приготовления детского питания. Такой показатель пока редкость для Беларуси. Это своеобразное производство. Белок извлекается путем нанофильтрации с применением мембранной технологии. Цех по производству сывороточно-белкового концентрата был запущен на заводе в декабре 2007 года в рамках президентской программы «Дети Беларуси». Весь процесс автоматизирован. Умные машины под руководством человека в сутки производят тонну концентрата, для чего перерабатывается 140–150 тонн сыворотки. Больше в Беларуси такой продукт не производит никто.

— Строительство цеха по производству концентрата сывороточного белкового (КСБ) потребовало серьезных вложений, вместе с тем продукт востребован на рынке и приносит хорошие доходы, — отмечает директор. — В дальнейшем планируется увеличить мощности по производству КСБ. А с учетом востребованности на рынке новых миксов из КСБ, СОМа и прочих сухих молочных продуктов мы планируем расширить производство и самостоятельно выпускать лактоферрин — сухой продукт с высоким уровнем содержания белка, извлекаемый из сыворотки, предназначенной для КСБ. Для этого дополнительно разработана технология, составлен бизнес-план и в настоящее время изготавливается оборудование. При получении нового продукта завод не понесет потери, как в качественном, так и в количественном измерении. Акцент на модернизацию продолжается и с учетом планов по увеличению производства молока. Сегодня предприятие укрепляет свои позиции молодыми специалистами, стараясь оставить их на производстве. Многие из них уже начинают себя проявлять, показывают заинтересованность в работе. Молодежь здесь любят, обучают, помогают решить проблемы. Недавно пара молодых специалистов сыграла свадьбу. Это хороший знак, который говорит о том, что можно жить в Щучине и работать на маслозаводе.

НАДИВО

Новый товарный знак ОАО «Щучинский маслосырзавод» «НаДиво» сейчас проходит патентование. Как рассказала специалист по маркетингу Дарья ЯНКОВСКАЯ, «НаДиво» вызывает ассоциации с нашим предприятием, как производителем на диво вкусной и полезной продукции. Само слово «НаДиво» красиво звучит в белорусском произношении. Слова «Компания здорового вкуса» — слоган. А используемые голубые, синие и зеленые тона символизируют чистоту, здоровье. Латинское написание выбрано с целью освоения экспортных рынков. Пока логотип наносится на этикетки цельномолочной продукции, масла и творога, позиционируя завод как производителя высококачественной продукции на территории стран Таможенного союза.

Кадры могут все

В ходе знакомства с ключевыми специалистами выяснилось, что ОАО «Щучинский маслосырзавод» славится трудовыми династиями. На редкость часто звучало признание, что пришлось вырасти на заводе, где работали родители. Об этом с гордостью говорят начальник цеха производства КСБ Людмила ДОМЕНЯКО и начальник цеха по выработке сыра Михаил КУЦ.

— Я, можно сказать, — дитя завода, — поведала нам начальник цеха по производству масла и цельномолочной продукции Алла ЯХИМЧИК. — На этом месте работала моя мама Гелена Станиславовна Бабич, кавалер двух орденов Трудового Красного Знамени. Я испытываю гордость не только от того, что работаю на этом предприятии, но и что моя жизнь связана с такой святой профессией. Ведь всегда было важным делом — учить, лечить и кормить людей. Я очень рада и горда тем, что наш завод становится сильнее с каждым годом. Молодеет коллектив, что также очень радует. Я хочу призвать молодежь смелее идти в нашу сферу, работа в которой никогда не наскучит.

Еще одна особенная черта специалистов предприятия в том, что они, по мере приобретения опыта, продвигались по своей карьерной лестнице. Так, Людмила БАБИНА сначала работала микробиологом, затем начальником лаборатории, теперь — заместитель директора по производству. Начальник цеха по выработке сыра М. Куц начинал с прессовщика, потом стал оператором централизованной мойки, затем — мастером сырцеха. Самое главное в работе, по его словам, — производить качественную продукцию, держать марку завода. Акцент на такой составляющей успеха предприятия, как качество, делает и начальник производственной лаборатории Ольга ХВОЙНИЦКАЯ.

Как подчеркнула главный технолог Татьяна ВАСЮК, также выросшая на предприятии с должности обычного специалиста, завод стоит на позиции развития, что означает обновление ассортимента и выпуск новых вкусных, полезных и, главное, востребованных продуктов. В том, что очень важно поддерживать марку завода высоким качеством продукции, со своими коллегами согласны начальник производственного цеха «Слоним» Виктор ПИВОВАРЧИК и заместитель директора по коммерческим вопросам Сергей КВАРТАЛЬНЫЙ.

Каждый специалист работает на благо предприятия. И что очень важно: люди идут на работу с удовольствием, с огоньком. Об этом говорит начальник цеха по уходу за сыром Людмила СКОРОМНАЯ. Теперь ее стаж в сыроделии насчитывает 17 лет. Все тонкости производства сыра постигала будучи рабочей на распрессовке сыра, мастером солильного отделения, мастером по уходу за сыром. Как и всем ее коллегам, работа очень нравится.

На предприятии создан устойчивый благоприятный психологический климат, идет здоровая конкуренция, что позволяет специалистам максимально проявить себя в работе.

Контроль качества сырья — залог успеха

В выпуске высококачественной продукции огромное значение имеет совместная работа с сельхозпредприятиями. В состав сырьевой зоны ОАО «Щучинский МСЗ» входят 11 хозяйств Щучинского района, четыре — Мостовского и 11 хозяйств Слонимского районов. Специалисты завода контролируют производственные циклы сельхозпредприятий. Налажена своевременная поставка свежих кормов и моющих средств на молочно-товарные комплексы.

Объем переработки молока за 10 месяцев 2013 г. 130,5 тыс. тонн

Примером достойной работы является молочно-товарный комплекс «Головичполье» ОАО «Василишки» в Щучинском районе. 760 голов дойного стада стопроцентно дают молоко сорта «экстра», что обеспечивается целенаправленной работой специалистов комплекса. Не реже двух раз в месяц проводятся исследования на скрытые маститы, подозрительные животные переводятся в отдельную секцию и подвергаются лечению. Определенный технический уход за животными, обеспечение подстила, использование качественных моющих и дезинфицирующих средств — все это строго соблюдается работниками комплекса. Кроме того, с 2009 года ведется племенная работа по разведению коров голштинской породы, дающих молочные рекорды по продуктивности и качеству продукции. При этом животные находятся на круглогодичном стойловом содержании, спокойно получая свой корм.

Елена РУДНИЦКАЯ Продукт. BY

ОАО «Щучинский маслосырзавод» 231513, Республика Беларусь, Гродненская обл., г. Щучин, ул. 17 сентября, 45 Тел./факс: +375 (1514) 29-592, 28-003 E-mail: mszkomotd2012@yandex.ru