О новых стандартах пищевой промышленности и продвижении наших товаров

14 ноября отмечался Всемирный день качества. Именно этот показатель — ключ к успеху в деятельности любого предприятия, любой отрасли. Тем более когда речь идет о продуктах питания. Повышение их качества — постоянная доминанта нашей государственной политики. Тема, которая в одинаковой степени волнует и государство, и бизнес, и каждого потребителя. И тут важная роль отводится органам по стандартизации, сертификации, испытаниям. Как выстроена система, с какими препятствиями приходится сталкиваться на внешних рынках и каким продуктам питания отдает предпочтение председатель Госстандарта — об этом и не только рассказал руководитель ведомства Валентин Татарицкий.

Качество — залог успеха

— Валентин Болеславович, кто и как определяет качество продукции?

— Реестр Национальной системы аккредитации страны сегодня включает более 2300 испытательных лабораторий. Из них испытания пищевой продукции на соответствие требованиям технических регламентов, государственных стандартов, санитарных правил и других нормативных документов по безопасности и качеству проводят 539 аккредитованных лабораторий, в том числе 236 — в рамках требований 12 технических регламентов ЕАЭС в сфере пищевой продукции.

С 1 октября введен ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий». Он идентичен новой версии международного стандарта ISO/IEC 17025-2017. Его применение обеспечивает доверие к результатам испытаний и реализует основной принцип: испытано единожды — признано везде. Сейчас оценку на соответствие новой версии стандарта проходят более 240 отечественных лабораторий. А до 30 ноября следующего года все аккредитованные лаборатории страны должны перейти на новую версию стандарта, что установлено Международной организацией по аккредитации лабораторий.

— Вы уже говорили, что отечественные производители постоянно повышают качество своей продукции. Если посмотреть на это с точки зрения стандартизации, как вы оцениваете их уровень?

— Прежде чем дать оценку, отмечу, что одно из основных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности и качества пищевых продуктов и продовольственного сырья, как раз и есть проведение работ по внедрению на предприятиях современных систем управления на основе международных стандартов. И надо признать, что производители пищевых продуктов уделяют этой работе серьезное внимание.

Достаточно активно внедряются стандарты, устанавливающие требования к системам менеджмента безопасности пищевых продуктов. И самое главное — к организациям, занимающимся на системном уровне безопасностью пищевых продуктов, растет доверие потребителей.

Еще один несомненный плюс — открываются возможности для выхода на новые рынки сбыта и участия в масштабных проектах. К примеру, во время проведения II Европейских игр в Минске обязательным условием поставки продовольствия для питания спортсменов являлось наличие сертифицированных систем НАССР или ISO 22000.

Сейчас в стране завершается разработка государственного стандарта СТБ ISO 22000 «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в пищевой цепи», идентичного новой версии международного стандарта. Для понимания: данный стандарт будет выделять риск на операционном уровне и риск на стратегическом уровне. Благодаря этому предприятие сможет найти возможности для достижения конкретных бизнес-целей.

И еще. Внедрение изготовителями пищевой продукции гармонизированных с международными требованиями стандартов на системы менеджмента безопасности пищевой продукции — один из факторов, подтверждающих повышение безопасности и конкурентоспособности пищевой продукции, а это уже совершенно иные возможности для снижения технических барьеров в торговле и расширения поставок.

По единым правилам

— Если говорить о барьерах, сразу вспоминается ЕАЭС. Ведь в интеграционном объединении на разных уровнях тема их устранения возникает с регулярной периодичностью. Это касается и продуктов питания. Что делается в этом направлении?

— Как известно, в ЕАЭС действуют обязательные требования в виде технических регламентов. Всего в союзе принято 48 таких регламентов, из которых 12 — то есть четверть — касаются пищевой продукции. Требования сформулированы в самом регламенте либо в тех стандартах, которые обеспечивают его выполнение и включены в соответствующие перечни. Так вот, наша задача — обеспечить современный уровень технических регламентов, требования которых будут гармонизированы с европейскими стандартами, стандартами стран-партнеров. И это ключевая задача Госстандарта. Поскольку мы являемся в стране координатором вопросов в сфере стандартизации, то сотрудничаем со многими зарубежными организациями в этой области. И у нас есть правовое поле для того, чтобы пользоваться лучшими международными стандартами и применять их в стране в качестве национальных.

И сегодня потребитель приходит к пониманию того, что если продукт изготавливается по стандарту, который известен всем, то это качественный продукт. Наша задача — создать базу современных стандартов и внедрить их на практике. В стране с этим проблем нет. Они возникают, когда речь идет о единых подходах в ЕАЭС. Приведу характерный пример. Мы разработали технический регламент, сформулировали технические требования. А время не стоит на месте. Требования периодически необходимо актуализировать. И вот тут возникают проблемы для тех производителей, которые хотят выйти со своей продукцией за пределы ЕАЭС. Чтобы принять изменение в регламент, нужно согласие всех пяти стран, которые входят в состав союза. И иногда этот процесс затягивается на годы.

— А с какими инициативами в последнее время выступала наша страна?

— Инициатив от нашей страны исходит много. Из последних — в плане маркировки. Дело в том, что иногда производитель информирует о составе продукта так, что без лупы его не прочесть. И мы предложили ввести критерий читаемости, контрастности маркировки, установив требования к высоте шрифта, которые необходимо будет соблюдать при указании отдельных сведений. Ранее такие требования не являлись обязательными. Так, шрифт размером не менее 2 мм будет применяться для указания наименования пищевой продукции, количества, даты ее изготовления и срока годности. Состав, условия хранения, наименование и место нахождения изготовителя, рекомендации по использованию, показатели пищевой ценности (для специализированной пищевой продукции) должны быть указаны шрифтом не менее 0,8 мм. Для плавного перехода к новым нормам предусмотрен определенный временной период — до конца апреля 2021 года. Такие требования сделают маркировку более понятной и воспринимаемой для потребителя, позволят ему лучше ориентироваться в выборе нужных продуктов.

На завершающей стадии разработки находятся корректировки в регламент на пищевую продукцию в части требований к шоколаду и шоколадным изделиям. Предусматривается установить нормы к содержанию какао-масла, какао-продуктов в таких изделиях. Эти показатели являются основными идентификационными признаками данной продукции.

Мы инициировали внесение изменений в технический регламент Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» в отношении указания конкретного вида растительного масла (пальмовое, рапсовое, оливковое и др.) в ее составе. Возникло такое предложение исходя из обращений граждан.

Проверка покажет

— Известно немало фактов, когда производители продуктов не всегда ведут честную конкурентную борьбу. И привлекают потребителя выделением неподтвержденных преимуществ своей продукции, в первую очередь заявляя о ее качественных характеристиках, в том числе о сорте, категории и так далее. Как противостоять таким недобросовестным практикам?

— Да, перечисленные вами показатели являются важнейшими составляющими потребительского выбора. Однако действительно практика показывает, что очень часто заявленные «высший сорт» или «первая категория» не находят подтверждения. К тому же идентифицировать при надзоре, на основании какого документа сделано такое заявление, весьма проблематично: его обозначение часто не приводится в маркировке продукта. Чтобы исключить возможность введения потребителей в заблуждение о качественных показателях пищевой продукции, сократить случаи недобросовестной конкуренции, в уже упомянутый мною технический регламент Таможенного союза по маркировке пищевой продукции предлагается внести требование об указании на упаковках и этикетках обозначения стандарта или технических условий, по которым выпущен продукт. Следует отметить, что это требование не является новым для рынка. Его уже выполняют изготовители молока и молочной, а также масложировой продукции. Это предусматривают технические регламенты на данную продукцию. Поэтому внесение данного требования расширит круг изготовителей, для которых оно станет обязательным. Возникла данная инициатива опять же по обращениям граждан, а также по результатам надзорной деятельности в стране.

Большая работа проводится над соглашением по гармонизации подходов в сфере надзора. Наша позиция: необходимо приходить к тому, что мера ответственности должна быть у каждого участника рынка — изготовителя, импортера, продавца и так далее. Тогда будет наведен порядок. К слову, у нас есть реестр опасной продукции, запрещенной к ввозу и обращению на территории страны. Постановлением Правительства определено, что при осуществлении госзакупок нельзя рассматривать на тендерах продукцию, находящуюся в этом реестре.

Определенные шаги по защите рынка от небезопасной продукции делаются и в рамках союза. Сейчас страны отрабатывают механизм обмена информацией о выявленной продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов ЕАЭС. Пока пилотный проект охватывает шесть таких документов: на игрушки, продукцию для детей и подростков, низковольтное оборудование, колесные транспортные средства, молочную и мясную продукцию. Как видите, процесс живой, постоянный, учитывает и тенденции развития рынка, и требования потребителей. Поэтому очень важно быть вовлеченным в этот процесс, отслеживать его, чтобы продвигать свои интересы.

Госстандартом разработан и принят порядок формирования и ведения реестра производителей органической продукции.

При этом хочу отметить низкую активность белорусского бизнеса. Такие требования в странах союза лоббируются именно бизнесом. И производители участвуют во всех совещаниях и отстаивают свои коммерческие интересы. Мы предлагаем нашему бизнесу: приходите, высказывайте свое мнение, озвучивайте ваши предложения. К сожалению, пока очень низкая активность.

Содействие экспорту

— Глава государства неоднократно озвучивал свое требование по расширению рынков сбыта и диверсификации экспорта. И треть продукции должна поставляться на рынки «дальней дуги». Что предпринято Госстандартом в части содействия предприятиям в этом направлении?

— По линии Госстандарта проделана большая работа. Один из наглядных примеров: у всех на слуху продукция халяль. Популярность и востребованность продовольствия, изготовленного в соответствии с мусульманскими традициями, открывает новые возможности для бизнеса, в том числе и нашей страны. По аналитическим исследованиям маркетинговых организаций, страны Персидского залива являются одним из самых перспективных рынков в мире, а население этих стран достигнет в 2019 году почти 60 млн человек. И эти страны нам прямо говорят: мы заинтересованы в вашей продукции, но она, помимо высокого качества, должна соответствовать требованиям халяль. К нам приезжала делегация партнеров из ОАЭ. Показали наши производства, им понравилось. Но не было подтверждающих документов, что продукция выполнена по требованиям халяль.

На тот момент у нас было большое преимущество. В 2018 году наша система аккредитации получила признание Европейской организации по аккредитации и международных организаций по аккредитации. И благодаря этому мы получили признание органа по аккредитации нашей страны — БГЦА — по направлению халяльной продукции.

Следующий шаг — аккредитация органа, который будет заниматься сертификацией этой продукции. В этой работе были задействованы как БГЦА, так и в консультационно-методическом плане — Муфтиат и Белорусский государственный институт метрологии. В результате был аккредитован «Белхаляль». Сегодня сертификаты, которые он выдает, признаются в странах Персидского залива. Уже 21 предприятие сертифицировано по канонам халяль. Пока это в основном касается поставок молочной продукции. Но аналогичная работа проводится и в направлении мясной продукции.

Безусловно, один из самых перспективных рынков «дальней дуги» — Китай. Первое, что мы сделали, — подписали ряд соглашений. Одно из них касается обеспечения национальными стандартами КНР. В рамках его выполнения БелГИСС — национальному институту по стандартизации — предоставлен доступ и сформирована англоязычная библиографическая база данных «Национальные стандарты КНР», объем которой составляет 39 044 стандарта. Ведь большая проблема для производителя — знать требования страны, куда планируются поставки продукции. При этом база постоянно актуализируется. Ее наличие позволяет осуществлять тематические подборки и обеспечивать текстами китайских стандартов наши предприятия при наличии их запросов.

В тренде

— И в заключение хочу поговорить с вами о тренде на органическую продукцию. Как раз через четыре дня вступает в силу закон страны о производстве и обращении такой продукции. По-вашему, это просто очередное современное веяние или у этой продукции хорошие перспективы?

— Для начала надо определиться, а что же такое органическая продукция? По большому счету, это то, что выращивали наши предки. Ни пестицидов, ни удобрений не применяли. В глубоком понимании это идеал, к которому надо стремиться.

Сегодня такая продукция есть и имеет своего потребителя. Для развития этого сегмента в нашей стране создается соответствующая инфраструктура, в том числе и в области подтверждения соответствия. Госстандартом разработан и принят порядок формирования и ведения реестра производителей органической продукции. Он будет содержать сведения о производителях органической продукции, имеющих сертификат соответствия, выданный в Национальной системе подтверждения соответствия, и видах выпускаемой ими продукции. Реестр будет размещаться на официальном сайте Госстандарта.

Утвержден знак «Органический продукт» для использования в маркировке. Сертификация продукции и процессов ее производства может быть проведена только аккредитованными органами по оценке соответствия, которые должны в обязательном порядке иметь аккредитованную испытательную лабораторию.

В настоящее время подтверждена компетентность органа по сертификации продукции НПЦ по продовольствию в части расширения области аккредитации по направлению «Органическая продукция и процессы ее производства». Рассматривается заявка на аккредитацию от БелГИМ. И уже отмечается заинтересованность со стороны отечественных организаций. Свою главную задачу Госстандарт видит в том, чтобы обеспечить потребителю гарантию того, что сертифицированный продукт действительно является органическим.

Источник текста и иллюстраций: Газета «Рэспублiка»