Российская молочная отрасль спустя 10 лет продэмбарго: комментарий эксперта

Юрий Власенко
управляющий партнер стратегического бюро «Лучшие практики» (Россия)

10 лет назад произошло событие, которое во многом предопределило дальнейшее развитие всех отраслей АПК, в том числе и молочной отрасли. Было введено эмбарго, которое стало ответом на секторальные санкции ЕС, США, Канады и других стран. Произошло это 6 августа и сегодня мы хотели бы посмотреть на текущую ситуацию на рынке: какой стала молочная отрасль спустя 10 лет действия продэмбарго.

Хотя предупреждения о введении ответных санкций обсуждалось много месяцев, не все оказались готовы к такому резкому повороту. На примере компании в которой я работал в то время, могу сказать, что кризисные совещания у нас проходили практически ежедневно, включая выходные. Это было обусловлено тем, что по некоторым категориям мы, как и многие компании, имели зависимость от импорта до 90%. Однако, как показала история, для части секторов молочной отрасли, эмбарго стало настоящим импульсом для развития.

Особенно это видно на примере сыроделия. Оно, по сути, получило вторую жизнь и инвестиционную привлекательность. Сегодня сыроделие по большинству континентальной группы сыров удовлетворяет внутреннюю потребность, а по некоторым, по моему мнению, уже имеет перепроизводство.

Также неплохие условия для развития получили проекты по глубокой переработке молока. Часть проектов по выпуску продуктов глубокой переработки молока были реализованы. Некоторые реализуются сейчас.

На категорию цельномолочной продукции решения, принятые 06/08/2014 особого влияния не оказали, т.к. они не распространялись на продукцию из любимой Беларуси.

Чего мы лишились? В первую очередь отраслевой конкуренции с передовыми странами и возможности равняться на лучшие идеи. Ведь как было до санкций? В йогуртах многие из нас ориентировались на Danone, в сырах — на Францию, Германию, Италию, даже Польшу.

И вот, теперь, если нужно показать технологу ориентир, нельзя просто так пойти в магазин и купить его. Теперь нужно было идти на стихийный рынок за кусочком «серого» импорта.

И эта ситуация стала создавать вкусовую и технологическую девальвацию. Кто сейчас помнит вкус настоящей выдержанной Гауды, пекорино-романо или настоящего нормандского камамбера? В памяти потребителя эти вкусы стираются и это не является хорошей тенденцией. По этой причине в отрасли мы сталкиваемся с явлением когда пармезаном называют разве что не «воду», вкус грюйера такой, что швейцарцы и французы плакали бы кровавыми слезами.

Безусловно, хорошие высококачественные предложения тоже есть. Но их пока мало. Обусловлено это отсутствием отраслевой конкуренции. И это похоже на ситуацию с марафонцем который бежит без соперников. Т.е. если постараться, ты пройдешь эти 42 195 м пешком, но удовольствия, скорее всего, не получишь. В технологических отраслях, как и в спорте, важна состязательность.

Аналогичная ситуация, например, в категории йогуртов и напитков, особенно функциональных. Мы, конечно, пытаемся что-то внедрять. Но не можем сравнить результат с настоящим исландским скиром или высокобелковым обезжиренным Chobani.

Также нам стали малодоступны новые идеи в упаковках. Осенью 2023 года я посещал Anuga Food в Кельне и одной из целей поездки было как раз изучение новых упаковочных решений. За десятилетие их появилось огромное количество, и в ПЭТ, и в упаковках от SIG или Tetra Pak.

Что же случится если завтра эмбарго снимут?

Очередной кризис для ряда предприятий. Крупные компании, накопившие опыт, знания, воспитав персонал, создав торговые марки и сформировавшие потребительскую лояльность, конечно сохранятся и будут продолжать развитие. Часть игроков исчезнет, и это естественное движение в бизнесе.

С отменой эмбарго с большой вероятностью бренды FMCG массово вернутся в медийное пространство и возобновят активную конкуренцию, а мы, потребители, будем узнавать больше интересного, получим доступ к новинкам в категории функциональных продуктов, напитков, сыров.

И это очень важный положительный эффект. Конкуренция гораздо лучше для бизнеса и нам ее не стоит бояться, если работа построена на фундаменте лучших практик. Тот же Ламбер, запущенный в 2003 году и в условиях жесточайшей конкуренции развивающийся до 2014 года. Проект Вимм-Билль-Данн «Иммунеле» как конкурент «Актимель» от Danone. Йогурты Neo в первой генерации, дававшие прекрасные продукты и идеи для потребителя.

Эмбарго, безусловно дало невероятный импульс для развития молочной переработки. И это важно для бизнеса. Минусом остается отсутствие качественной конкуренции. Вспомните 70-летнее отсутствие конкуренции в автомобильной промышленности СССР, в результате чего когда после падения барьеров на рынок хлынул импорт, мы вдруг узнали, а что же такое автомобиль.

Надеюсь, что мы переживем это время взаимных санкций и дойдем до периода когда окрепшая и сильная молочная отрасль встретит достойных конкурентов, а потребитель получит великолепное разнообразие полезных и функциональных продуктов.

Новости по теме