Обзор: пальмовый рынок Индонезии
- 16.11.2018 12:10
Пальмовое масло — самый распространенный из насыщенных жиров растительного происхождения. Повсеместно используемое во всем мире, оно часто становится объектом нападок со стороны СМИ и цитируемых «экспертов» — конкретно в России негативный фон вокруг растительных жиров настолько велик, что наткнуться на новости о вреде продуктов «с пальмой» можно практически каждый день. Milknews отправил корреспондента в Индонезию — страну, где производят больше всего пальмового масла в мире.
Индонезия на мировом рынке пальмового масла
Масло, получаемое из плодов масличной пальмы, используется почти во всех странах мира — спектр применения не ограничивается только пищевой промышленностью, оно широко используется в олеохимии и производстве биотоплива.
На мировом рынке основными покупателями пальмового масла являются Индия, Китай и страны Евросоюза. Индонезия, в свою очередь, не первое десятилетие является крупнейшим производителем пальмового масла — на сегодняшний день доля этой страны в мировом производстве составляет около 60%. Второй крупнейший игрок на пальмовом рынке — располагающаяся по соседству Малайзия, на пару с Индонезией производящая до 90% пальмовых жиров во всем мире.
Несмотря на агрессивную антирекламу пальмового масла, до сих пор имеющую свою нишу в США и Европе, на мировой рынок это не влияет — тенденцию к росту показывает как производство, так и потребление. Так, в 2017 году пищевое потребление пальмового масла в Евросоюзе достигло отметки 3,6 млн тонн (в России — 775 тыс. тонн).
Индонезия планирует и дальше увеличивать производство, отталкиваясь от прошлогодней отметки в 42 млн тонн сырого пальмового масла, при этом государство в ближайшем будущем планирует вложить больше в господдержку средних и малых производителей.
Переход на интенсивное развитие
С сентября 2018 года в Индонезии действует мораторий на создание новых плантаций масличной пальмы, который продлится три года. С одной стороны, это обусловлено желанием государства проконтролировать вырубку лесов (которая становится главным объектом жалоб со стороны европейцев), с другой — давно назрела необходимость проверить эффективность маленьких фермеров, так называемых смоллхолдеров (имеющих плантации площадью до 25 га), занимающих почти половину плантаций в стране — им теперь необходимо придумать, как увеличивать урожай с каждого гектара.
На самом деле, политика наложения мораториев для Индонезии не в новинку — так уже было в 2011 году, когда ограничение распространялось только на крупных землевладельцев и задумывалось как возможность расширения мелких фермерских хозяйств. Однако в 2016 году государство решило изменить проводимую политику и анонсировало новые ограничения, еще более жесткие.
Поэтому теперь рост производства будут обеспечивать большей эффективностью. Сегодня средняя урожайность фермерского гектара составляет четыре тонны, путем государственной программы по субсидированию рекультивации планируют увеличить урожайность еще — до шести тонн. Для сравнения, в Малайзии общая площадь пальмовых плантаций меньше, но свою долю на мировом рынке страна получила как раз из-за высокой эффективности — у них с одного гектара собирают до 12 тонн урожая.
Тем не менее, Индонезия все равно остается впереди как по объемам, так и по поставкам — из всего производимого в стране пальмового масла более 70% уходит на экспорт. За последние 10 лет объемы производства удалось увеличить в два раза, и это точно нельзя назвать эффектом низкой базы — в 2008 году Индонезия производила 19.2 млн тонн, в 2017-ом — 42 млн.
Индонезийский экспорт ориентируется не только на пищевые масла, в данный момент в стране активно продвигается идея экспорта биотоплива — в ближайшем будущем будет реализована госпрограмма по поддержке производства биодизеля. Государство делает большую ставку на продвижение экологически чистого продукта на внешние рынки, учитывая, что основная часть европейских нападок на индонезийское производство связана с защитой окружающей среды.
Планы по дальнейшему расширению экспорта сфокусированы на поиске новых рынков: например, планируется начать поставки в Пакистан, Бангладеш и Южную Африку, также ведутся переговоры с Китаем касательно ввозных пошлин.
Примечательно, что Индонезия берет курс на увеличение количества партнеров, а не на увеличение поставок в уже имеющиеся страны. Несмотря на это, в течение года в Рунете периодически появлялись новости о том, что Россия увеличила поставки пальмового масла в таком-то месяце чуть ли не в полтора раза — как потом выяснилось, ежемесячные колебания не сильно меняют годовой объем импорта, и на потреблении это сказывается в еще меньшей степени.
Отношения с Россией
Если говорить о России, то к нам пальмовое масло привозят исключительно для пищевой промышленности. 98% пальмового масла и его фракций уходят на производство масложировой и кондитерской продукции.
Из 892 тысяч тонн пальмового импорта в прошлом году 82% пришлось на Индонезию, на втором месте — Малайзия, а замыкают тройку лидеров Нидерланды, реэкспортирующие пальмовое масло в европейскую часть России через Калининград. В России всего 13% из ввозимых пальмовых жиров используются в производстве молокосодержащей продукции, еще 3% — в производстве маргаринов и спредов.
Импорт индонезийского пальмового масла в Россию из года в год растет незначительно, и мы все еще сильно отстаем как по объемам поставок, так и по потреблению, от европейских стран-лидеров. Для сравнения, пищевое потребление пальмового масла в 2017 году в Бельгии составило 30 кг на душу населения, в Нидерландах — почти 39 кг, а в России этот показатель составляет 5,5 кг на человека.
Говорить о резком увеличении импорта пальмового масла из Индонезии еще рано, но об укреплении отношений между двумя странами речь идет уже давно. Как минимум, о новом витке в торговле продукцией АПК можно судить по недавнему заявлению министра промышленности и торговли Дениса Мантурова. По его словам, Россия в ближайшее время рассчитывает увеличить поставки в Индонезию мясной и молочной продукции, а также мяса птицы. В октябре стало известно, что для дальнейших взаимодействий страны сформировали рабочие группы по морскому и рыболовному сотрудничеству, а также по сельскому хозяйству. Приятным бонусом в развитии российско-индонезийских отношений станет прямой рейс Москва-Денпасар (Бали), который обещают запустить в ближайшее время.