Новая «молочная» стратегия

Научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско­образовательного центра (BEROC) Олег МАЗОЛЬ рассказал о состоянии белорусского молочного рынка в интервью газете «Белорусы и рынок»:

Белорусским производителям молочной продукции стоит придерживаться новой рыночной стратегии — выстраивать долгосрочные отношения с контрагентами и ориентироваться на мировые цены.

Первая половина года ознаменовалась очередными претензиями со стороны российских контролирующих органов к белорусским производителям молочной продукции. В частности, претензии касались качества молокопродуктов. Вопрос не праздный: Беларусь находится в мировых лидерах по производству молока на душу населения, а экспортная выручка от продажи молочной продукции уступает только экспортной выручке в нефтепереработке и добыче калийных удобрений.

Даже на официальном уровне было заявлено, что дело совсем не в качестве отечественной продукции, а в стремлении российских производителей с помощью ограничительных мер обеспечить рост собственных продаж. Для Беларуси такой поворот является критичным, поскольку почти 90 % экспортной молочной продукции направляется в РФ. C 2014 года молочный экспорт в физическом выражении в эту страну увеличился на 24 %.

В 2017-м Беларусь стала основным поставщиком молочной продукции в Россию. Доля нашей страны составила 79 % от общего объема импорта творога и кисломолочной продукции, 92 % молока и сливок, а также 78 % сухого молока. Доля отечественных товаров на всем российском рынке составляет примерно 20 %.

Ключевые претензии производителей из РФ связаны с низкими ценами на поставляемую молочную продукцию, что, по их словам, разрушает местный рынок. Дело в том, что в последние три года российские предприятия активно наращивали инвестиции. Это позволило увеличивать объемы производства сырья на 2—3 % в год и, соответственно, замещать освободившуюся после введения санкций долю рынка.

Правда, из-за падения покупательной способности россиян снизился спрос на молочном рынке РФ и часть потребителей начала отказываться от дорогих продуктов и покупать дешевые, в частности белорусские. В результате цены начали снижаться, а на российском рынке в начале нынешнего года сформировались существенные излишки молочной продукции. Их было приблизительно на 72 % больше, чем в аналогичном периоде минувшего года. Как следствие, претензии к отечественным молочникам возникли уже в начале 2018-го, а не в мае — сентябре, как в предыдущие годы, когда проблемы обусловливались сезонным ростом производства молокопродукции.

У Россельхознадзора накопилось более шестидесяти претензий, ведомство ввело дополнительный усиленный контроль. Более того, от российских предприятий, скорее всего, потребуют объяснений, почему они не купили местное сырье для собственного производства, а используют сухое молоко из Беларуси. В I квартале 2018 года результатом введенных Россельхознадзором ограничений стало 13,9-процентное снижение экспорта молочной продукции в физическом объеме (в пересчете на молоко) из Беларуси в Россию.

Подозрения в отношении попыток ограничить конкуренцию со стороны отечественных производителей на российском рынке имеют под собой основания. Нужно отметить, что для Беларуси это не только прямые финансовые потери. В данном случае необходимо учитывать и косвенный урон, причиненный нашей молочной отрасли. Это прежде всего ущерб, нанесенный репутации производителей, со всеми вытекающими последствиями в виде потенциального изменения в худшую сторону отношения потребителей к продукции, а значит, снижения продаж и потери доли рынка.

В нынешних условиях наилучшей стратегией молочной отрасли Беларуси являются диверсификация рисков в части экспортных поставок, поиск новых рынков и более настойчивое отстаивание собственных интересов на российском направлении. При этом должно выполняться главное условие: отечественным производителям молочной продукции необходимо сохранить прежние объемы продаж и не снизить их прибыльность.

При выходе на новые рынки, во-первых, необходимо добиваться подписания долгосрочных контрактов. Во-вторых, цена поставок должна зависеть в первую очередь от мировых котировок на различные виды молочной продукции. Все это позволит обеспечить стабильный уровень прибыли и устойчивое развитие белорусской молочной отрасли.