На «Коммунарке» начали монтировать оборудование за 10,5 млн евро

Масштабная модернизация, выпуск новых видов шоколадной продукции, расширение географии экспорта. Что происходит на самом сладком предприятии ленинского района, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал генеральный директор СОАО «Коммунарка» Иван Данченко.

— Иван Иванович, не имея профильного образования и не владея технологиями конфетного производства, сложно руководить кондитерской фабрикой?

— Это же одно из подразделений агропромышленного комплекса. А у меня половина жизни связана с сельским хозяйством, производством животноводческой продукции, растениеводством. Работал заместителем председателя Волковысского агропромышленного объединения. Что такое Волковыск? Это «Беллакт», мясокомбинат, консервный завод. Мы первыми в Гродненской области начинали мощнейшую программу модернизации наших молочных заводов, мясокомбинатов. Приобретение технологического оборудования, изучение опыта зарубежных стран и новых технологий — это впоследствии пригодилось и на новом месте: все было понятно и просто. Можно выдумывать нечто свое, а можно отправить десять человек в десять стран, чтобы они привезли по десять колбас. Вот привезли сто колбас, мы выбрали для себя что-то нужное, а затем купили эту технологию. Такая же схема работает и на «Коммунарке». Когда приезжаем со всемирной выставки в Кёльне, где представлены практически все ведущие мировые производители, привозим 40–50 кг конфет. Отбираем самые интересные и необычные вкусы, а технологи на их основе разрабатывают новые виды конфет.

— В мире шоколада, кажется, сложно придумать что-то новое.

— Надо чем-то удивлять, потому что нынешний потребитель на самом деле пресыщен. Для того чтобы развивалась кондитерская отрасль, необходимо иметь современные технологии. У нас есть уникальные изделия, их не могут повторить ни на любом из производств постсоветского пространства, ни на европейском. Те же «Кузнечик» или «Столичные». Поэтому будем сохранять и развивать рецептуру оригинальных конфет. Наши инженеры работают над тем, чтобы увеличить мощности по их выпуску. Но есть технологии, которые действительно существуют в каждом областном центре. Это старые карамельные линии, однотипные конфеты наподобие батончиков. Оттого и стоит задача сохранить только уникальные, неповторимые вкусы, которых ни у кого нет, а устаревающие мощности переоснастить. То есть поставить новое оборудование, чтобы оно делало ту же выжимную двух-, трехслойную конфету. Например, пралине, карамель, да еще посыпанные чем-нибудь.

— Означает ли это, что минчан вскоре ожидают сюрпризы?

— Начали монтировать оборудование, приобретенное за десять с половиной миллионов евро. Можно будет использовать технологию, которую называют «холодный штамп». Уникальность ее в том, что появится возможность изготавливать шоколад и шоколадную продукцию с тонкой корочкой и новыми начинками. Линия позволит увеличить производство не менее чем на 3 тыс. т высокотехнологичных кондитерских изделий, аналогов которым в Беларуси еще нет. Делается холодный шоколадный штампик, заполняется различными начинками, вафельками, орешками. У нас будет свой киндер-шоколад, сложная шоколадная плитка с двухслойными начинками. Такие технологии сегодня существуют у ведущих мировых производителей, выпускающих высококачественный шоколад. Аналоги начнем производить у себя, но уже с привычными нам вкусами — те же малина, вишня. До конца года линию смонтируем, запустим и продегустируем первую продукцию. Массово выпускать начнем в первом квартале следующего года.

— Масштабная модернизация производства продолжается, и средства вкладываются немалые. Деньги берете у государства?

— У нас нет незакрытых текущих кредитов. По привлеченным инвестициям рассчитывались вовремя. Поддержка со стороны государства, основного акционера, в том, что оно вложило причитавшиеся ему дивиденды в развитие фабрики. К тому же в рамках заключенных с Мингорисполкомом инвестиционных договоров получаем некоторые льготы по рассрочке уплаты таможенных пошлин за ввезенное новое импортное оборудование. Вообще работаем за счет собственной прибыли. Для закупки оборудования привлекаем иностранные кредиты, преимущественно от немецких банков, где нас знают и нам доверяют. Нюанс в том, чтобы на немецкие деньги закупить и запустить в производство немецкие машины, не привлекая ресурсов отечественных банков. Кредиты берем под 2–4 % годовых. Затем зарабатываем прибыль и, как правило, в течение пяти лет рассчитываемся с кредиторами.

— Продукции фабрики, по вашим словам, не хватает ни на внутреннем, ни на внешних рынках. Похожее было и до модернизации сахарных и овощеперерабатывающих комбинатов. Сегодня сахара переизбыток, как и овощных консервов. Не боитесь оказаться в такой же ситуации?

— Боимся. В кондитерских изделиях сахара 50 %. Когда отечественный сахар на 20 % дороже российского, это создает дополнительные издержки. Карамельная патока, которую делаем из белорусской кукурузы, на 30 % дороже, чем у ближайших соседей.

— Но по цене и по количеству ассортимента вы проигрываете конкурентам…

— В дешевом сегменте. У нас не падают продажи конфет дорогого ассортимента. Наоборот, увеличили производство тех же «Столичных», «Белочки» на 20 %, массово растет выпуск шоколада. По большому счету мы особо и не перестраивали карамельный цех. Это уже следующий этап развития, посмотрим, какие новые интересные технологии появятся.

— Ожидает ли предприятие в будущем расширение?

— Немодернизированным остался только цех с карамельным производством. Здание построено до войны и по техническим параметрам не подходит для монтажа тяжелого технологического оборудования. В соответствии с разрабатываемым ПДП Минска планируем реконструировать клуб на улице Тростенецкой и построить еще один производственно-административный корпус. Там же будет налажено новое карамельное производство. Но это задачи на следующую пятилетку.

— Как развивается экспорт на осваиваемый рынок Китая?

— Есть определенные сложности. Следует понимать его особенности, вкусы и предпочтения. Если белорусы в год в среднем потребляют 40 кг сахара, то китайцы — 8–10 кг. У них специфические предпочтения, и мы подстраиваемся под них. Участвуем в выставках, находим контрагентов, приглашаем китайских потребителей продегустировать нашу продукцию и создаем под них продукт. Разработали несколько видов конфет с пониженным содержанием сахара, которые заинтересовали китайских покупателей. Сейчас мода на них пришла и к нам. Но не всегда наши традиционные вкусовые предпочтения совпадают с китайскими. Главное, чтобы продукция была востребованной на новом рынке. Белорусы скоро тоже смогут попробовать продукцию, разработанную для Китая. Сегодня активно идет сертификация наших изделий в КНР, после чего начнем ее серийное производство. Совместно с белорусской сахарной компанией будем создавать представительство, начинать освоение китайского рынка.

— Придется нелегко, ведь аналогичные мировые компании тоже не спят в шапку.

— Да, но и китайский рынок на самом деле огромный. Хватит места всем.

— Очевидно, что фабрика с вашим приходом преобразилась. К преодолению каких сложностей должен быть готов руководитель крупного предприятия?

— За время моей работы (5 лет) в 1,5 раза увеличились производство и продажи конфет, удвоился экспорт, модернизировано производство. Очень многое зависит от руководителя: он должен быть менеджером-управленцем, способным скоординировать работу и усилия всех служб для достижения поставленных целей. А это огромные риски. Не каждый возьмет на себя ответственность.