На базе ОАО «Лидские пищевые концентраты» планируется освоить расфасовку кофе.

Продукция ОАО «Лидские пищевые концентраты» – приправы, пряности, каши, кисели, супы, кукурузные палочки – для наших соотечественников в представлении не нуждается.

На нее существует устойчивый спрос, и в нынешнем году уровень ее реализации не падает. Более того, на предприятии планируют увеличение объемов продукции, в том числе – за счет расширения ассортиментного перечня. Например, в предстоящий период планируется расширить линейку приправ, а сейчас в разработке находятся новые виды кукурузных палочек. Недавняя командировка руководителя предприятия во Вьетнам тоже предполагает новые возможности. На днях мы встретились с генеральным директором ОАО «Лидские пищевые концентраты» Александром КИЖУКОМ и попросили рассказать об этом подробнее.

– Александр Евгеньевич, вначале хотелось бы узнать: какие дороги привели вас именно во Вьетнам?

– Я посетил эту страну в Юго-Восточной Азии с белорусской делегацией. В ее составе были также заместитель Министра торговли РБ Эдвард Матулис, гендиректор «Белбакалеи» Анатолий Ткачев. Поездке предшествовало поручение Премьер-министра нашей страны о создании в Беларуси совместного предприятия по расфасовке кофе. Решено (если данная идея воплотится в жизнь) создать СП именно на базе «Лидских пищевых концентратов». Изучение возможности создания совместного предприятия по расфасовке кофе было одной из задач командировки.

Также изучался вопрос о возможностях импортирования из Вьетнама черного перца горошка. Сейчас мы фасуем перец, который получаем из Европы. Естественно, получаем его по европейским ценам. Вьетнамский черный перец по вкусовым свойствам не хуже и при этом – дешевле. Единственное, что нас не устроило, – это качество очистки вьетнамского сырья. А у нас – очень строгий входной контроль. Поэтому вопрос возможной поставки черного перца пока дорабатывается вьетнамской стороной.

– А свою продукцию вы представляли во Вьетнаме?

– Сами понимаете, специи к ним возить нет смысла. У них своих хватает. Крупяные изделия – тоже. В этом регионе в достатке риса. А вот кукурузные палочки азиатских партнеров заинтересовали. У них этот продукт считается довольно экзотичным. Кукурузные палочки можно встретить в торговле, но завозят из других стран их немного и они достаточно дорогие. А наши предложения по поставкам этого продукта показались вьетнамцам более привлекательными. Мы предоставили во Вьетнам партию образцов кукурузных палочек и сейчас ждем ответа. Если палочки окажутся востребованными, мы готовы экспортировать их во Вьетнам.

– Каким белорусской и вьетнамской сторонам видится СП по расфасовке кофе? В Лиде предлагается его только фасовать или предусматривается обработка зерен, их размол?

– Хочу уточнить: по возможности создания СП (которое стало бы дополнительным производственным участком нашего предприятия) было лишь предварительное обсуждение. Рассматривался такой вариант: мы предоставим площади, а вьетнамская сторона завезет свое оборудование. Затем они будут поставлять сюда сырые зерна кофе, чтобы у нас производились их обжарка, размол и расфасовка.

С данным видом производства мы подробно познакомились, посетив во Вьетнаме самую крупную государственную компанию по выращиванию и переработке кофе – «Vinacafe». У этой компании имеются собственные обширные плантации кофе. Но есть нюанс: во Вьетнаме широко культивируется лишь сорт кофе робуста. После арабики, к которой мы все привыкли и которая в мире является сортом номер один, робуста считается наиболее популярным и значимым сортом. От арабики робуста отличается тем, что имеет специфический аромат и более крепкий и терпкий вкус. В общем – на любителя. К достоинствам робусты можно отнести то, что она дешевле и хороша в смеси с арабикой. «Белбакалея» прорабатывает вопрос поставки партии робусты в Беларусь, и сейчас изучается спрос на нее на нашем рынке. Если белорусскому потребителю этот кофе придется по вкусу, мы приступим к переговорам по созданию СП.

– А каким в целом запомнился вам Вьетнам?

– В этой стране красивая природа. Но, если честно, немного мешало то, что мы приехали в сезон дождей. Дожди шли по нескольку раз в день, и все это сочеталось с жарой и высокой влажностью. Нам, живущим в умеренном климате, переносить такую погоду было тяжеловато. А в городах поразило очень большое количество мотороллеров и велосипедов. Именно на таком транспорте люди добираются на работу и учебу. Автомобилей, наоборот, на дорогах очень мало. Они здесь очень дорогие, и иметь машину могут себе позволить лишь самые богатые. Дело в том, что в стране намеренно сдерживают приобретение населением автомобилей введением очень высоких ввозных пошлин. На это имеется серьезная причина. Во Вьетнаме очень высокая плотность населения (например, в Хошимине проживает 10 миллионов человек, как во всей Беларуси), и рост парка машин может привести к коллапсу на дорогах.

Впрочем, во Вьетнаме нет культа автомобилей, культа недвижимости, культа одежды. Люди не считают это таким уж важным. А вот к еде относятся чрезвычайно серьезно. Трапезы – это у них целый ритуал. Причем времени на это они не жалеют. А вообще, вьетнамцы – очень приветливые, открытые, гостеприимные, доброжелательные люди. Они хорошо знают про Беларусь (еще с тех пор, как Вьетнам был дружественной нам соцстраной) и очень дружелюбно относятся к белорусам.

Источник: lidanews.by