Московские чиновники напугали белорусских аграриев

На этой неделе в Минске российско-белорусская рабочая группа по «вопросам усовершенствования поставок продовольствия» будет решать, как в условиях российского эмбарго на поставки продовольствия из ряда стран не допустить его реэкспорта из Беларуси.

Белорусская сторона опасается введения запретов или ограничений на поставки продовольствия в Россию.

Ожидалось, что в Минск для участия в заседании прибудет глава Россельхознадзора Сергей Данкверт. Однако в белорусской столице его пока нет. Для предварительного обсуждения проблемы в Беларусию прибыли другие представители ведомства.

Как сообщили «НГ» источники в профильном ведомстве, рабочая группа пробудет в Минске как минимум до четверга. Все это время стороны будут искать варианты, как не пропустить в Россию запрещенную продукцию при отсутствии границ между странами-союзницами. Задача Беларуси – не допустить закрытия или ограничения поставок продовольствия в Россию.

Вчера накануне встречи начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Белоруссии Алексей Богданов говорил о том, что сторонам следует адаптировать нормативно-правовую базу под наличие российского эмбарго. «Нормативно-правовой базы, которая регулировала бы эти отношения, нет, поэтому этот вопрос будет обсуждаться на встрече», – проинформировал он.

Поводом для тревожных ожиданий в Беларуси стали предыдущие заявления Россельхознадзора. На прошлой неделе ведомство сообщило, что на российской территории были пойманы 18 т украинских томатов, зараженных калифорнийским цветочным трипсом, которые прибыли из Беларуси. «Остается неясным, где произошло заражение или перезаражение продукции, так как, например, для Беларуси западный, или калифорнийский цветочный трипс не является карантинным, будучи карантинным как для России, так и для Украины», – говорится в сообщении, распространенном Россельхознадзором. «Ситуация показала неспособность уполномоченных органов Украины и Беларуси обеспечить выполнение карантинных фитосанитарных требований стран – импортеров растительной продукции, что является нарушением основного требования международного законодательства при международных перевозках подкарантинной продукции», – констатировал Россельхознадзор. В его обещании «оставить за собой право введения дополнительных защитных мер при ввозе растительной продукции на территорию России» явственно ощущается угроза.

Россельхознадзор за время действия российских санкций в отношении продовольствия из ряда стран неоднократно сообщал, что запрещенные товары все-таки прибывают на рынок РФ с территории соседней Беларуси. «К нынешнему дню предотвращены поставки более 1300 т запрещенной к ввозу продукции в более чем 130 случаях», – сообщало это надзорное ведомство, называя такие случаи систематическими. Беспокойство российской стороны вызывает не только тот факт, что Беларусь помогает европейским странам продавать свою продукцию в обход российских санкций, но и то, что зачастую «контрабандная» продукция оказывается зараженной вредными организмами.

Неофициальные комментарии, прозвучавшие в СМИ, были еще более тревожны для Беларуси. Со ссылкой на пресс-секретаря Россельхознадзора Алексея Алексеенко сообщалось, что на встрече 13 октября будет рассматриваться даже возможность введения ограничительных мер на поставки продовольствия из Беларуси. Ранее предлагалось организовать фитосанитарные контрольные посты на дорогах белорусско-российского направления. С чем Белоруссия, впрочем, не согласилась. «Этот вопрос обсуждается, но, с моей точки зрения, такой необходимости нет», – сказал журналистам министр сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Леонид Заяц.

Разумеется, официальный Минск факты реэкспорта отрицает. Президент Александр Лукашенко в интервью программе «Вести в субботу» телеканала «Россия» уверял, что упреки в реэкспорте – следствие ошибок и недопонимания. На прошлой неделе, будучи в Москве на выставке «Золотая осень», Леонид Заяц также заявил, что белорусская граница «на замке для товаров, подпавших под российское импортное эмбарго». Глава белорусской аграрной отрасли рассчитывает, что созданная рабочая группа поможет снять возникающие вопросы и дело не дойдет до запретов и ограничений поставок. С невиновностью белорусских властей склонны соглашаться даже их российские коллеги. «Появляются дельцы, которые хотят воспользоваться ситуацией… может быть, не очень подконтрольные властям Беларуси», – предположил министр сельского хозяйства РФ Николай Федоров.

Для Беларуси запрет на поставки или ограничения по отдельным позициям, возможность которого эксперты не отрицают, не желателен. Как писала «НГ», промышленное производство в Беларуси снижается и продажи падают. В этих условиях российское эмбарго оказалось очень кстати. Местные пищевые перерабатывающие предприятия наращивают объемы производства, создают СП с европейскими коллегами по переработке их продукции, заключают контракты на поставку молочного и мясного сырья для переработки. Как сообщал Леонид Заяц, масла Беларусь продала России почти на 50% больше, чем в прошлом году, сыра – на 40%. Поэтому любые запреты и ограничения несут убытки белорусским производителям.