Вы здесь

Молоко потекло в обход санкций

О том, как повлияли санкции на молочную отрасль, — на примере одного из ведущих производителей — «Бабушкина крынка».

ПЕРЕШЛИ НА ЮАНИ

Для многих предприятий АПК наступил непростой период, и эта компания — не исключение, рассказал генеральный директор холдинга Геннадий Скитов:

— Ограничения коснулись сразу нескольких направлений. Одно из них — отгрузка продукции, ключевое в которой — расчеты. Но мы нашли подходящие для себя и контрагентов механизмы. В торговле с Китаем перевели все платежи в юани (их конвертируют в белорусские рубли). На рынке РФ расчеты в российских рублях. Эта валюта укрепилась, поэтому даже видим для себя преимущества. Ближнему зарубежью также предложили продажи в российских рублях. В Европу продукцию не поставляли, так что в этом плане болезненных изменений не ощутили.

Фото: из интернета

Ключевой партнер для предприятия — Россия. Ее доля в импорте составляет сорок процентов. Еще двадцать — Китай, а оставшаяся доля приходится на двадцать других стран на разных континентах.

— Сейчас «Бабушкина крынка» показывает лучший финансовый результат за все время своей работы, — объясняет генеральный директор. — Россельхознадзор снял ограничения на все наши филиалы — четыре завода открыты. Поэтому планируем увеличить объем поставок сыра соседям, а значит, и валютную выручку.

Предприятие выдерживает разумный баланс — на внутренний рынок реализует 55 процентов продукции, на внешний — 45. В компании понимают, что нужно не только удовлетворять спрос своего потребителя, но и наращивать валютные поступления. Они дают возможность развиваться.

— С белорусским рынком картина понятна, — поясняет предприниматель. — Мы работаем по предоплате, поэтому прогнозируем объем продаж на два-три месяца вперед.

Как и у всех остальных игроков, из-за санкций у компании появились проблемы с логистикой. Доставка автомобилями затруднена, поэтому решили перейти на железнодорожный транспорт.

Сложнее с упаковкой. Мировая компания Tetra Pak, поддержав рестрикции, отказалась поставлять тару. Но и из этой ситуации нашелся выход — холдинг ведет переговоры с китайскими производителями.

— В начале мая должны прийти первые образцы упаковок. Если нас устроит качество, наладим сотрудничество и безболезненно уйдем от старых поставщиков, — отмечает Геннадий Скитов. — Вопрос, конечно, в цене. Компании, понимая, что в Россию и Беларусь европейских поставок больше не будет, вполне могут поднять стоимость. Надеемся, что найдем баланс. В «переходный» период используем упаковку, которая еще оставалась на складах.

ГНУТ СВОЮ ЛИНИЮ

В сутки на предприятии перерабатывают около 1400 тонн сырья. Такие же объемы были и до санкций. Сердце производства — аппаратная — работает как часы. Молоко по «артериям» стекается в емкости, подвергаясь термообработке. Здесь происходят все важные процессы: пастеризация, нормализация, закваска. Потом продукт отправляется на линии упаковки и розлива. Практически все производство — закрытое, у работников нет прямого контакта с сырьем. В цехах — кристальная чистота, а сотрудники — в халатах. Безопасность превыше всего.

— Прежде чем попасть на стол к покупателю, товары проходят несколько стадий контроля, — пояснила главный специалист по производству Наталья Рубенкова. — Это касается не только готовой продукции, но и сырья.

В цехе розлива процесс не останавливается ни на минуту. Там могут наполнять двенадцать тысяч бутылок в час. По соседству — импортная линия. На завод новинка пришла в конце прошлого года. Имеющихся мощностей попросту не хватало.

— Новая линия может разливать продукцию в более мелкую тару объемом 450, триста и двести миллилитров — отличный вариант для десертной группы. Мощность — шесть тысяч бутылок в час. Это позволит расширить ассортимент, увеличить объемы выпускаемой продукции, — уверена Наталья Рубенкова.

Импортная машина принципиально отличается от существующей. С ней вышла неувязка — когда объявили санкции, специалисты зарубежной компании отказались запустить ее. А без настройки это просто дорогое железо. На предприятии устроили мозговой штурм — смогли разобраться с оборудованием без посторонней помощи. И уже в начале месяца слили первую партию ряженки.

ДЕЛО ВКУСА

Компании пришлось на ходу менять добавки для продукции, которые раньше привозили из Европы. Как это скажется на потребителе? Изменится вкус сыра, ассортимент йогуртов, но не критично — на десять-двадцать процентов. Такая мобильность помогает справляться не только в условиях санкций. В разное время года сырья то больше, то меньше. На «Бабушкиной крынке» научились подстраиваться под колебания и чувствовать, что нужно потребителю. К примеру, сейчас планируют выпускать «немолоко» и питьевые продукты с добавлением молока.

— Востребованы товары, в которых животные жиры заменяют растительными компонентами, — уточняет заместитель директора по производству Галина Титенкова. — Ход логичный: мы можем увеличить выручку за счет продуктов, которые требует рынок. Для загрузки мощностей начинаем производить позиции, не содержащие молоко.

В бобруйском подразделении холдинга разрабатывают технологии по производству растительного аналога — пшеничного, кокосового и с ароматом грецкого ореха. Через месяц новый продукт уже смогут попробовать покупатели.

Еще один амбициозный проект — производство безлактозного молока. У многих людей этот компонент не усваивается. Чтобы угодить этой категории покупателей, в холдинге занялись разработкой нового вида продукта. Его будут производить, используя особую мембранную технологию, — процент лактозы сведут к нулю.

— Планов у нас много, несмотря на сложности, — заключает Геннадий Скитов. — Но самое важное, что люди работают, мощности загружены, а у потребителей есть возможность покупать свежие и натуральные продукты.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Игорь Брыло, министр сельского хозяйства Беларуси:

— Благодаря модернизации увеличивается производство молока и повышается его качество. За последние десять лет в Беларуси реконструировали и модернизировали больше 1,6 тысячи ферм, где сосредоточено больше 65 процентов молочного скота. Практически миллион коров содержат с помощью абсолютно новых технологий.

Белорусские специалисты постоянно работают над улучшением качества молока. Если в 2010 году сорт «экстра» составлял около десяти процентов от общего объема, то в 2019-м — уже шестьдесят процентов.

Сергей Рачков, председатель Комиссии ПС по вопросам внешней политики:

— Вопросы продовольственной безопасности сегодня выходят на первый план. Это связано с ситуацией в мировой экономике и предпринятыми ограничениями коллективного Запада в отношении России, Беларуси и ряда других стран. Нельзя сбрасывать со счетов и коррективы, которые внесла пандемия. По данным ООН, есть все предпосылки сокращения выпуска сельхозпродукции, не исключается даже голод в отдельных странах. Продовольственная безопасность всегда была в поле зрения главы государства и правительства. На днях я посетил Слуцкий сыродельный комбинат. Сегодня больше тридцати процентов его продукции поставляют на внутренний рынок. Это известный бренд, но в условиях экономического давления для нас по-прежнему актуален вопрос продвижения экспорта на другие рынки. Предприятие активно работает в этом направлении. В прошлом году стоимость поставленной за пределы страны продукции составила 625 миллионов белорусских рублей, экспорт вырос на 34 процента. Приоритетным является российский рынок, но, тем не менее, предприятие активно работает над расширением географии экспорта. Пристальное внимание обращено на страны дальней дуги.

Источник: Союзное вече

Новости по теме:
Постоянный представитель Китая при ООН Чжан ЦЗЮНЬ обратился с призывом к мировому сообществу объединить...
Экспорт молочной продукции стабильно приносит Беларуси валютную выручку. В первом квартале 2022 года внешние...
«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707
+375 (17) 390-65-55
+375 (17) 390-67-77
+375 (17) 396-53-21
  +375 (17) 396-53-22

mail@produkt.by


*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.