Вы здесь

Молодой и стремительный: рынок индейки в России растет на 10-12 % ежегодно

19.02.2019

Несмотря на то, что рынок мяса индейки в РФ является сравнительно молодым, в последние годы потребление мяса индейки показывает довольно стремительный рост с ежегодными темпами на уровне 10-12%. В 2018 году объем рынка индейки достиг 269,5 тыс. т, что на 10,8% выше уровня предыдущего года, сообщает indexbox.ru.

На данный момент в пересчете на одного человека в РФ приходится менее 2 кг мяса индейки в год (для сравнения в большинстве европейских стран среднедушевое потребление мяса индейки составляет порядка 4,5 кг на человека). Основными конкурентами мяса и субпродуктов индейки являются курятина и свинина. На сегодняшний день говорить о вытеснении других типов мяса не приходится, во многом из-за вкусовых предпочтений жителей России, а также более высокой стоимости по сравнению с более привычным мясом курицы. Вместе с тем, в последние годы все больше растет количество людей, придерживающихся здоровому питанию и правильному рациону, в связи с чем увеличивается и спрос на содержащее больше полезных микроэлементов и менее жирное мясо индейки.

Одним из трендов последних лет можно назвать расширение ассортимента предлагаемой продукции: помимо охлажденных или замороженных традиционных частей тушки (голень, бедро, филе и пр.) и субпродуктов стали появляться различные полуфабрикаты из индейки, части тушки в индивидуальной упаковке, без кости или мелко нарезанные, мясо в маринаде, в пакетах для запекания и пр.

Как ожидается, в ближайшие годы рынок мяса индейки будет показывать активное развитие со среднегодовыми темпами на уровне 15%. В качестве основных драйверов роста рассматривается дальнейшее расширение ассортимента и освоение выпуска готовой или термически обработанной продукции из мяса индейки с высокой добавленной стоимостью.

Производство

На рынке мяса и субпродуктов индейки преобладает продукция российского производства, на которую приходится около 98% от объема рынка в натуральном выражении.

Промышленное производство мяса индейки в последние годы остается наиболее динамичным сектором животноводства в РФ: объемы выпуска индюшатины растут активными темпами в среднем на 13-14% ежегодно. Так, в 2017 году российскими предприятиями было произведено около 240 тыс. т в убойном весе. По итогам 2018 года, несмотря на нестабильную эпизоотическую обстановку (вспышки птичьего гриппа на предприятиях крупнейших игроков отрасли в 2017-2018 гг., которые привели к значительному сокращению поголовья) и проблемы с финансированием отдельных предприятий (приостановка работы ГК «Евродон») российские производители нарастили выпуск мяса до 269 тыс. т (+12% г/г). Небольшое замедление темпов прироста в 2017 году было обусловлено также приостановкой приостановкой деятельности одного из крупнейших предприятий отрасли — ООО «Башкирский птицеводческий комплекс имени Гафури».

Мясо индейки производится также в личных подсобных хозяйствах населения (ЛПХ), однако их доля не превышает 5% от совокупных объемов производства продукции. Отмечается, что в последние годы объемы выпуска индюшатины в секторе ЛПХ снижаются. В свою очередь, сельскохозяйственные организации активно наращивают мощности, что ведет к росту их удельной доли в структуре производства продукции по типам хозяйств.

В числе крупнейших российских производителей по итогам 2018 года можно назвать ГК «Дамате» и ООО «Тамбовская индейка» (Группа «Черкизово»), обеспечивших более половины от совокупного объема производства продукции на российском рынке.



Основной причиной такого существенного роста производства, позволившего также значительно уменьшить объемы ввозимой из-за рубежа продукции и расширить экспортный потенциал можно назвать высокую прибыль от вложений: производство индейки отличается высокой доходностью c операционной рентабельностью на уровне 10-15%, что в несколько раз выше, чем в сегменте переработки курятины.

Ожидается, что в ближайшие годы будет наблюдаться дальнейший рост объемов производства мяса индейки, обусловленный расширением производств и роста объемов выпуска продукции (ГК «Дамате», ООО «Тамбовская индейка», ООО «Краснобор» и др.), а также возможное восстановление работы ГК «Евродон» (в декабре 2018 года предприятие получило от Правительства Ростовской области субсидии в размере 144 млн рублей). При этом, для активного наращивания объемов выпуска необходимо снижение рисков возобновления вспышек заболеваемости поголовья на предприятиях.

Внешнеторговые операции на рынке

В последние годы на фоне активного наращивания производственных мощностей российскими предприятиями, наблюдалось снижение импорта продукции — его доля на российском рынке с 2015 года не превышает 3% (по итогам 2018 года доля снизилась до 1,5%).

В 2017 году наблюдалось некоторое увеличение импортных поставок (+4,1% г/г), обусловленное снижением производства птицы из-за вспышки птичьего гриппа и введением карантина на нескольких предприятиях ГК «Евродон». По итогам 2018 года объем импортных поставок индейки на российский рынок составил порядка 4 тыс. т, что на 23,3% меньше, чем в 2017 году.



Основными поставщиками продукции на российский рынок являются Казахстан, Беларусь и Чили: на них приходится около 94% от совокупного объема импорта в натуральном и порядка 95% импорта в стоимостном выражении.



С 2013 года российские производители индейки существенно наращивали объемы экспорта: если в 2013 году объем экспорта составлял менее 1 тыс. т, то по итогам 2018 года объемы отгрузки продукции на внешние рынки достиг 3,45 тыс. т (+75% к уровню 2017 года).



Основные потребители российской продукции — Украина, Бенин, Вьетнам, Казахстан и Беларусь обеспечивают около 93% от совокупного объема экспорта мяса индейки из РФ в натуральном и 91% в стоимостном выражении.

Прогноз объемов потребления мяса индейки

В среднесрочной перспективе предполагается увеличение рынка мяса индейки со среднегодовыми темпами на уровне 15%. Ожидаемый рост потребления продукции обусловлен постепенным ростом уровня доходов населения, а также увеличением интереса потребителей к здоровому питанию. Одним из основных драйверов для производителей является постепенное увеличение объемов выпуска продукции с высокой степенью переработки и освоение ниши готовой мясной продукции (полуфабрикаты, готовые кулинарные изделия).

Вместе с тем, крупнейшие производители отрасли продолжают наращивать мощности, постепенно запускаются и развиваются новые проекты индейководческих комплексов в Омской, Тюменской, Оренбургской, Иркутской областей и Республики Удмуртии. Ожидается, что активное наращивание объемов производства при создании системы контроля и защиты от заболеваний животных будет сопровождаться расширением географии поставок, а одним из наиболее перспективных направлений выделяют экспорт термически обработанной продукции.

Новости по теме:
Средняя потребительская цена на мясо бройлера к 21 января достигла 153 руб./кг против 124,53 руб./кг годом ранее, то...
За пять последних лет производство мяса индейки в России выросло на 68,7%, со 138,1 тысяч тонн до 233 тысяч тонн,...
К 10 декабря охлажденные и замороженные куры в России подорожали на 19,1% по сравнению с концом 2017 года, сообщает...
«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (17) 39-65-321

info@produkt.by

*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.