Молочный мир о кризисе России и Украины

Международные участники рынка АПК, молочные компании, аналитики высказали мнения о ситуации с кризисом в Украине и его влиянии на пищевые отрасли.

Английская Kite Consulting опубликовала два отчета — о влиянии на молочную промышленность и на рынок кормов.

Компания заявила, что санкции безусловно «окажут влияние на экономику за пределами России», но это «предпочтительнее чем прямое участие в конфликте».

В отчете заявлено, что «Украина и Беларусь являются нетто-экспортерами молочной продукции», а Россия — «нетто-импортером». Отметим, что еще в 2020 году участники рынка отмечали, что Украина стала «нетто-импортером» молочной продукции.

Фото: из интернета

При этом директор Инфагро Василий Винтоняк в середине прошлого года отмечал, что страна остается экспортером молочной продукции и по итогам 2021 года поставки на внешние рынки могут составить порядка 600 тыс. тонн в пересчете на молоко.

В отчете Kite Consulting прогнозируется, что «чистые потери в мировой торговле молочной продукцией Украины, Беларуси и России составят порядка 1,2 млрд. кг сырого молока в год».

«Любой конфликт такого уровня влияет на мировой баланс спроса и предложения и ведет к повышению уровня цен на молочные продукты», — заявили аналитики.

Также компания ожидает, что на время из-за западных санкций будет приостановлен экспорт белорусского молока во все регионы кроме России и Казахстана.

Россия, вероятно, может приостановить импорт молочной продукции из стран дальнего зарубежья, основная масса которого приходится на Аргентину. В долгосрочной же перспективе консалтинговая компания видит возможности увеличения мирового производства молока из-за высоких цен. Беларусь при этом вероятно восстановит цепочки поставок на нейтральные рынки, а Россия выйдет на мировой молочный рынок, работая через посредников, таких как Армения.

Вторичным эффектом исследователи называют негативное влияние роста цен на энергоносители на потребительский спрос. Однако в мире вероятность такого эффекта считают либо умеренной либо минимальной.

Тем временем на очередных торгах биржи Global Dairy Trade индекс подскочил на 5,1%.

Старший сельскохозяйственный аналитик RaboResearch Эмма Хиггинс говорит, что снижение производства молока и последствия украинского конфликта подталкивают цены к дальнейшему росту.

По итогам торгов новозеландской товарной биржи, цены на сухое цельное молоко подскочили на 5,7% до 4757 долларов США за тонну; цены на сухое обезжиренное молоко выросли на 4,7% до 4481 долл. США за тонну. Масло, сыр и обезвоженный молочный жир также зафиксировали рост цен; цены на чеддер выросли на 10,9%.

«Сегодня утром на аукционе GDT наблюдался стремительный рост цен на молочные продукты, вызванный сокращением запасов молока, неопределенностью рынка в отношении последствий украинского кризиса и, в конечном счете, тем, что это сочетание будет означать для мировой торговли молочными продуктами», — говорит Эмма Хиггинс.

Она отмечает, что ситуация с поставками молока в ряде ключевых экспортных регионов продолжает ухудшаться. Производство молока в Новой Зеландии снизилось на 6,1% в годовом исчислении в январе 2022 года, в то время как объемы произведенного молока в США за тот же период также сократились на 1,6% в годовом исчислении.

Украинский конфликт также заставляет нервничать рынки. Хиггинс говорит, «последствия будут далеко идущими и окажут влияние на глобальные сообщества и экономику».

«Очевидно, что больше всех заплатят Украина и Россия — будь то физически, психологически или экономически. Тем не менее, мы должны учитывать последствия для мировых рынков и потенциальные последствия для наших производителей продуктов питания», — заявила представитель Rabobank.

Россия и Украина являются важными игроками в мировой торговле основными товарами: зерном, энергоносителями и металлами. В совокупности обе страны являются крупными экспортерами зерна (24% мирового объема пшеницы, ячменя, кукурузы), нефти (5% сырой нефти), природного газа (35% рынка Европы) и сырья для производства удобрений (23% мирового рынка) — аммиака в мире (17%) калия (14%) и фосфатов (10%)).

«Rabobank ожидает дальнейшего роста мировых цен на зерно, нефть, природный газ и удобрения. Мы также ожидаем роста цен на продукты питания и инфляции», — подытожила Хиггинс.

В Европарламенте также негативно оценивают возможные последствия санкционных режимов для сельского хозяйства Евросоюза. Как пишет politico-eu, в настоящее время фактически заморожен экспорт масла, жмыхов и семян из Украины.

«Последствия нынешней ситуации негативно скажутся на сельхозпроизводстве. Но мы должны терпеть эту боль», — заявил Майк Сканнел, второй советник сельскохозяйственного отдела Еврокомиссии.

Депутат Европарламента от итальянской Народной партии Герберт Дорфманн заявил, что Украина является одним из основных источников соевых бобов, не содержащих ГМО для ЕС. Это продукция для кормления животных.

«Когда дело доходит до торговли с Россией, сельскохозяйственная система ЕС должна будет принять на себя удар. С Россией торговля рухнет, но это не мы вызвали это», — цитирует Дорфманна politico-eu.

Ранее компания Lactalis заявила об остановке производства на одном из трех заводов в Украине — речь идет о предприятии в городе Николаев.

«Нам удалось организовать поставки продукции в наиболее пострадавшие города, чтобы снизить дефицит продовольствия для населения. Мы будем стремиться сохранять наш вклад в обеспечении населения продуктами питания в рамках безопасности наших сотрудников, поставщиков и клиентов», — сообщили в Lactalis. Кроме того, Nestle заявила о прекращении производства и дистрибуции своей продукции в стране.

По оценке Центра изучения молочного рынка DIA, Украина занимает 22 место в мире по производству молока по данным за 2020 год.

Средний показатель динамики производства молока в 2010-2015: −1,3%

Средний показатель динамики производства молока в 2015-2020: −2,3%

1 143 000 молочных ферм в стране в 2020 году

1,5 коров — средний размер фермы в 2020 году.

Источник: The DairyNews