Вы здесь

Молочная отрасль остро нуждается в квалифицированных специалистах

12.06.2019

Такое мнение высказал директор Департамента агропромышленной политики Евразийской экономической комиссии Станислав Бубен на конференции «Молочное производство: проблемы и перспективы», которая прошла в рамках выставки «Белагро-2019», пишет agronews.com.

«Для этого, на базе имеющихся образовательных центров необходимо создавать систему подготовки и переподготовки кадров. На постоянной основе проводить программы по переобучению и повышению квалификации имеющегося состава, а также производить взаимовыгодный обмен новыми знаниями и технологиями производства», — рассказал он.



Станислав Бубен подчеркнул, что молочный подкомплекс является одним из важнейших звеньев в структуре аграрного комплекса Союза. Его доля составляет порядка 13% в валовом объеме производства сельского хозяйства.

Валовый надой молока в целом по Союзу за последние пять лет вырос на 2 млн тонн — до 45,9 млн. тонн.

Численность поголовья коров за пять лет увеличилась почти на 330 тыс. голов (2,4%) до 14 млн. голов.

Проблемы молочной отрасли

При этом специалист отметил, что в отрасли имеется ряд проблем, которые сдерживают ее развитие.

Так, хозяйства населения все еще составляют значительную долю (почти 40%) в совокупном производстве молока, что негативно сказывается на обеспечении молокоперерабатывающих предприятий качественным сырьем, особенно для производства продукции маслосыродельной отрасли.

Актуальной проблемой является низкое применение агротехнологий. «Надой от одной коровы в государствах-членах в мелкотоварных формах хозяйствования не превышает 2,5 тыс. литров в год. Тогда, как в Беларуси данный показатель в среднем за пять лет (за 2014-2017 годы) составил 4,7 тыс. литров в год», — отметил Станислав Бубен. Он добавил, что в России надой на одну голову в год вырос на 475 литров до 4,2 тыс. литров в год. Для примера: в США надой с одной коровы в год составляет 10 тонн, в Канаде и странах ЕС — порядка 8,2 тонн.

Еще одной проблемой, которая негативно сказывается на развитии молочной отрасли, является высокий удельный вес импорта в ресурсах производства. «В среднем за 2013-2017 годы для животноводства государствами-членами ежегодно импортировалось кормов на сумму порядка 1,2 млрд. долл. США. В структуре импорта кормов сохраняется высокая доля жмыхов и премиксов (порядка 70% и 20% соответственно), основными потребителями которых являются Беларусь и Россия. Плюс к этому следует учесть импортные ветеринарные препараты, технологическое оборудование, племенной скот, биоматериал, мы имеем низкую конкурентоспособность конечной продукции», — рассказал он.

Пути повышения конкурентоспособности молочного рынка

При грамотном использовании существующих преимуществ государств-членов посредством кооперации взаимных интересов можно в короткие сроки повысить конкурентоспособность молочного рынка Союза как на внутреннем, так и на внешних рынках, уверен Станислав Бубен.

Значительный инвестиционный потенциал в государствах-членах имеется и в переработке молока. Сегодня этот сектор промышленности показывает положительную динамику. Так, в 2018 году по сравнению с 2014 годом в целом по Союзу производство масла сливочного выросло на 12% до 428 тыс. тонн, жидкого обработанного молока — на 3 % до 7 337,5 тыс. тонн, сыров — на 2% (706,5 тыс. тонн).

В Казахстане по сравнению с 2014 годом в 1,8 раза увеличилось производство сыров, на 12% выросло производство молока.

За вышеуказанный период в Беларуси выпуск сыров вырос на 20%, сливочного масла — на 8%.

Вдвое увеличилось производство сливочного масла в Кыргызстане, производства молока выросло на 21 %. В Армении за этот период на 16% выросло производство сыров. В России за вышеуказанный период на 15%увеличился выпуск сливочного масла.

По мнению Станислава Бубна, сегодня экспортный потенциал имеет Беларусь, производство молока на душу населения в которой составляет 751 литр в год. Основная доля импорта (47,4 %,) приходится на сыры и творог, 27% — на сливочное масло, 19% — на молоко и сливки сгущенные и сухие.

Экспорт молока и молокопродуктов  из государств-членов ЕАЭС на рынки третьих стран незначителен, в то же время отмечается рост поставок. Так, в прошлом году странами Союза было экспортировано на внешний рынок молочной продукции на сумму 243,4 млн долларов. Для сравнения: в 2014 году эта сумма составляла 115,3 млн. долларов.

Новости по теме:
Почему качественная, вкуснейшая продукция из Беларуси становится неинтересной российским покупателям? «Их интерес...
Белорусские производители активно используют социальные сети как инструмент коммуникации. ПРОДУКТ.BY решил выяснить,...
В деревне Лютня под Мстиславлем Юлия и Евгений строят медовый бизнес. Говорят, в этом деле олигархом не...
«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (17) 39-65-321

mail@produkt.by

*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.