Вы здесь

«Молочная и мясная индустрия»: 10 тенденций в техническом регулировании

26.02.2019

В рамках 17-ой международной выставки «Молочная и мясная индустрия» прошли сессии, посвященные техническому регулированию и маркировке. Milknews подвел итоги обсуждений и делится главным с теми, кто не следил за нашей текстовой трансляцией и не смог посетить главную выставку для профессионалов молочного дела.



1. В техрегламентах нет противоречий, есть их неправильное толкование

Ирина Макеева, заведующая лабораторией стандартизации, метрологии и патентно-лицензионных работ ФГАНУ «ВНИМИ» рассказала участникам конференции о том, что все проблемы с несоответствиями техническим регламентам связаны с их неправильным применением. Таким образом, между разными техрегламентами нет противоречий, есть их неправильное толкование. Например, часто возникают противочения из-за того, что регламент «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС — 022 — 2011) требует расшифровки состава, указанного на этикетке, а регламент «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013) закрепляет иные требования.

2. ЕЭК может начать указывать конкретную дату вступления документа в силу

Макеева рассказала о том, что у участников рынка возникли разночтения срока вступления в силу изменений последних поправок техрегламента, связанных с маркировкой. В ЕЭК ответили, что считать длительность переходного периода нужно с момента принятия документа, таким образом, вступление в силу изменений ТР ТС 033 должно наступить на 180-ый день после их принятия. На данный момент в комиссии рассматривают возможность внесения поправок, в соответствии с которыми можно будет указывать конкретную дату вступления в силу и окончания переходного периода.

3. При изменении названий нужно не забывать о потребителе

Заместитель председателя Комитета по качеству Ассоциации компаний розничной торговли Всеволод Мильруд заявил, что изменение требований дошло до того, что маркировка не находят понимания у потребителей. Он привел пример, когда в АКОРТ пришло письмо, в котором предлагалось раскладывать каталоги с объяснениями рядом с полками.

4. Производителям все сложнее ориентироваться в требованиях

Участниками дискуссии неоднократно отмечалось, что производителям с каждым разом все сложнее работать с нормативной базой. В каждом техрегламенте содержится более тысячи содержательных требований, существует более 10 источников информации о соответствии. На текущий момент рассматривается более 15 изменений в регламентах, и одновременно с этим планируют ужесточать санкции за их нарушение. До сих пор непонятно, как быстро ориентироваться в требованиях, разграничивать ответственность, и неизвестно, кто должен объяснять, как все соблюдать.

5. Децентрализация проверок давит на сети

Всеволод Мильруд рассказал, что каждая торговая сеть проходит около 200 проверок техрегулирования в год, и каждый магазин становится объектом такой проверки. Проверять сети может более 90 органов по надзору, среди которых, в том числе и региональные органы по ветеринарному надзору, не подчиняющиеся федеральному центру. В среднем с каждой сетью работает около 3500 поставщиков, которые поставляют подотчетную техрегламентам продукцию, и в этой ситуации логично, что сети вводят процедуры собственного контроля.

6. Органической продукции понадобится защита

Елена Нечаева, замруководителя Органа по сертификации «Ростест-Москва» рассказала про федеральный закон «об органической продукции», принятый в 2018 году. Он вступит в силу в 2021 году, но к нему необходимо активно готовиться уже сейчас. На данный момент отличительный знак для органики не разработан, но после вступления закона в силу каждый производитель будет нести ответственность, если разместит «зеленую» маркировку на продукте. Сегодня большое количество производителей маркирует продукцию как «экологически чистую», по факту не соответствуя требованиям, и Нечаева заявила, что этот вопрос должен решаться подзаконными актами, разбираться с этим будет регулятор.

7. Целевая модель прослеживаемости еще не утверждена окончательно

Руководитель проектного офиса ЦРПТ Дмитрий Скорчеллетти рассказал о разработке маркировки для молочной продукции. Отвечая на вопрос о том, будет ли она обязательной, спикер ответил, что для всех товаров, где пилотный проект уже закончился, маркировка является обязательной. Окончательную судьбу молочной категории будет решать правительство по итогам эксперимента, и Скорчеллетти считает, что точный ответ мы получим не раньше 31 декабря 2019 года.

8. Стоимость маркировки не будет одинаковой для всех

На вопрос Ирины Макеевой о том, насколько маркировка сделает продукцию дороже, Скорчеллетти ответил, что в некоторых случаях она может даже удешевить продукцию за счет оптимизации бизнес-процессов. Если говорить об удорожании конечной продукции, то в каждом конкретном кейсе нужно смотреть на особенности предприятия, поскольку часто на крупных заводах уже есть оборудование, необходимое для нанесения маркировки.

9. Маркировка может помочь ведомствам находить нарушителей

Юлия Елисеева подняла вопрос об использовании системы маркировки для контроля небезопасной продукции. Скорчеллетти заявил, что ЦРПТ не будет выполнять функции уполномоченных органов, но при вынесении соответствующих решений со стороны Россельхознадзора или Роспотребнадзора, в теории, система маркировки позволит быстро найти необходимую партию и ее производителя.

10. Расширение перечня «Меркурия» преждевременно

По данным АКОРТ, сегодня в перечень подотчетных «Меркурию» товаров входит 17 групп, из них около 11 реализуются в торговле. Для сетей эта доля составляет более 30% от всего ассортимента. Тем не менее, более десятка существующих с системой проблем еще не решены, и одновременно с этим Россельхознадзор предлагает расширить перечень подотчетных товаров до >70% продовольственного ассортимента. В ассоциации считают, что введение такого расширенного перечня преждевременно.

Новости по теме:
20 мая 2016 года начато общественное обсуждение проектов актуализированных Перечней стандартов, в результате применения...
С момента вступления в силу обновленных нормативов Технического регламента на масложировую продукцию прошел год. За это...
Результаты первого всероссийского исследования молочной продукции показали, что 72 бренда молока из 90, 53 сливочного...
«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (17) 39-65-321

info@produkt.by

*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.