Министр Минсельхозпрода Леонид Заяц выдвинул смелую программу коренной модернизации АПК

ОСНОВАНИЕ, заложенное предприятиями агропромышленного комплекса республики за 9 месяцев, в немалой степени будет определять результаты их работы по итогам года. Но, судя по этому промежуточному финишу, в оставшиеся три месяца многим из них придется наверстывать упущенное.

Темпы устраивать уже не могут: из 14 показателей прогноза социально-экономического развития выполнена только половина. Соотношение запасов готовой продукции к среднемесячному объему производства составило 49 процентов при задании 46. Не обеспечен уровень рентабельности продаж в промышленности, ниже установленных оказались темпы по привлечению инвестиций в основной капитал. При снижении материалоемкости в промышленности допущен рост затрат. И если на местах не принять мер по активизации работ, то показатель по производству промышленной продукции может быть не выполнен.

ЧТО касается производства сельскохозяйственной продукции, то в целом по стране в общественном секторе темп роста составил 107,2 процента. Он обеспечен за счет прироста продукции растениеводства на 6,3 процента и животноводства — на 7,9 процента. Более чем на 14 процентов увеличилось производство зерна, больше получено плодов и ягод, рапса, сахарной свеклы, картофеля. В то же время урожайность овощей оказалась ниже прошлогоднего уровня. Меньше заготовлено кормов, которые практически во всех регионах республики достигли оптимальной фазы уборки — на 10—14 дней раньше обычного срока. Средняя их урожайность превышала прошлогоднюю на 10—15 центнеров с гектара. Однако к их уборке многие сельхозпредприятия оказались не готовы, а во время кормозаготовительной кампании использовали технику далеко не лучшим образом. В результате ежедневно работало около 59 процентов косилок и 57 процентов кормоуборочных комбайнов.

На такую ситуацию Минсельхозпрод неоднократно обращал внимание облисполкомов, однако положение не изменилось и во время уборки кукурузы на силос, и уборки сахарной свеклы. Так что такие традиционные меры уже не дают должной отдачи и служат, скорее, для создания видимости работы. А раз так — нужны другие подходы.

Продвижение отрасли вперед во многом сдерживают старые, всем известные болезни — нарушение технологии производства продукции и кормов, структуры кормового поля, низкая отдача минеральных удобрений, неэффективное использование техники, в том числе и энергонасыщенной, дефицит кадров, игнорирование рекомендаций ученых и некоторые другие. Но как и чем лечить их? На коллегиях аграрного ведомства из года в год рассматриваются практически одни и те же вопросы, разрабатываются мероприятия по их выполнению, делаются соответствующие поручения, однако ситуация к лучшему меняется медленно. А в отдельных случаях даже не улучшается.

На этот счет заместитель министра Людмила Нижевич, выступая на коллегии, привела немало примеров. Один из них — 57 сельхозпредприятий получили нынче менее 20 центнеров с гектара зерновых и зернобобовых культур при средней урожайности 37,2 центнера. Чем не резерв для увеличения их производства?

Только 363 сельскохозяйственные организации формируют основную массу выручки — 68 процентов и 77 процентов прибыли, а 906, соответственно, треть выручки и четверть прибыли. Следовательно, вторая группа хозяйств является важнейшим резервом дальнейшего укрепления экономики АПК. Вот такая экономика.

ПРЕЗИДЕНТ Беларуси поставил задачу вывести сельское хозяйство на более высокий уровень хозяйствования. Свое видение ее реализации на коллегии изложил Леонид Заяц. Это своего рода микропрограмма по модернизации агропромышленного комплекса в рамках масштабных государственных проектов, осмысление пройденного пути, активизация производственного потенциала и незадействованных возможностей. С первых минут он призвал присутствовавших к откровенному, принципиальному разговору, тон которому сразу же задал сам.

Чего же нам не достает? Что нужно сделать по повышению эффективности отрасли — не раз задавался подобными вопросами министр и тут же предлагал свои ответы на них. По его мнению, в первую очередь не достает понимания ситуации сегодняшнего дня. В связи с вступлением республики в Таможенный союз, а через него фактически и в ВТО, потребуется координация многих механизмов хозяйствования АПК, включая и государственную поддержку аграриев.

Процесс сокращения субсидирования государством производственных расходов в АПК будет нелегким. Дело в том, что в последние годы у сельхозпроизводителей республики сформировался иждивенческий менталитет по отношению к бюджету государства, а вопросы собственной аграрной экономики ушли на второй план. Поэтому альтернативы интенсификации производства, преимущественно на основе высокоэффективного использования внутренних резервов, существенного роста на этой основе рентабельности, у отечественного АПК практически нет. Выход в такой ситуации один — в течение ближайших двух-трех лет существенно перестроить аграрную отрасль, подготовить ее к эффективному функционированию. За эти пару лет необходимо сделать то, призывал министр присутствовавших, что ранее в отрасли не делали за десятки лет — научиться работать на принципах самофинансирования в условиях действия новых механизмов государственной поддержки. Решить эту задачу возможно посредством полномасштабной модернизации всех сфер аграрной отрасли, существенного повышения эффективности использования природных ресурсов, укрепления инфраструктуры АПК, дальнейшего реформирования его посредством совершенствования организации производства, активного внедрения технических и технологических инноваций.

Исходя из этих задач и направлений, Леонид Заяц и построил свое выступление. Меры, направленные на повышение экономической эффективности работы сельскохозяйственных организаций, по его мнению, требуют корректировки практически во всех сферах АПК. Что же для этого предлагалось сделать?

Один из важнейших стимулов в любом деле — мотивация. Но она не даст должной отдачи, если оценка кадрового состава будет проводиться лишь на основе производственных показателей. В таком случае они нацеливают на достижение результата любой ценой, не побуждают сельхозпроизводителей к использованию экономически целесообразных механизмов хозяйствования. Чем это чревато? Между уровнем полученной валовой продукции и показателями экономической эффективности хозяйствования нет прямой связи. А это не стимулирует к экономической эффективности. Наоборот, имеют место примеры, когда лучшие по результатам производственной деятельности регионы получают низкие экономические показатели. Поэтому в качестве основного критерия оценки работы сельскохозяйственных организаций и регионов предлагается ввести прибыль в расчете на 1 балло-гектар кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий с учетом объективных условий ее формирования. Это позволит создать более эффективный механизм объективной экономической оценки результатов хозяйствования на земле. Но при этом нужно иметь в виду, что экономические стимулы хозяйствования и ставка на прибыль в сельскохозяйственных организациях могут успешно работать в том случае, если их руководители будут лично заинтересованы в этих процессах.

Одна из задач модернизации АПК — оптимизация структуры производства, углубление специализации отрасли с учетом почвенно-климатических условий регионов и придание приоритета животноводству. При этом первостепенная роль должна быть отдана развитию молочного и мясного скотоводства. К 2020 году необходимо довести поголовье КРС до 100, а коров до 30 голов в расчете на 100 гектаров сельхозугодий. Продуктивность дойного стада в среднем по республике должна составить не менее 6500 килограммов, привес КРС на откорме — до одного килограмма. Чтобы выйти на такие показатели, требуется принципиально пересмотреть структуру кормопроизводства.

В связи с этим очередной раз досталось «королеве полей». Дело в том, что в последние годы площадь посевов трав постоянно сокращается, а кукурузы возрастает, несмотря на отсутствие необходимых для этой культуры объемов органических и минеральных удобрений, технических средств для уборки. Чем больше ее высевается на силос, тем ниже продуктивность кукурузы. Особенно четко это просматривается на примере Гомельской области.

Безусловно, кукурузный силос должен сохранить достойное место в системе кормопроизводства, в свое время он спас эту отрасль от голода. Но ныне с этой культурой нужно работать грамотно, чтобы оптимизировать кормовое хозяйство с учетом наращивания продуктивности дойного стада и снижая себестоимость молока.

Базисом сельскохозяйственной деятельности является земля. Именно в земледельческой отрасли зарождается аграрная экономика. Однако в последние десятилетия севооборотной системе земледелия уделялось крайне мало внимания. Не имеющая экономического обоснования структура посевных площадей привела к тому, что фактически исчезли хорошие предшественники для зерновых культур. Это не лучшим образом сказывается на эффективности производства.

ЛЕОНИД ЗАЯЦ обосновал необходимость модернизации и других — всего около 10 — направлений по укреплению экономики, которые позволят поднять отрасль на более высокий уровень, а заодно и сделать ее работу более эффективной. Но одного желания главного штаба аграрной отрасли для этого недостаточно...

Анатолий ЦЫБУЛЬКО,

Олег ШВЕДОВ, «Белорусская Нива»

От «Белорусской нивы». Тезисы доклада министра сельского хозяйства и продовольствия Леонида Зайца на расширенной коллегии будут опубликованы во вторник, 13 ноября.

ОБСУЖДЕНИЕ доклада Леонида Зайца открыл первый заместитель председателя Гродненского облисполкома Иван ЖУК. Он предложил не отвергать иностранную технику, которая по ряду позиций надежнее отечественной. Белорусским сельхозмашиностроителям, считает Иван Жук, следует больше внимания уделять качеству своих изделий. Система лизинга, других преференций способствует тому, чтобы ставку хозяйства делали на отечественные тракторы и комбайны, однако многая техника не выдерживает даже гарантийного срока эксплуатации. Получается, что сельчане финансово обеспечивают предприятия сельхозмашиностроения, а те не оправдывают их надежд.

О том, что не надо силком заставлять покупать отечественную технику, говорил и первый заместитель председателя Минского облисполкома Александр ЗАМЖИЦКИЙ. Крестьянин, по его словам, должен иметь право выбора. Предпочтение он отдает тем агрегатам, которые не подведут его в страдную пору. А сельхозмашиностроители — будь то отечественные или иностранные — должны извлечь для себя уроки.

Несколько неожиданное предложение внес заместитель председателя Могилевского облисполкома Анатолий ИСАЧЕНКО. Он предложил... сократить количество сельскохозяйственных вузов, ведь все равно специалистов на селе не хватает. А аграрное образование продолжает «штамповать кадры», которые в результате уходят в другие отрасли, минуя белорусское село.

Председатель Слуцкого райисполкома Владимир ДОМАНЕВСКИЙ считает, что модернизацию молочно-товарных ферм нельзя рассматривать как узковедомственный проект. На Случчине параллельно с модернизацией ферм переоборудуют по необходимому стандарту и сенажные траншеи, ведь содержание скота нельзя рассматривать в отрыве от кормления. Оба эти направления взаимосвязаны и должны развиваться синхронно.

О престиже профессии сельскохозяйственного специалиста говорил начальник Молодечненского райсельхозпрода Геннадий БОЖКО. По его мнению, даже относительно высокая заработная плата не решает всех проблем. Надо дать сельскому специалисту хотя бы один выходной день — воскресенье, — чтобы он почувствовал себя таким же, как и все, для кого выходные дни и есть выходные.

Итоги обсуждения доклада министра подвел заместитель Премьер-министра Михаил РУСЫЙ. Он заметил: при всех составляющих сельхозпроизводства основным должен оставаться «диктат технологии». Ученые и практики разработали четкие технологические регламенты, которых необходимо придерживаться при производстве продукции.

По мнению Премьер-министра, сельхозпредприятиям необходимо пересмотреть штатную структуру. Порой на второстепенных должностях находится немало специалистов, отдача от которых незначительная, но средства на их содержание уходят немалые.

Михаил Русый считает, что на местах нередко не исполняют решений не только центральных директивных органов, но и своих собственных. Это говорит о безответственности отдельных руководителей.

В хозяйствах, полагает заместитель Премьер-министра, необходимо пересмотреть систему оплаты труда, чтобы тот, кто работает лучше, зарабатывал больше. Иной мотивации к добросовестному труду придумать трудно, почти нереально. Материальные стимулы должны стать определяющими в оценке труда — наряду с другими.

Серьезного упрека Михаила Русого удостоились молочные компании и другие подразделения, в ведении которых находится экспорт сельскохозяйственной продукции. Они недостаточно работают по привлечению в страну валютной выручки. В итоге страна теряет экономическую выгоду, сдает свои позиции в экспорте. Хотя достижения в этом смысле у нас немалые — в текущем году экспорт сельхозпродукции должен составлять под 5 миллиардов долларов, и в следующем увеличиться еще на 800 миллионов долларов.

Сельхозпредприятиям и банкам необходимо развязывать узел взаимных не совсем нормальных отношений. Они зашли слишком далеко: объем просроченных долговых обязательств объектов сельхозпроизводства перед банковскими учреждениями составляет 600 миллиардов рублей.

Помощник Президента по экономическим вопросам Беларуси Петр ПРОКОПОВИЧ говорил о необходимости комплексной модернизации села. Это предполагает собой улучшение жизненного уровня сельчан на основе повышения производительности труда. По его мнению, настало время, когда необходимо переходить от количественных показателей к экономически обоснованным. Реальная экономика должна стать мерилом всех достижений.

При всей многоукладности сельскохозяйственного производства, считает Петр Прокопович, следует уделить внимание развитию животноводства по линии КРС. Расчет прост: в каждом хозяйстве необходимо иметь не менее одной головы крупного рогатого скота на гектар пашни.

Ведение современного агробизнеса, по мнению помощника Президента, не предполагает работу на авось. Надо четко просчитывать все шаги последствия принимаемых решений.