Медведев заподозрил Беларусь в демпинге

Премьер РФ Дмитрий Медведев предупредил Минск, что Москва изучит сообщения о демпинге и недобросовестной конкуренции со стороны Беларуси. По его словам, прозвучавшим в стенах Щербинского лифтостроительного завода, кооперация должна быть взаимна, иначе она не нужна, сообщает news.ru.

Щербинский завод — в прошлом советская, а затем российская компания, один из крупнейших и старейших производителей лифтового оборудования в РФ. Штаб-квартира расположена в Москве, в городском округе Щербинка. Главным конкурентом остаётся Могилёвский завод лифтового машиностроения, который получает от белорусского государства серьёзную поддержку, что отражается на конечной цене готовой продукции, рассказали посетившему Щербинку Медведеву.

«Что касается белорусов, с одной стороны, конкуренция — это вообще-то неплохо, но если она не совсем добросовестна, иными словами, объём дотаций на уровне демпинга, это повод для того, чтобы разбираться. У нас рынок единый. Если у нас не было единого рынка, то проблем бы не было», — заметил глава правительства.

Давний спор между заклятыми друзьями

Очевидно, что его заявление адресовано не столько белорусским производителям, сколько высшему руководству республики, прежде всего президенту Александру Лукашенко, гласный и негласный спор с которым Москва ведёт с давних времён. Сам белорусский лидер многократно, пользуясь каждым удобным случаем, высказывался на тему торгово-экономических отношений своей страны с РФ.

«Нам ваш рынок выгоден. Потому что он рядом. Этот рынок, можно даже сказать, премиальный. И мы готовы с вами сотрудничать. Но таким образом, чтобы установленный у вас баланс не нарушать. Более того, мы вам помогаем и будем помогать, если в этом есть необходимость, понимая, что мы себе конкуренцию создаём», — рассуждал, например, Лукашенко на встрече с главой Республики Карелия Артуром Парфенчиковым в декабре 2018 года.

Демпинг и молоко

Тема белорусского демпинга всплывает каждый раз, когда обсуждается ситуация в российской молочной отрасли. Эксперты признают: отечественная «молочка» не способна обеспечить потребности производителей масла, сыра, йогуртов. В итоге нишу заполняют компании из соседней «братской» республики. Причём стоимость их продукции в пересчёте на сырое молоко значительно ниже российской. Белорусский Минсельхоз регулирует ценообразование, устанавливая минимально возможные (индикативные) цены на молоко для предприятий, работающих на экспорт. Более того, часть этих предприятий приноровилась продавать в РФ молоко ниже даже индикативных цен.

Индикативные цены — это самый настоящий демпинг, утверждает председатель правления отраслевого объединения производителей молока «Союзмолоко» Андрей Даниленко. А по словам гендиректора Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрия Рылько, Беларусь, когда ей выгодно, включает государственные рычаги поддержки внешнеэкономической деятельности, а в других случаях — рыночные, опять-таки из соображений выгоды.

«Насчёт демпинга не соглашусь, но в Беларуси действительно существуют неформальные барьеры для российской продукции. Об этом, например, хорошо говорил президент Российской ассоциации производителей сельхозтехники "Росагромаш" Константин Бабкин. Он сокрушался, что мы продать что-либо в Беларусь не можем», — рассказывает в комментарии для News.ru старший научный сотрудник Института экономической политики имени Гайдара Сергей Жаворонков.

Надо разбираться

На его взгляд, Минск ведёт себя достаточно недобросовестно, хотя тут надо разбираться в каждом конкретном случае. Например, когда Беларусь обвиняют в том, что через неё идёт реимпорт запрещённой в РФ европейской продукции, на это Лукашенко вполне резонно замечает, что Россия ввела контрсанкции единолично, вопреки уставу Таможенного союза, не спросив ни Беларусь, ни Казахстан. Соответственно, продолжает Жаворонков, Минск вправе делать то, что хочет.

«Я лично не верю в особое качество белорусских продуктов, обуви или любого другого их бренда. Беларусь выигрывает за счёт более низкой цены, которая, впрочем, сейчас выравнивается в сравнении с ценами на российскую продукцию. Десять лет назад всё было иначе», — поделился эксперт.

В целом, по его данным, структура внешней торговли Беларуси более чем наполовину связана с Россией. Из $30,7 млрд белорусского экспорта за январь-ноябрь 2018 года на РФ приходилось $11,8 млрд (38,4%). С импортом ситуация такая: из $34,8 млрд на Россию приходится $20,7 млрд, из которых подавляющая часть — нефть, нефтепродукты, газ и уголь.

По мнению Артема Деева, ведущего аналитика Amarkets, РФ может закрыть свой рынок от белорусских продуктов с помощью пошлин и прекратить спонсировать покупку нефтепродуктов. То есть перейти на расчёты по рыночным ценам. В этом случае белорусской экономике не останется ничего другого, как переориентироваться на Запад.

Но там Беларусь никто не ждёт, отмечает Деев, поскольку у республики всего два экспортных товара — автомобили и удобрения, а внутри страны выстроена командно-административная система, которая завязана на субсидирование со стороны России. То есть экономическое размежевание приведёт к необходимости девальвации «зайчиков» для повышения конкурентоспособности, и она может достигнуть 20%.