Мечта о мясокомбинате.

Когда Степан Тарасевич проезжает по Слонимскому шоссе мимо комплекса зданий не введенного в действие мясокомбината, то его сердце кровью обливается.

Такую махину возвели, столько средств истратили, а всё оказалось напрасным. В 1991 году развалился Советский Союз и прекратилось финансирование из Москвы. Мясокомбинат, о котором мечтал район и до ввода которого в эксплуатацию оставалось всего ничего (уже завозили оборудование), стал памятником распада СССР. Историю его появления на окраине Барановичей Степан Тарасевич, являвшийся в 1977–1989 годах председателем Барановичского райисполкома, знает, как никто другой.

В восьмидесятые годы большой современный мясокомбинат нужен был району как воздух. И вот почему. Барановичские райком партии и райисполком взяли курс на специализацию и концентрацию сельскохозяйственного производства. Были ликвидированы маленькие убыточные свиноводческие и овцеводческие фермы. На их месте стали появляться крупные животноводческие комплексы.

Район тогда называли сплошной строительной площадкой. Комплекс по откорму бычков в совхозе-комбинате «Мир» расширили до содержания 15-тысячного поголовья. В этом же хозяйстве появился конезавод по выращиванию племенных лошадей. Были построены межхозяйственный свиноводческий комплекс (нынешний «Восточный») на 54 тысячи голов с перспективой расширения до 108 тысяч, комплекс по выращиванию 5 тысяч нетелей в колхозе «Рассвет», птицефабрика «Дружба» на 220 гектарах. Увеличение производства мяса требовало соответствующих производственных мощностей для его переработки. Имевшийся в Барановичах старый мясокомбинат с этой функцией уже не справлялся.

В восьмидесятые годы в Барановичский район, обраставший комплексами, приезжали как на экскурсию руководители других регионов республики, зарубежные гости. Степан Тарасевич запомнил визит американского сенатора из штата Оклахома Генри Белмена, который особенно интересовался кормораздачей на комплексе в «Мире». Потом они вместе отобедали. Сенатору подарили статуэтку зубра. Гости уезжали с восторгом и удивлением.

Однако некоторые руководители районов Брестской области после увиденного испытывали и иные чувства – зависти и обиды. Почему, мол, в Барановичском районе так много объектов строится, почему другим районам не оказывается помощь из области? Но они не знали, какой ценой давались стройки Барановичскому району. Не всё ведь шло гладко и просто. Пример тому – строительство комплекса по откорму крупного рогатого скота на десять тысяч голов в экспериментальной базе «Вольно-Чернихово», своеобразного аналога комплекса в «Мире».

Возводить объект в «Вольно-Чернихово» решили из прагматичных целей: там работал спиртзавод, после реконструкции которого возросли производственные мощности и увеличилось количество барды – отхода производства. Барду можно было использовать на откорме бычков. Чтоб добро не пропадало, по инициативе директора экс- периментальной базы Льва Олиферко, поддержанной райкомом партии и райисполкомом, начали строить животноводческий комплекс.

Но трест экспериментальных баз, которому подчинялось «Вольно-Чернихово», выступил против. У треста попросту не было денег на финансирование стройки. Противостояние вылилось в разборки на самом высоком уровне – в Совете Министров республики. Строительство объекта расценивалось как самовольное.

– Позвонил первый секретарь райкома партии Николай Доменикан и сообщил, что завтра к девяти утра я должен быть в кабинете первого заместителя Председателя Совета Министров Юрия Хусаинова, – вспоминает Степан Тарасевич. – Николай Владимирович предупредил, что надо хорошо подготовиться: разговор состоится серьезный. А что мне было готовиться? Сельское хозяйство знал, сельхозинститут окончил на «отлично». Жена Ольга дипломную работу по племенному делу на «отлично» защитила. Брат Виктор, ветврач, работал заместителем начальника райсельхозуправления в Кобрине. В семейном кругу мы часто рассуждали о путях развития сельского хозяйства. Непонятных для меня вопросов не было.

Когда он приехал в Дом Правительства, в кабинете у Юрия Хусаинова сидело более десяти человек – в основном представителей треста. Они категорично заявили, что экспериментальная база «Вольно-Чернихово» должна заниматься производством элиты зерновых, а не специализироваться одновременно и на откорме скота. Юрий Хусаинов их поддержал. Степан Тарасевич выразил недоумение по поводу этой позиции: ведь в сельском хозяйстве всё взаимосвязано, и урожаи элиты будут еще выше после введения в действие животноводческого комплекса, который в достатке обеспечит поля органикой.

Когда заседание окончилось и все разошлись, Степан Тарасевич повторил первому заместителю Премьер-министра: «Комплексу – быть. Все здания уже смонтированы и ведутся внутренние наладочные работы. Построен бардопровод со спиртзавода к кормушкам животных». На лице высокопоставленного чиновника Степан Тарасевич прочел негодование.

Практически на следующий день Юрий Хусаинов прибыл в облисполком и поставил вопрос о снятии председателя Барановичского райисполкома с работы. Сделал он это на совещании по кормозаготовкам, после выступления Степана Тарасевича бросив реплику: «Ты приехал нас учить? Снять с работы!»

Степан Тарасевич к тому времени был награжден несколькими Грамотами Верховного Совета БССР, обкома и облисполкома, тремя орденами, являлся депутатом областного Совета. Чтоб снять его с работы, требовалось согласие депутатов, решение сессии областного Совета. Но главное не в этом. За что снимать с работы – вот вопрос. За то , что посмел высказать своё мнение?

– Несмотря на разные перипетии, мы закончили строительство, и меня наградили очередной Почетной грамотой обкома КПБ и областного Совета народных депутатов – за досрочный ввод комплекса в эксплуатацию, – рассказывает Степан Иосифович.

Откуда же взялись средства на финансирование объекта? Деньги, которые не использовал «Главполесьеводстрой» на мелиорацию земель, облисполком перенаправил на строительство комплекса в «Вольно-Чернихово». Всё разрешилось. С введением в строй еще одного комплекса по откорму скота потребность в новом мясокомбинате возрастала.

Через несколько месяцев в район прибыл министр мясо-молочной промышленности СССР. Сопровождал его Юрий Хусаинов, который пригласил Степана Тарасевича в свой автомобиль: «Ты не обижайся на меня». «Я не обижаюсь, – ответил тот. – Но сегодня в присутствии союзного министра разговор будет серьезнее, чем тогда у вас в кабинете. Барановичский мясокомбинат не обеспечивает прием и переработку скота».

Министру предложили посетить имеющийся мясокомбинат, но он отказался, сославшись на то, что устал от подобных объектов во время поездки по республике. Тогда решили показать ему, что называется, товар лицом – бычков, которых выращивают в «Мире», а потом сдают на мясокомбинат. Животные высшей упитанности по 600-700 килограммов весом иной раз неделю стояли без корма и воды, когда их привозили на мясокомбинат. У предприятия не хватало мощностей своевременно принять скот, образовывалась очередь. Животные теряли упитанность и вес, а «Мир» терял прибыль. Герой Социалистического Труда директор совхоза-комбината «Мир» Александр Дудук привел убедительные доводы в пользу строительства для района нового мясокомбината. Министр с этими доводами не мог не согласиться и принял решение: «Мы запланировали строительство мясокомбината в Казахстане, но там не хватает скота. Передадим стройку вам. Тем более, что и деньги под нее выделены, и типовая проектно-сметная документация уже имеется».

Так началось возведение заветного мясокомбината на окраине Барановичей по Слонимскому шоссе. Его не успели построить, но даже по прошествии более двадцати лет с тех пор, как остановилось строительство, вид возведенных зданий поражает масштабностью. Четырехэтажный административно-бытовой корпус, холодильник, убойная площадка, котельная, вспомогательный цех, гаражи для машин, пожарный водоем, бомбоубежище – всё было предусмотрено для развертывания перерабатывающего производства. Подвели природный газ и железную дорогу. Средства были затрачены колоссальные.

Под действием осадков и времени отдельные конструкции начали рушиться, а на широкой крыше административно-бытового корпуса уже выросли березки с человеческий рост. И хотя территория объекта обнесена забором и охраняется ЖРЭУ, отдельные элементы норовят прошмыгнуть туда и что-нибудь свинтить-разукомплектовать. Охранники не дали утащить 200-килограммовые люки для сдачи в металлолом. Несколько раз подвергалась разборке железная дорога за территорией мясокомбината, но охранники теперь следят и за ней, обнаружив в кустах набор оборудования для неблаговидных целей.

Сначала недостроенный мясокомбинат находился в областной коммунальной собственности, но года четыре назад был передан нашему городу. Примерно тогда же не стало старого мясокомбината. Вернее, он остался в Барановичах, но как производст- венный цех Березовского мясокомбината. Район теперь возит сдавать скот в Березу, за сто километров. К существующему положению вещей в хозяйствах уже привыкли.

Директор агрокомбината «Мир» Анатолий Кокаш соглашается, что иметь свой мясокомбинат было бы удобно, транспортные расходы уменьшились бы. Но он с уважением отзывается о четкой организации приемки скота на Березовском комбинате: «Предприятие занимает лидирующие позиции, высоко котируется на просторах Таможенного союза».

По стечению обстоятельств до переезда в Барановичи Степан Тарасевич работал начальником райсельхозуправления в Березе, когда там строился мясокомбинат: «Мы осуществляли технический надзор за строительством и очень строго курировали работы». Так что один мясокомбинат, отвечающий требованиям времени, ему удалось возвести.

Что же будет с неиспользуемым объектом в Барановичах? Можно ли его реанимировать, или с мечтой о собственном мясокомбинате району придется расстаться?

Начальник управления экономики горисполкома Раиса Уласович поведала, что нашелся частный инвестор, готовый организовать здесь производство (даже несколько производств) и создать новые рабочие места. Но к профилю мясокомбината это не будет иметь отношения. Устаревшие конструкции снесут. И даже завезенное при СССР оборудование уже устарело (в Березу забрали лишь часть его). В общем, мясокомбината здесь не будет.

Источник: www.nashkraj.by