Марина Петрова: «российский потребитель любит и знает белорусские продукты»

В рамках форума «Беларусь молочная» генеральный директор Petrova Five Consulting Марина ПЕТРОВА дала экспертную оценку молочному рынку России, который уже 1,5 года существует в условиях продэмбарго.

 – Даже эмбарго не помогло российской молочной отрасли. Мы констатируем и сокращение поголовья КРС, и производства молока. За четверть века молочное поголовье России сократилось в 2,5 раза, а выпуск молока – в 1,8 раз.

В отличие от наших белорусских коллег у нас достаточно низкая доля товарного молока - порядка 53%. Естественно, Россия в такой ситуации достаточно серьезно зависит от импортных поставок, в разных сегментах они различны. Например, импортируется около 60% сухого молока, 55% молочной сыворотки,  почти 30% сливочного масла и сыра. Ведущую долю в экспортных поставках занимает Беларусь – и по сухому молоку, и по сыворотке, а в сегменте «сыр и сливочное масло» ваша доля достигает 80%, - рассказала Марина Петрова.

Она сообщила, что рынок сыра и сырных продуктов в России сократился на пятую часть в связи с сокращением объема импортных поставок. Белорусские поставки сыра возросли на 6% в долевом выражении, но не в натуральном.

Если анализировать поставки сыра из дальнего зарубежья, по-прежнему лидируют сыры массового спроса – эдам и гауда (более 50%), а также чеддер. Российские производители структуру видового производства сыра за полтора года практически не изменили. Следуя за спросом, растет только категория плавленых сыров. «Но тут важно понимать, что текущая картина рынка – это не реальный спрос, а баланс между тем, что потребитель может себе финансово позволить и тем, что он может физически купить»,  – отметила эксперт.

Российский рынок сливочного масла также сократился. Но тут ситуация отличается, потому что крупнейшие импортеры этого продукта не изменились: помимо Беларуси это  Аргентина, Уругвай и Новая Зеландия.  Хотя в условиях кризиса россияне сокращают потребление натурального масла и переходят на спреды или исключают этот продукт из потребления.

- После эмбарго российский потребитель попал в порочный круг. Наступил кризис, сократились реальные доходы населения, и, конечно, потребитель на полке ищет более выгодное ценовое предложение. Начинается ценовая война и снижается качество товаров. После этого потребитель делает покупки более аккуратно, у него появляется недоверие к производителю. Весомый вклад тут вносит и массовый фальсификат, который побороть мы пока, к сожалению, не можем. Рынок дестабилизировался. Часть потребителей вышла на более доступные продукты (например, творог), часть исключила из рациона сыр либо стала покупать более дорогую и качественную продукцию раз в месяц, - уверена Марина Петрова.

При этом, по мнению специалиста, существующая ситуация с эбмарго уникальна – возможно, подобной не будет в ближайшее столетие. Поэтому ее надо использовать.

«Та доля, которую Беларусь занимает сейчас на молочном рынке – это результат вашей работы. Благодаря выбранной в свое время стратегии вы действительно сделали экономическое чудо в отрасли. Вы ведущие экспортеры молока, и российский потребитель любит и знает  белорусские продукты. Но помимо запроса на низкие цены у него есть запрос и на продукты качественные и брендированные. Этим вопросом нужно заниматься более плотно. Есть миф, что бренд – это обязательно дорого и недоступно. Это не так. То, что вы производите качественный продукт – это уже половина успеха. Добавив качественную упаковку и грамотный нейминг, вы сможете выделиться на полке и занять свою нишу вне зависимости от эмбарго», - объяснила ситуацию спикер.

Тем более что, по мнению Петровой, свободные ниши есть – те, что прежде занимали европейские производители. Их очень много, например, козьи сыры, твердые голландские, настоящий пармезан, сыры с благородной плесенью, масло для круассанов.

 Справка Продукт.BY

Марина Дмитриевна Петрова – эксперт молочного рынка России. Изучала экономику и управление предприятием в Московском Государственном Университете Природообустройства, имеет степень MBA в области маркетинга.

С 2002 года работает в области маркетинга, рекламы и связей с общественностью в крупных производственных, торговых и медицинских организациях. С 2011-го по 2015 год - директор по корпоративным коммуникациям ОАО «ПиР Продукт». С 2015 года занимается маркетинговым консультированием компаний молочного рынка. Возглавляет консалтинговую компанию "Petrova Five Consulting", которая специализируется на потребительском сегменте, ключевой компетенцией является молочная отрасль.