Вы здесь

Made in Belarus. Как "Витьба" делает батончики, вафли и сухие завтраки

Этой осенью комбинат отпразднует 26-летие.

Корреспонденты TUT.BY побывали на Витебском кондитерском комбинате «Витьба» и увидели процесс «рождения» вафельных изделий и сухих завтраков.Первым открылся цех сухих завтраков — «Витьба» началась с подушечек с начинкой, кукурузных хлопьев, рисовых шариков и т. д. Затем на фабрике появились еще два цеха — кондитерский и вафельный.

Предприятие оснащено современным оборудованием из Англии, Австрии, Италии, Чехии и других стран. Сегодня оно выпускает сухие завтраки, вафельную продукцию, сахарное печенье, драже. На «Витьбе» работают 1070 человек. Здесь три смены, производство круглосуточное.

Вафля размером в полстола

Инженер-технолог комбината Татьяна Соловьева сначала ведет нас в кондитерский цех: показать, как и из чего получается брендовый продукт фабрики — батончики «Витьба». Их здесь производят 20 лет. Причем рецептура неизменна. На комбинате подсчитали: если выложить в ряд все батончики, выпущенные с 1995 года, — а это более 300 млн штук, они покроют экватор.

В печь подается тесто. Температура в ней около 180 градусов. Затем появляется вафельный лист — он примерно равен половине маленького журнального стола. Сжатый воздух направляет его на охлаждение.

— Потом вафельный лист поступает к автомату для нанесения начинки. Намазанные ею листы накладываются друг на друга. Готовый вафельный пласт проходит под валом — чтобы равномерно распределилась начинка, — говорит Татьяна Соловьева.

Тем временем «большая вафля» аккуратно и изящно сдувается воздухом — снова идет на охлаждение. Попутно узнаём, что вафля может быть 5−7−9-слойной. А если 11 слоев — это уже торт.

Потом вафельный пласт нарезается на определенное количество вафель. Следующий этап — глазировка. Лишнюю глазурь сдувает воздух. И опять — в холодильник, на этот раз застывает глазурь. В финале — упаковка.

Процесс глазировки.

— Мы выпускаем пять видов батончиков «Витьба»: классические, с ванилью, со вкусом кокоса, миндаля, карамели. На этой линии также производят вафли «Семка Халвич» с халвой, «Забота» на фруктозе, торты. Ассортимент широкий, — объясняет инженер-технолог.

Также в цехе действуют линии по производству вафельных трубочек и сахарного печенья.

Вафельный «веер»

В вафельном цехе — четыре линии. Здесь, в частности, выпускают знаменитые «Виту», «Витошу», «Ратушу», а также рулетики, трубочки, батончики с посыпками и двойной глазировкой.

— Тесто и начинку для вафель готовят в отдельном помещении. Листы подаются на веера, где охлаждаются, — рассказывает специалист. — Дальнейший процесс похож на тот, который вы видели в предыдущем цехе: на лист накладывается начинка, вафля «растет» в слоях, пласт прижимается валиком, поступает в холодильник. Наконец — нарезка и упаковка.

Охлаждение вафельных листов.

Нарезка вафельного пласта.

Барабан с хлопьями

Сухие завтраки в Беларуси выпускает только «Витьба». Доля ее продукции на внутреннем рынке — около 50%.

В цехе сухих завтраков — три линии: по производству зерновых (хлопья, шарики, колечки, звездочки, ракушки), подушечек с начинками и снэковой продукции. В их основе — экструзионная технология. Она максимально сохраняет пищевую ценность злаков.

Мы увидели, как делается ингредиент для любимого завтрака многих людей — хлопья.

Производство хлопьев.

— В зависимости от вида продукции на экструдере меняются матрицы с фильерами. Получаются либо хлопья, либо шарики, звездочки, ракушки. Сейчас это хлопья. После формовки они идут в сушилку, чуть позже — в глазировочный барабан, где поливаются сахарным сиропом. На фасовке готовый продукт взвешивают. В сутки мы производим от 10 до 15 тонн хлопьев. А вот шариков, звездочек — меньше: они более воздушные, легкие, — поясняет Татьяна Соловьева.

По словам специалиста, муку, сахар, соль предприятие в основном покупает в Беларуси — эти отечественные продукты хорошо себя зарекомендовали. Кукурузу приобретают в Украине, Молдове. «В нашей стране не тот климат, чтобы вырастить продукт необходимого качества», — добавляет собеседница. Ароматизаторы, красители — импортные. Кондитерский жир — российский. Какао — из Германии.

«Здоровая конкуренция — это хорошо»

Об ассортименте продукции, отношениях с конкурентами и торговлей, филиалах «Витьбы» рассказывает начальник отдела маркетинга и перспективного развития Юлия Кириченко:

— Основной объем производства реализуем на внутреннем рынке. Экспорт пока занимает гораздо меньший удельный вес. Основные покупатели — Россия, Молдова, Украина. Реализовывались небольшие поставки в Прибалтику, Болгарию, разовые — в США. Работали и с Казахстаном.

Сейчас экспорт приходится диверсифицировать. В связи с известными политическими событиями потеряны существенные объемы продаж в Украине и России. Многие контакты угасли.

Самыми серьезными конкурентами на «Витьбе» считают гомельский «Спартак», «Минскхлебпром», молодечненскую «Конфу». «По кондитерской продукции конкуренция достаточно сильная. Но мы в пятерке лидеров рынка в сегменте мучных кондитерских изделий. И мы друг другу не мешаем, здоровая конкуренция — это хорошо», — говорит Юлия Кириченко.

По ее словам, продукция комбината есть «во всем сетевом ритейле по всей республике», и «потребитель сам ее требует, если она пропадает с полок».

На предприятии заметили, что летом продажи кондитерских изделий падают. Это сезон для мороженого, прохладительных напитков. А осенью опять идет рост. В январе-феврале — снова падение: после Нового года все доедают декабрьские подарки.

«Упор на топы продаж»

Сейчас у «Витьбы» около 120 наименований продукции. Но предприятие постепенно сокращает ассортиментный перечень.

«Делаем упор на топы продаж, некоторые неэффективные позиции выводим. За последние два года сократили более 70 позиций. Думаю, в ближайшее время тоже что-то уберем из ассортимента. Но все равно останется не меньше 100 позиций», — пояснила собеседница.

Многие белорусы стали поклонниками здорового образа жизни. Поэтому предприятие расширяет линейку под маркой «Витьба фитнес». В частности, намерено выпустить два вида новых хлебцев с натуральными добавками: томат, базилик и прованские травы, а также экструдированные отруби.

На вопрос про инвестиции в производство Юлия Кириченко ответила, что «модернизация производства не останавливались ни на минуту с момента основания предприятия». И привела несколько примеров:

— В частности, в 2010 году в цехе сухих завтраков заменили экструдер по выпуску подушечек. Объем производства увеличился в 1,6 раза, а энергозатраты существенно снизились. Прежний экструдер после капремонта и теперь используется в щадящем режиме для производства хлебцев на основе злаков.

В прошлом году завершили модернизацию линии зерновых. Теперь хлопьев, шариков, колечек и звездочек производится на 10% больше. Кроме того, стали выпускать шоколадные глазированные ракушки.

Филиалы в Полоцке и Орше

У головного предприятия в Витебске есть два филиала: в Полоцке и Орше.

Полоцкий филиал — бывший консервный завод, существует с 1930 года. Присоединен к «Витьбе» в 2009 году, в 2013-м — модернизирован. Предприятие выпускает 40 наименований продукции. Это пряники, овсяное печенье, вафли, вафельные трубочки, разливной квас.

Оршанский филиал «Сладкая страна» присоединен к «Витьбе» по указу президента в июле этого года. Предприятие создано в целях импортозамещения и создания рабочих мест в сельской местности. Построили его за счет кредита Банка развития. Инвестиционные затраты составили 182 млрд рублей. Первая продукция появилась осенью 2014 года. На фабрике трудятся около 100 человек.

«Объединение двух производств позволяет экономить на административном аппарате, использовать развитую систему распределения головного предприятия и узнаваемость бренда «Витьба», — отметила начальник отдела маркетинга и перспективного развития.

Новости по теме:
Как потеснить украинское и российское растительное масло отечественным? НЕ РАЗ наш потребитель перед полкой с...
По окончании работы миссии Международного валютного фонда ее глава Крис Джарвис признал результаты реализации...
Очередной этап модернизации ОАО "Спартак" завершило вводом в эксплуатацию нового вафельного цеха, сообщил генеральный...
«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (17) 39-65-321

info@produkt.by

*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.