Лидский мясокомбинат старается выстоять в жесткой конкуренции за рынок мясопродуктов

Сегодня на Лидском мясокомбинате ситуация относительно нормализовалась. Предприятие работает, выпускает и реализует продукцию, стали просматриваться перспективы.

Проблем, конечно, еще много. Но если вспомнить, что было год назад и что этому предшествовало…

К 80-м годам прошлого столетия, когда послевоенные здания мясокомбината стали ветшать, а оборудование в них устаревать, решено было построить новое предприятие на новом месте. Эпопею этого строительства лидчане хорошо знают. Когда прекратил существование Советский Союз, финансирование строительства предприятия союзного подчинения остановилось. Некоторое время еще теплились надежды, что стройку завершат.

Но в двухтысячных годах эти надежды окончательно растаяли, а прежние руководители мясокомбината о перспективах, похоже, не очень заботились. В итоге предприятию, требующему серьезной модернизации, становилось все сложнее выживать. К 2013 году на нем накопились десятки миллиардов рублей убытков и невыплаченных кредитов. Да еще встал ребром вопрос о закрытии, из-за аварийности, убойного цеха, который давал предприятию до 70-80 процентов выручки.

Здание цеха ветшало без капремонтов более полувека. Печально, но даже в последние 10-15 лет никто словно не замечал того, что оборудование в нем тоже давным-давно требует замены. А ведь убойный цех не просто существенно пополнял «кошелек» мясокомбината. Он обеспечивал основное производство сырьем, а 200 лидчан – работой. Разумеется, закрыть цех решились не сразу. Но с 1 января 2014 года это пришлось сделать. Двести работников распрощались с предприятием. Но и остальным, тремстам, пришлось несладко. Сырье для колбас пробовали поставлять с других мясокомбинатов области. Но поступало оно малыми партиями, с большими перебоями. Можно сказать, почти полгода комбинат стоял. Работников начали отправлять в отпуска за свой счет, и, так как перспективы не прорисовывались, они стали обращаться в разные инстанции, в том числе – в «Лідскую газету». К сожалению, бывший директор отказывался беседовать на данную тему с корреспондентом нашего издания.

В июне 2014 года произошла смена руководства предприятия. Новый руководитель начал наведение порядка с борьбы с расхитителями и возрождения некогда стабильного производства. Чтобы узнать о том, как функционирует предприятие сегодня, мы встретились недавно с и. о. директора ОАО «Лидский мясокомбинат» Андреем МИХАЛЬКЕВИЧЕМ.

– Андрей Иосифович, расскажите, пожалуйста, как развивались события во втором полугодии 2014 года. Чем аукнулись предприятию закрытие убойного цеха и вынужденный, из-за этого, простой комбината?

– Производство на мясокомбинате простаивало с 1 января (когда был официально закрыт убойный цех) до середины мая 2014 года. Наша сырьевая зона, откуда поступал скот, раньше была: Ивье, Вороново, Лида. При закрытии убойного цеха оговаривалось, что сырье (полутуши) будет поступать с других комбинатов области – Волковысского, Ошмянского, Гродненского, Слонимского. И они, в принципе, могли давать мясо под наши потребности, но мы, из-за большой закредитованности, не могли своевременно рассчитываться. Поэтому Лидский мясокомбинат стоял.

Но дело не только в наших долгах. Покупать полутуши на мясокомбинатах, в любом случае, – очень дорого. Ведь в себестоимости готовой продукции (колбас) стоимость сырья составляет около 80 процентов. Следовательно, дорогое сырье сразу отражается на стоимости изделий. Сейчас мы нашли выход из этого. Покупаем скот на сельхозпредприятиях и на давальческих условиях осуществляем его убой (как услугу) на мясокомбинатах. По такой схеме сырье нам обходится дешевле.

Сегодня колбасный цех работает еще не на полную мощность. Вообще, сейчас стоит не столько проблема сырья, сколько проблема рынков сбыта. Мы их потеряли, пока простаивали. А это – свыше 400 договоров по всей Беларуси. Сейчас мы потихоньку эти рынки возвращаем. В частности, уже вернулись в такие крупные торговые сети, как «Евроторг» (магазины «Евроопт»), «Юнифуд» (магазины «Алми»), «Виталюр», «Март Инн Фуд». С июля прошлого года возобновили поставки в закрытые учреждения.

В конце 2014 года возобновил работу наш второй производственный цех – полуфабрикатов.

– А где вы берете сырье для цеха полуфабрикатов?

– Наладили сотрудничество с филиалом «Мостовский кумпячок» ЧПУП «Скидельагропродукт». У них – свои свинокомплексы, современный убойный цех. «Мостовский кумпячок» поставляет сырье, из которого с декабря 2014 года мы возобновили выпуск изделий из субпродуктов.

– Что еще можно сказать об ассортименте?

– Сегодня мы выпускаем около 150 наименований колбас и 20 наименований мясных полуфабрикатов. Пересмотрели ассортимент колбас, особую ставку делаем на качество. Из-за невозможности обеспечивать себя собственным (а значит, более дешевым) сырьем нам сложно выдерживать конкуренцию с другими комбинатами по ценовому фактору. Поэтому мы обязаны обеспечить самое высокое качество продукции – настолько высокое, чтобы потребители были готовы за него платить.

– Многие еще помнят советские времена, когда колбасу и другую продукцию Лидского (и не только Лидского) мясокомбината очень редко можно было увидеть в наших магазинах. Почему же сейчас так непросто ее реализовывать?

– Раньше наша продукция в основном отгружалась в Москву и Ленинград. Но теперь в России построили много своих современных мясокомбинатов. Белорусские колбасы уже не настолько востребованы, как прежде. При этом в нашей стране сегодня действуют 25 государственных мясокомбинатов и примерно столько же частных. И всем надо реализовывать продукцию. В нашей сфере конкурентам сегодня очень тесно и выжить можно только за счет высокого качества, востребованного ассортимента, разворотливости. За потребителя идет жесткая борьба.

– Есть выход – экспорт. Вы экспортируете свою продукцию?

– Сегодня качество нашей продукции уже позволяет ее экспортировать. В настоящее время Лидским мясокомбинатом налажены и регулярно осуществляются поставки в Смоленскую область. Разрабатывается рынок Северо-Западного региона РФ. Причем контракты с этим регионом мы заключаем самостоятельно. Сейчас рассматривается вопрос о создании Торгового дома в Санкт-Петербурге. Если задуманное осуществится, мы надеемся реализовывать свою продукцию и через этот Торговый дом.

– Год назад, когда решалась судьба Лидского мясокомбината, ходили разные разговоры: и о возможном его закрытии, и о присоединении к другому предприятию. Но жизнь продиктовала третий вариант: комбинат не закрыт и при этом остался самостоятельным. Андрей Иосифович, скажите, а насколько серьезно рассматривался вопрос о присоединении? Честно сказать, эта перспектива не очень грела: мы, как патриоты, привыкли, что комбинат – наш, лидский…

– Мы тоже считаем, что Лидский мясокомбинат должен быть самостоятельным. Но наше предприятие имеет областное подчинение, и его судьба решалась в УП «Гродномясомолпром». Вопрос о его присоединении к другому мясокомбинату (например, к Волковысскому, Гродненскому) действительно рассматривался. Но был ряд причин, из-за которых присоединение не состоялось. Во-первых, сами эти мясокомбинаты были не в восторге от такой идеи: никто не хотел взваливать на себя наши проблемы, особенно – бремя наших долгов. Во-вторых, в этом случае заметно усложнялась логистика. Но главный аргумент: мы доказали, что не только хотим, но и можем быть самостоятельными.

– Вы остались самостоятельными, но и проблемы остались. Какие первоочередные задачи в связи с этим стоят перед ОАО?

– Первое: увеличение объемов производства. Второе: уменьшение кредитной задолженности. Третье: приведение численности работающих к оптимальной. Как это выполняется? Объемы продукции увеличиваются. Кредитная задолженность сейчас, по крайней мере, не растет (с 2010-го она постоянно росла). Численность работающих – это, конечно, очень болезненный вопрос. Тем не менее, чтобы производство было рентабельным, она должна быть оптимизирована. Но форсировать ее уменьшение и увольнять работников принудительно мы не будем.

Что касается остальных важных задач, то в бизнес-план предприятия на этот год заложены окончание второй очереди реконструкции цеха полуфабрикатов, дальнейшее улучшение качества продукции, выход на рентабельную работу и другие мероприятия.

Источник: lidanews.by