Вы здесь

Легендарным «Ждановичам» исполняется 20 лет

К 2015 году весь плодоовощной рынок и торговый городок «Лебяжий» переедет в район деревень Таборы и Хатежино Минского района.

Рынок «Ждановичи» всегда находился в частных руках, и лучше всего о его истории могли бы рассказать учредители. Главный из них — бывший генеральный директор торгового центра Евгений Шигалов полгода назад ушел из жизни. Вспомнить былые времена согласились начальники двух коммерческих отделов торгового центра —Виктор Шкляр и Евгений Липинский. Они называют своих учредителей «учителями» и с удовольствием рассказывают о том времени, когда рынок «Ждановичи» еще не претендовал на звание самого крупного в городе.

Все начиналось с реэкспорта машин

По словам Виктора Шкляра, открывать универсальный рынок в Ждановичах 20 лет назад никто не планировал. Все начиналось с небольшого автомобильного сектора. «Главнокомандующие» — так говорит собеседник об учредителях — в то время занимались реэкспортом автомобилей из Германии (возвращали «Жигули», которые в свое время продавались в Германию, и реализовывали их в России и Беларуси).

Компания, которая называлась тогда «ВАЗ-сервисом», изначально размещалась в Минске на улице Нововиленской. Автомобильный бизнес потребовал больших площадей, и было принято решение переместиться на пустующую тогда территорию неподалеку от поселка Ждановичи. Несмотря на расположение внутри кольцевой, в те годы эта земля считалась Минским районом.

— У учредителей были хорошие взаимоотношения с Минским райисполкомом и Ждановичским сельсоветом, —- не скрывает очевидного Виктор Шкляр. — А эта земля была неугодна вообще никому — это была болотистая низина. Муниципалам надо было ее приводить в порядок. Наш покойный генеральный решил, что для автомобильного сектора территория не имеет значения. При этом смотрел на перспективу: рядом кольцевая дорога, а мы в черте города.

Несмотря на то, что в Малиновке уже тогда активно шла торговля автомобилями, бизнес в Ждановичах со старта приносил хорошие деньги. Реэкспортные машины пользовались огромным спросом.

— Вот представьте, меньше 90 машин в день у нас в те годы не продавалось. Рекорд — это было 149 авто в день (я даже запомнил эту цифру!). С самого утра тут стояла огромная очередь. Понимаете, мы просто оказались в нужное время в нужном месте.

Покупателей в Ждановичи привлекло ГАИ

Затем руководство компании пригласило в Ждановичи ГАИ города — для регистрации и снятия с учета автомобилей. Здесь же был организован терминал для растаможки авто. И это привлекло на автомобильный рынок немало клиентов. Чтобы их «развлечь», было принято решение поставить несколько торговых точек. Первыми предпринимателями на рынке стали несколько женщин преклонного возраста из поселка Ждановичи. Они поставили две стойки с одеждой и начали торговать — и у них это получалось. Потом в течение месяца подтянулись еще несколько предпринимателей.

— В 1995 году были проблемы на Червенском рынке: санстанция закрыла его на неделю. Меня посетила хорошая мысль — съездить туда в гости, — иронично высказывается Виктор Шкляр. — У нас тогда позволяли площади поставить еще больше стоек для торговли. Мы предложили предпринимателям попробовать торговать у нас — в результате в Ждановичах остались более 200 продавцов. Они пришли со своими палатками и стояли у нас бесплатно. Помню, был такой журнал у нас, где мы крестиками отмечали, кто пришел, а кто — нет. У нас была задача, чтобы люди стояли всегда, чтобы человек, который приехал в ГАИ, видел, что здесь есть рынок. Ведь даже когда я уже работал здесь 2 года, моя супруга продолжала ездить за шмотками на «Динамо».

Постепенно, продолжает рассказ коммерческий директор, на рынок начали подтягиваться покупатели, которые проезжали мимо Жданович по пути на Молодечно (и до сих пор эта трасса приносит торговому центру немало клиентов). К концу 95-го — началу 96-го вещевой рынок уже можно было назвать сформировавшимся. Для него построили нескольких навесов.

— Тогда была первая волна автомобилизации в Беларуси после распада СССР, поэтому к нам на оформление приезжало очень много людей. А самая хорошая реклама, как известно, это человеческий язык. Пошла молва, что есть такой рынок, и мы сыграли на этом.

Недовольный «мясник» и начало продовольственного рынка

Затем ряд предпринимателей обратились в администрацию с просьбой продавать бакалейную продукцию и сладости — специально для них построили отдельный навес. А потом на рынок пришел всего один-единственный мясник, который повздорил с администрацией Комаровского рынка. Он первый начал продавать свинину, а впоследствии к нему подтянулись и другие предприниматели с мясной продукцией. К тому времени реэкспорт машин уже не приносил такой большой прибыли, как раньше, и руководство решилось на строительство первого здания — для продовольственного рынка.

Когда начинали строить первый корпус продовольственного рынка, рассказывает Виктор Шкляр, рядом не было ничего, даже нормальной стоянки. Заасфальтирована была только так называемая «дорога жизни», но покупателей от этого меньше не становилось. Люди ставили машины в грязь. Иногда приходилось вытаскивать авто из земли тракторами — они просто-напросто вязли. Чтобы укатать болотистую землю, насыпали тонны песка.

— Бывало, оставляли бульдозер с утра, а в обед он уже наполовину был в грязи, представляете? Но в течение двух лет полностью все сделали, закатали грунт под асфальт. Я тогда еще с «козой» бегал, считал, сколько асфальта квадратов положили, — рассказывает Виктор Шкляр

— Я пришел в 97-м году, — дополняет коллегу Евгений Липинский. — И это было движение просто сумасшедшее, всего через несколько лет после запуска рынка. И самое интересное, если бы мы тогда не сделали этого, могли бы потерять все. Даже между собой иногда говорили про генерального, что он как бульдозер, толкает нас и в хвост и в гриву.

Рождение «Поля чудес» и «Радиомаркета»

Со временем «мясникам» и «бакалейщикам» снова стало мало места — для них построили рядом еще одно здание. Практически все строительные работы и раньше, и сейчас на рынке «Ждановичи» выполняли своими силами.

Потом проблемы начались на Сторожевском рынке (в быту – «блошином»), где продавали всевозможные радиозапчасти и старые вещи. Виктор Шкляр тоже лично съездил к местным продавцам и пригласил их переехать в Ждановичи – так на рынке появилось легендарное «Поле чудес» и не менее популярный «Радиорынок». Продавцы платили за аренду символические деньги, а иногда и вовсе торговали бесплатно. Тем не менее, в развитии торгового центра они приняли самое непосредственное участие. У каждого из таких продавцов были свои клиенты, которые приезжали за общением в Ждановичи и привозили своих знакомых.

К 1999 году на рынке торговали уже более тысячи предпринимателей. Сюда начали приезжать семьями – не просто что-то купить, но и провести время. Развивается местный общепит, в том числе хорошо известная сегодня сеть кафе «Сайгон».

Тайны маркетинга

Следующим этапом для рынка стало привлечение оптовиков. Все началось с очередных проблем на Комаровском рынке. Руководство рынка «Ждановичи» по традиции не осталось в стороне.

— Когда оптовиков начали «душить», я надел кепку и поехал на ночной рынок. Мы начали разговаривать с предпринимателями, причем некоторых из них уже знали: они держали точки розничной торговли на Ждановичах, а оптом торговали на Комаровке. Так возник оптовый рынок — у меня постепенно собралось порядка 200 грузовых автомобилей и 70 морских контейнеров. Из этих машин заводилась каждая пятая, — смеется Виктор, вспоминая прошлое. — Они использовались только как торговый объект. И чтобы убрать машины, мы брали их на жесткую сцепку и выкатывали.

Из-под навесов – в помещения

Началось активное строительство торговых центров «Мир моды». Как объясняет Виктор Шкляр, с началом строительства гипермаркетов «бродить по мокрому асфальту покупателям уже не хотелось».

Торговлю мебелью тоже решено было приблизить к цивилизации. Открылась строительная выставка, а впоследствии, в 2006 году, ТЦ «Град». Через 5 лет отдельное здание на другой стороне улицы Тимирязева заполучил авторынок, который открылся в Ждановичах еще в 2001-м году.

— Единственный наш минус в том, что мы опаздывали всегда где-то на полгода- год. А ведь всегда дорога ложка к обеду. Первый «Мир моды» был востребован, и надо было их сразу 5 строить. Когда в итоге мы это сделали, уже не было такого потока предпринимателей. И сейчас есть свободные места, хотя раньше у нас с этим были реальные проблемы. Места перепродавались за большие деньги.

Темные пятна: бандитские нападения и задержание директора

Были в истории рынка и темные пятна. Например, бандитские нападения на продавцов, таксистов и покупателей, а также попытки самих предпринимателей массово переехать на другие площадки. Особенно ярко запомнился Евгению Липинскому случай с плодоовощным рынком, когда его участников активно агитировали переехать на «Экспобел».

— Это нормальная конкуренция, к людям приходят, обещают им «золотые горы» — чуть ли не бесплатную аренду. Но они все равно возвращаются туда, где есть покупатель. Мы сильны именно за счет своей универсальности: приехал за колбасой — купил майку. Естественно, приходилось и цену понижать, а что же делать? Когда-то мы были одни, а теперь нас много.

Самым глобальным потрясением для администрации рынка стало задержание в 2008 году учредителя и генерального директора Евгения Шигалова. В отношении него было возбуждено уголовное дело за незаконный захват земли и злоупотребление властью. Сумма ущерба оценивалась почти в 40 миллионов долларов. Осенью 2009 года Шигалова освободили от уголовной ответственности на основании указа президента с условием возмещения ущерба.

Начальник коммерческого отдела Виктор Шкляр рассказывает, что ему часто доводилось слышать досужие разговоры о том, что рынку земля досталась «на халяву». «Я говорю: слушай, а что ж ты не взял на халяву в 94 году эту землю? Когда все готово, тогда начинают люди рты открывать. А почему тогда не брали болото?»

В планах: уйти в закрытые помещения и частично переехать за город

Спустя 20 лет «рынок на болоте» занял территорию более 73 гектаров. Строятся новые площадки, реконструируются старые. Стоит задача перевести всю торговлю в закрытые помещения или под навесы, хотя в администрации считают, что это не быстрый процесс.

— Есть проблема: человека ведь не выгонишь совсем, ведь это для него основной заработок. Если площадку реконструируешь, предпринимателей нужно куда-то перенести. А места уже не хватает. Тем не менее, мебельную площадку, к примеру, мы уже почти полностью перенесли с улицы. Все-таки торговля в палатках — это прошлый век.

К 2015 году, обещает руководство ТЦ «Ждановичи», весь плодоовощной рынок и торговый городок «Лебяжий» переедет в район деревень Таборы и Хатежино Минского района (8 км от кольцевой дороги).

Кроме того, руководство ТЦ «Ждановичи» подумывает о переносе за город автомобильного рынка — единственного рынка такого профиля внутри кольцевой. Пока этот вопрос городские власти не поднимали, но рано или поздно это случится, уверены в администрации. Рядом строятся высотные дома, растет жилой микрорайон.

А это значит, что освободится довольно обширная торговая площадка по правую сторону от улицы Тимирязева. На этом месте администрация планирует построить «город-сад», который должен стать приятным местом для покупок и отдыха.

Часть рынка «Ждановичи» в границах проспекта Победителей и улицы Ратомской в этом году отдана под строительство жилого комплекса и физкультурно-оздоровительного центра. В ближайшие годы планируется расширение улицы Тимирязева, что также сократит торговые площади рынка.

Что будет с парковками?

А пока основной проблемой для администрации остается благоустройство территории. Это, в первую очередь, обустройство парковок. Именно на нехватку мест для стоянки сегодня чаще всего жалуются покупатели.

— Мы построили «Автоград» — это же паркинг (930 мест), — комментирует заместитель директора Анатолий Ялак. — Новый паркинг работает на «Радиомаркете» — введено в строй 509 мест. Также в этом году будет запущена вторая очередь на 250 мест. А к 2015 году мы построим еще одну площадку на 700 мест — строительство идет полным ходом собственными силами.

Источник: tut.by

«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (17) 39-65-321

mail@produkt.by

*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.