Конец года - традиционное обострение мясо-молочных конфликтов

До Нового года остается совсем немного времени, и, наверняка, особенно щепетильные хозяйки уже продумывают меню праздничного стола.

Вероятно, на 83% он будет состоять из белорусских продуктов. Именно настолько страна обеспечивает нас собственным продовольствием. То есть - импортных продуктов (того, чего в наших широтах попросту не вырастишь) нам нужно всего-то 17%. Таким показателем могут похвастаться считанные государства. Кроме того, Беларусь своей качественной продукцией делится со всем миром: по многим позициям производства и экспорта наша страна в числе лидеров на планете. Например, по продажам на внешние рынки сахара, рапсового масла и говядины мы входим в первую двадцатку стран.

 

И конечно, белорусская "молочка", которую не только ставят в лидеры на европейских конкурсах, она пришлась по вкусу во всем мире. Об этом свидетельствуют цифры: покупатели в разных уголках планеты, голосуя рублем, сделали Беларусь третьим в мире продавцом сливочного масла. Значит - пришлось по вкусу.

Вообще, на нашу республику приходится 5% мировой торговли молочными продуктами.

А за прошлый год качество мяса и молока, профессионализм производителей и переработчиков, грамотные продажи принесли стране 6 миллиардов долларов. И все это при численности населения Беларуси всего в одну десятую процента от мирового!

Все дело в том, что в свое время у нас сохранили те самые технологии, от которых многие страны, в том числе и соседи, отказались. Наши производители до сих пор ориентируются на жесткие советские ГОСТы, но при этом технологически ушли далеко от советских времен. Вся цепочка выпуска продукта от поля до прилавка осуществляется на новейшем оборудовании. Словом, все это позволяет сделать продукцию, за которую не стыдно даже на другом конце света. В сентябре 34 белорусских предприятия получили возможность поставлять молочную продукцию на сложный рынок Китая.

Поверьте, в Поднебесной к контролю качества относятся более чем серьезно. И в белорусах там видят производителя качественного продукта, а не конкурента, как наши восточные соседи, то и дело пытаясь очистить российские прилавки от "вкусного и недорогого белорусского", лоббируя интересы тех, кто с молока привык снимать пенку. А ради нее там готовы на многое.

Так кто и почему спорит о вкусах? Большой репортаж Агентства теленовостей.

Конец года - традиционное обострение мясо-молочных конфликтов. На российских прилавках руками Россельхознадзора "зачищают" белорусскую продукцию. Ситуация до боли знакома экспортерам и экспертам рынка и клонируется с завидным постоянством уже десятилетие. Предлоги бывали разные: не то качество, не туда поставили, не с тем сертификатом, не той лаборатории, или еще проще - цена слишком низкая, их спекулянты в накладе.

Георгий Гриц, замдиректора Центра системного анализа и стратегических исследований НАН Беларуси:"Ситуация с торговыми войнами выходит не только за принципы союзнических отношений, но и выходит за принципы разумности. Еще пару лет назад белорусскую сторону обвиняли, что она поставляет продукцию в ущерб российским производителям - сделали квотирование. Следующая претензия - белорусская сторона демпингует на российском рынке. Сделали поставки в РФ через белорусскую товарно-сырьевую биржу, а если идут вне биржи, они обязательно регистрируются. Этот вопрос сняли. Следующий вопрос - это так называемые санэпидемсертификаты".

Очередной скандал длится уже два месяца. За это время ведомство господина Данкверта закрыло поставки в Россию с одиннадцати молокозаводов, двух птицефабрик и от семи мясопереработчиков. Дискриминацию объяснили путано, например, по молоку - его, мол,  слишком много, оно дешевле, да и производить вы не умеете вовсе.   

"Непринятие мер ведет к тому, что поставки продукции из Белоруссии увеличиваются и увеличиваются... Конкурировать с продукцией из Белоруссии сложно - она дешевле, во многом за счет того, что она сфальсифицированная.
Наши белорусские коллеги не могут выпускать продукцию с нормальным содержанием белков и в силу, наверное, определенной жадности начинают "химичить".

Сергей Данкверт, руководитель Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), РБК, 05.12.2016 

Стоит напомнить, что господин Данкверт - чиновник, а не маркетолог. Его дело -  проверять безопасность и соответствие продовольствия стандартам Евразийского союза, а не спекулировать на объемах, ценах и эпитетах. Это превышение должностных полномочий как минимум. На что бюрократу указали и в Беларуси, и в Евразийской экономической комиссии.

Станислав Бубен, директор Департамента агропромышленной политики ЕЭК: "Вызывает сомнение обоснованность заявлений Россельхознадзора о невозможности белорусских предприятий выпускать молочную продукцию с нормальным содержанием белков, определенной жирности". 

Игорь Брыло, замминистра сельского хозяйства и продовольствия Беларуси: "У нас есть ответ Евразийской экономической комиссии: предвзятое отношение к белорусской продукции. Мы готовы вести диалог по любому несоответствию, если оно существует, мы проводим анализ и серьезный мониторинг технологической цепочки.Но когда нам вменяют те вещи, которые мы не производим, либо о которых не знаем, тогда извините. Беларусь - серьезный игрок на российском рынке, мы рады, что пользуются спросом наши продукты и люди любят нашу продукцию, и по качеству она соответствует. Но может быть мы становимся камнем преткновения для того, кто хотел бы занять эту нишу?"

Чтобы хоть чем-то доказать ущербность белорусского продовольствия, ведомство Данкверта идет на откровенные фальсификации. Например, проверяет белорусское молоко по несуществующим стандартам и методикам. Т. е. выдумывает заведомо непроходные тесты, чем нарушает законы и соглашения и Союзного государства, и союза Евразийского.

Игорь Гаевский, директор Департамента санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер ЕЭК:"Использование данной методики для применения и исполнения требований технических регламентов союза и осуществления контрольно-надзорных мероприятий неправомерно". 

Александр Куцко, первый замдиректора департамента Министерства сельского хозяйства и продовольствия Беларуси: "По отдельным показателям к нам требования более завышенные, чем к предприятиям третьих стран. И те требования, которые в последнее время к нам предъявляются, они не по безопасности продукции, а по количественным составляющим, то есть те требования, по которым нельзя вводить ограничения".   

Удар по белорусскому АПК - это удар по белорусским экспортерам, трудовым коллективам и их семьям. Отсюда жесткая реакция Президента в их защиту. Откровенно о мясо-молочных "заградотрядах", незаконных в условиях единого евразийского рынка,  Александр Лукашенко говорил на совещании о союзном Таможенном кодексе.  

Та же тема поднималась и в открытом диалоге Президента с российской прессой.

Кстати, коллеги накануне общения качество белорусского мяса, молока и сладостей дегустировали лично в Могилевском регионе и восхищения не скрывали. Пожалуй, лучшая оценка белорусского АПК и сохраненных еще советских ГОСТов. Это вам не техрегламент, допускающий молочные напитки вместо молока, пальмовое масло, химию и суррогаты в детских лакомствах, аргентинское лежалое мясо под видом местного. Личная проба  как личная гарантия качества для своей аудитории.  

Белорусские ГОСТы на порядок строже российских техрегламентов. И это не прихоть, а защита людей от последствий Чернобыля. Отсюда качество, но и нападки конкурентов руками контролеров.    

Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь: "А если мы поставляем более качественную продукцию? А почему она у нас более качественная? У нас нет этой расхлябанности. Понимаете, вы заменили ГОСТы техническими какими-то регламентами, а меня чернобыльская трагедия подтолкнула к тому, что я сохранил ГОСТы советские… Это нам дает преимущество: ты не можешь выпустить не по ГОСту продукцию. А ГОСТы очень жесткие: и по безопасности, и по наполняемости, и так далее. И если ваши с нами не могут конкурировать по качеству да еще и по цене, тогда идут в правительство, начинают жаловаться, что Лукашенко не вовремя и не туда поставил. И "фас" Роспотребнадзор: те уже ищут какие-то причины. Тогда мы начинаем реагировать. Видят, что это невыгодно, начинают отменять. Но это ненормально, мы должны выработать практику поведения на рынках. Хотя  вроде и выработана она, но не всегда выдерживается. Этого быть не должно". 

Российские контролеры, внезапно страдающие непереносимостью белорусской лактозы, выполняют роль политико-экономического прикрытия рейдеров, олигархов и спекулянтов. Типично их используют в трех случаях. Во-первых, как аргумент для шантажа в более крупных сделках. Например, хотят прибрать наш калий, отжать за бесценок газовую трубу или взвинтить цены на нефть, тут же портится белорусское молоко и мясо. Мелочно, но болезненно.

Михаил Ковалев, декан экономического факультета БГУ, профессор: "Последние действия Россельхознадзора надо рассматривать в общей цепи событий: приостановка строительства здания Газпрома у Национальной библиотеки, проблемы с кредитом от Евразийского банка развития для Беларуси, проблемы и недоговоренности с ценой на газ. Безусловно, это звенья одной цепи. И очень обидно, что Россия отталкивает от себя, наверное, последнего друга в мире, каким являются белорусы. И нам непонятно, почему почти каждый месяц то наш сыр не такой, то наше сухое молоко, то наше мясо не такое". 

Второй случай - олигархический лоббизм. Кто-то из российских магнатов скупил заводы и прилавки, желая быстро "отбить" вложения, взвинтив цены. Белорусы с их "качественно и недорого"  мешают. Снова в бой идут "ревизоры". Наших вытесняют, а потребители платят втридорога: за себя, за олигарха и за его лоббистов в Россельхознадзоре. Или банальнее - хотят купить наши заводы, дешево, быстро и непрозрачно. Беларусь не продает, отсюда заказ "мочить" несговорчивых экспортеров. 

Георгий Гриц, замдиректора Центра системного анализа и стратегических исследований НАН Беларуси:"Сегодня мы в мясо-молочку инвестировали десятки миллиардов долларов США, потом продать за копейку экспортный товар, который сегодня входит в топ-5 экспортных позиций Республики Беларусь, опять-таки что-то не срастается. Поэтому, я думаю, что скорее всего или мы союзники, или, может, где-то надо остановиться в интеграционных процессах и сделать какую-то паузу. Я думаю, что сегодня, как говорится, банкует российская сторона. Российской стороне надо определиться: нужны ей такие отношения или нет". 

Третья схема - стратегическое выдавливание с рынка и продовольственный "сепаратизм". Россия ввела санкции против аграриев из ЕС, а репутацию союзников прицельно топит на будущее, вопреки равным условиям. 

Увы, ради прибыли в жертву приносятся интересы потребителей. При этом достаток и россиян, и белорусов, а порой и союзные договоры  никого не волнуют. Вот мнение самых избалованных московских потребителей. Их белками, лежалой тушенкой и молочными напитками не обманешь. 

Кстати, не только две российские столицы (вторая, Северная - Питер), но и требовательное дальнее зарубежье голосует за наше продовольствие своей валютой. 

Михаил Ковалев, декан экономического факультета БГУ, профессор: "Мы же видим, что даже ЕС стал покупать, пусть пока небольшими порциями, но белорусское. Достигнуты договоренности с Китаем. Я думаю, что россияне могут своими действиями добиться того,  что мы уйдем на азиатские рынки, где свершилась мясо-молочная революция, и где очень много надо мясо и молока. И есть прогноз Всемирной организации продовольствия, которая говорит, что главными продовольственными рынками будут азиатские рынки". 

Только за последний год, после масштабной проверки качества, белорусскую говядину и полуфабрикаты из нее разрешили поставлять в Китай и Арабские Эмираты. Халяльные технологии для последних - самые строгие и педантичные в мире. Также Беларусь - единственное государство, которое продает продовольствие через собственную торговую сеть в Азербайджане. Пять магазинов - как национальный бренд, знак качества и госгарантия на высшем уровне. 

Именно такое качество подтверждено и Евросоюзом. На летнем мировом конкурсе Superior Taste Award в Брюсселе (го еще называют "Олимпиадой продовольствия")  сразу четыре высшие награды. За творог, масло, сырки и напиток из сыворотки - у "Бабушкиной крынки".

Кристиан де Боу, глава Международного института вкуса и качества ITQI: "Поздравляю "Бабушкину крынку" с таким успехом. Далеко не каждому производителю удается с первого раза завоевать признание наших экспертов. А это лучшие шеф-повара и сомелье из 15-ти различных кулинарных организаций с мировыми именами. Оценка в две звезды - замечательный вкус. И все четыре ваших продукта получили более 80% голосов. И это при том, что в конкурсе участвовали более полутора тысяч разных компаний". 

Ценят белорусское продовольствие и в российских регионах. Кстати, здесь дотошно изучают белорусские технологии переработки, внедряя их у себя. Поэтому если губернатор говорит: продукты качественные, это не только его личный вкус, это оценка всего агропромышленного сектора Беларуси и гарантия высочайших стандартов качества.   

Хоть и косвенный, но факт качества белорусского продовольствия - попытка подделывать наши мясо-молочные бренды в самой России или просто выдавать свое за белорусское, переклеивая этикетки. Случаев множество. И будь наше продовольствие "слабой валютой", ее бы не подделывали.

Игорь Брыло, замминистра сельского хозяйства и продовольствия Беларуси: "Выявлено 12 случаев  якобы выпускаемой продукции, на самом деле фальсифицированной  и  проданной под брендом щучинского завода. И в этой продукции Россельхознадзор нашел несоответствие. Они закрывают наше предприятие из-за события, к которому мы не имеем отношения. Мы отправили  с 25 октября несколько материалов по каждому факту расследования, подтверждая, что эта продукция не выпускалось. И тогда вопрос: почему наше предприятие должно быть закрыто для поставок в Россию?" 

Как добросовестный союзник и производитель Беларусь будет защищать свои бренды и реноме всеми законными и доступными мерами. В том числе через союзную Евразийскую комиссию. Иначе зачем нам такой Союз, где дискриминируют и обворовывают? 

Александр Куцко, первый замдиректора департамента Министерства сельского хозяйства и продовольствия Беларуси: "Сложилась негативная практика, когда на границе введены пункты предварительного уведомления, где со стороны Россельхознадзора в отношении белорусской продукции тотальный контроль, который заключается в том, что каждая машина вскрывается, берется отбор проб, а это противоречит принципам ЕАЭС. Негативно, что в отношении белорусских производителей появляются все новые и новые требования. И мы не исключаем, что в ближайшее время будут новые претензии к  качеству. 

Кто затеял очередную масо-молочную диверсию, должны разобраться в самой России. Было ли это самовольством ведомства Данкверта, заказом "продуктовых олигархов" или атакой в пристежку к углеводородным контрактам, Беларуси не так уж важно. Важно, чтобы союзник исполнял свои обязательства, не разваливал единый рынок, не выворачивал кошельки своих и наших граждан, и не провоцировал "кислые" молочные и "гнилые" мясные торговые войны.