Казахстанские производители охлаждённого мяса предпочитают продавать свою продукцию россиянам

И считают, что отечественный рынок можно похоронить.

Между тем в Казахстан бесконтрольно поставляют замороженное мясо из Аргентины и США. И у местных потребителей просто нет выбора.

Три года назад компания «Crown Батыс» построила откормочную площадку почти на 9 тысяч голов КРС и мясокомбинат. Предприятие уже экспортировало в Россию 70 тонн охлаждённого мяса. А вот большинству казахстанцев эта продукция до сих пор не известна.

Производитель индюшатины ТОО «Ордабасы Кус» вывозит на московский рынок 30% своей продукции. Компания заключила меморандум о поставке мяса в Афганистан, а не так давно провела переговоры об экспорте продукции в Екатеринбург. В Казахстане же потребление индюшатины оставляет желать лучшего. По данным Комитета таможенного контроля на внутреннем рынке представлено импортное замороженное мясо. Иногда сомнительного качества.

Какая разница, из чего делать колбасу? – Свежего мяса в Казахстане хватает всем, – прокомментировал ситуацию пресс-секретарь АО «Холдинг «Казагро» Ринат Тасбулатов. – Зайдите на любой рынок, там продают исключительно местную говядину и баранину. Нехватка ощущается только у переработчиков. Но если мы закроем границы для белорусского, бразильского и аргентинского мяса, наши переработчики будут вынуждены покупать отечественное сырьё, и никакого дефицита они не будут испытывать. Всё дело в низкой цене импорта. Аргентинское замороженное мясо продают по 500 тенге за кило. Отечественное свежее мясо – это продукт совсем другого качества. Животноводы, которые вышли на экспорт, говорят, что за рубежом наше мясо ценится. Это продукт премиум-класса, он идёт в рестораны. Такое мясо ни Бразилия, ни Аргентина не могут поставлять…

Ситуацию на мясном рынке мы решили выяснить непосредственно у наших экспортёров. Та же компания «Crown Батыс» до конца года планирует вывезти около 500 тонн продукции в Россию.

– А как же отечественный рынок? – спросили мы у директора ТОО. – Да никак! Его можно похоронить, – ответил по телефону Евгений Алиев. – Мясо к нам завозят бесконтрольно и продают по бросовой цене. Наших потребителей не убедишь в том, что нужно покупать отечественное. Они берут то, что дешевле.

– Почему же россияне не закупают дешёвое аргентинское, американское мясо, а предпочитают наше?

– Кто может сегодня предложить на московском рынке мясо 15-месячных бычков в любом количестве? Причём охлаждённое, а не мороженное. Москва – это огромный мегаполис. Чем больше город, тем больше людей, которые следят за своим здоровьем. Они прекрасно понимают, что 15-месячный бычок – это молодое мясо. У него совершенно другие вкусовые критерии. Основная масса людей в Казахстане по-другому относится к продуктам питания.

– Россиянам нравится казахстанское мясо?

– То, которые мы поставляем россиянам, чрезмерно жирное. Туши приходится обезжиривать. С каждой единицы КРС мы должны получать 450 кг живого веса. Только тогда сможем получать субсидии. Мышечная масса – это только 400 кг. Остальное – жир, который мы срезаем. Сейчас мы просим Минсельхоз изменить критерии по тушам.

– Ваше предприятие создавалось исключительно для поставок на экспорт?

– Такое мнение складывается у многих. На самом деле мы взяли всё самое лучшее и выполнили все требования экспортоориентированной компании. Они намного выше, чем наши внутренние. Поэтому никакого труда не составляет реализовывать это мясо здесь. Если в Москве 80% мяса продаётся в магазинах, то у нас 95% реализуется на рынке. И толку от того, что я произвожу хорошее мясо, на самом современном оборудовании, везу свою продукцию в специальных рефрижераторах? Всё равно на рынке все торгуют на одних и тех же прилавках, без холодильников и витрин. Какой смысл, если мы сливаемся на рынке со всеми остальными торговцами. Я не могу там поставить своё оборудование. Вот попробуйте продать мясо на базаре – сами в этом убедитесь! Заодно посмотрите, в каких условиях его продают и как привозят.

– Вы экспортируете мясо только для ресторанов? Или с магазинами тоже работаете?

– Зайти в сети сегодня очень тяжело. Взять Москву – тут люди понимают толк в мясе: в основном мусульманское население. Поэтому здесь мы работаем с ресторанами. Если говорить про Самару, Тольятти и Уфу, то там мы реализуем продукцию через сеть супермаркетов.

– И по какой цене вы продаёте?

– На сегодня отдаём по 167 рублей за килограмм говядины. По Уральску мы держим такие же цены. Но это всего четыре точки, и они ни о чём не говорят. У наших потребителей просто нет права выбора. Поломать эту систему пока невозможно. Что касается импорта мяса, вполне вероятно напичканного гормонами роста, то остановить его невозможно. Даже наши СЭС не могут сделать какой-то поворот в жизни. Они обременены международными соглашениями. Если подписаны межправительственное и таможенное соглашения, то мясо должно прийти в страну. Реального запрета сейчас нет. Что касается гормона роста, то, чтобы его выявить, нужно проводить сложный анализ на химические вещества. А это даже в Европе не везде могут делать. Пока мы до этого ещё не дошли.

Кому шейки, кому крылышки, а кому чистое филе

А вот директор ТОО «Ордабасы Кус» Мурат Тагаев считает, что обходить стороной отечественный рынок он не имеет права:

– Конечно, в России потребителей больше, и с точки зрения бизнеса поставлять туда мясо выгодней. Но нам оказывает помощь государство, предоставляет субсидии, льготные корма. И наша главная стратегия – максимально обеспечить мясом внутренний рынок. На экспорт мы должны отправлять излишки, – объяснил он. – Хотя, конечно, трудности есть. Казахстанцев ещё нужно приучить есть индюшатину. В Европе среднее потребление на душу – 5-7 кг индейки в год. Если бы у нас было такое потребление, то нашему рынку требовалось бы в год 100 тыс. тонн мяса. А мы сегодня вышли на объём производства в 5 тысяч тонн. То есть средний казахстанец съедает около 200 граммов в год индюшатины. А вот средний россиянин – 1 кг в год. Но внутренний рынок для нас не менее важен. Мы производим ассортимент продукции доступный различным слоям населения. Кому шейки, кому крылышки, а кому чистое филе. И я могу с уверенностью сказать, что казахстанцы распробовали нашу продукцию. Например, в Астане потребление индюшатины увеличилось в 2 раза по сравнению с прошлым годом. Сейчас мы производим мороженное мясо, а после Нового года будем поставлять охлаждённое.

– А как сегодня ваша продукция продвигается на внешнем рынке?

– На прошлой неделе я выставлял нашу индейку на форуме в Екатеринбурге. Всем присутствующим очень понравилось. Видимо, придётся увеличивать объёмы производства. По итогам этого года мы получим 5 тыс. тонн продукции, в следующем году планируем 6,5 тыс. тонн…

В России с удовольствием едят не только казахстанское мясо, но и наши мясные деликатесы. Например, в Москве рестораторы высоко оценили полуфабрикаты из конины, говядины и баранины, произведённые ТОО «Астана Агропродукт». После отправки первой пробной партии в 5 тонн, компания получила заказ ещё на 12 тонн. Директор ТОО «Астана Агропродукт» Серик Рахимбаев сообщил «Мегаполису», что сейчас в отечественные магазины деликатесов поступает больше, чем вывозится в Россию. Справка:

В январе-июле текущего года Казахстан увеличил импорт мяса на 3,1% (по сравнению с аналогичным периодом 2012 года). Крупнейшими поставщиками стали: США (40,7 тыс. тонн), Украина (17,1 тыс. тонн), Польша (3,5 тыс. тонн), Канада (1,6 тыс. тонн), Бразилия (1,3 тыс. тонн), Парагвай (1,3 тыс. тонн), Австралия (1,1 тыс. тонн), Бельгия (0,9 тыс. тонн). В этот же период Казахстан не экспортировал ни одной тонны мяса.

Источник: www.megapolis.kz