Казахстан импортирует мясо, вместо того чтобы стать крупнейшим экспортером

Спикер Мажилиса Нурлан Нигматулин назвал причины, по которым Казахстан вынужден импортировать мясо и молочные продукты, вместо того чтобы производить свои, передает корреспондент Tengrinews.kz.

«Мы из года в год имеем довольно неутешительную картину — неуклонный рост импорта мяса и мясной продукции. Доля импорта мяса птицы составляет более 51 процента. В прошлом году он составил более 191 тысячи тонн. В последние три года стал расти и объем импорта конины. В 2016 году импорт конины составлял 900 тонн, а в 2018 году увеличился в 2,5 раза и составил более 2 тысяч тонн. Объективности ради, у нас есть все условия, чтобы самим стать крупнейшим экспортером мяса на внешнем рынке», — заявил Нигматулин на парламентских слушаниях.

Председатель Мажилиса указал на низкую загруженность перерабатывающих предприятий, из-за чего казахстанцы вынуждены покупать зарубежное сливочное масло, сыры и творог.

«Мы перерабатываем всего лишь 33 процента мяса и 31 процент молока. Загруженность всех наших перерабатывающих предприятий остается все еще низкой — на уровне 60 процентов. К примеру, в России и Беларуси загруженность промышленных мощностей аналогичных предприятий превышает 80 процентов. Как результат, именно российские и белорусские молочные продукты импортируются в Казахстан, а не наоборот», — сообщил Нигматулин.

«Анализируя статистику, удивляешься тому, что мы все еще импортируем ежегодно более 6 тысяч тонн сливочного масла, около 22 тысяч тонн сыров и творога, свыше 6 тысяч тонн мясных консервов на общую сумму 45 миллиардов тенге. А ведь эту же продукцию могут и должны производить наши перерабатывающие заводы. Потенциал есть, а роста нет. С одной стороны, мы субсидируем отрасли на 76 миллиардов тенге, а с другой — мы тут же теряем и уступаем свой рынок на сумму минимум 45 миллиардов. И это только по трем позициям», — заявил он.

Еще одной важной проблемой, по его словам, остается неразвитость кормовой базы, в том числе с деградацией и опустыниванием пастбищ.

«Из 181 миллиона гектаров пастбищ более 73 миллионов гектаров деградированы, а это 40 процентов от общего объема. В том числе около 27 миллионов гектаров сбиты, то есть испорчены в силу различных обстоятельств. При этом из-за перевыпаса скота пастбищные угодья, особенно вокруг населенных пунктов, уже практически не плодородны, а отгонные используются недостаточно ввиду отсутствия инфраструктуры для их обводнения и значительной их удаленности. Мы теряем и угодья пастбищные, и не приводим к нужным показателям темпы животноводства», — указал Нигматулин.

Спикер палаты попросил собравшихся членов правительства и Парламента вместе искать решение проблем.