Какой он, азербайджанский рынок?

Какая белорусская продукция нужна потребителю и чего ждут от партнеров местные трейдеры?

В рамках подготовки журналом «Продукт.BY» экспортного тура в Баку (16–21 сентября текущего года) главный редактор Андрей КИРЕЕНКО посетил в июле страну и делится с читателями полезными идеями и наблюдениями.

После многочисленных контактов с азербайджанскими бизнесменами, общения с представителями Посольства Беларуси, изучения магазинных полок и собранной статистики сложилась определенная картина, характеризующая ситуацию на продовольственном рынке страны.

В Азербайджане аграрному сектору уделяется большое внимание. За четыре года доля собственной продукции на полках магазинов выросла с 30 до 70 %, а по птице и яйцу — до 100 %. Ставится задача наращивать экспорт, особенно это касается плодоовощной продукции и виноматериалов.

Азербайджан — сложный рынок с богатым выбором продуктов из разных стран. На входе нужна кропотливая работа в условиях жесткой конкуренции. Сначала надо занять место на полках, пусть даже с невысокой маржой, а потом, по мере того как марка «сделано в Беларуси» будет более узнаваема и станет пользоваться спросом, можно поднимать цены и зарабатывать больше. Но сначала надо вложиться в этот рынок.

                   Фото: ПРОДУКТ.BY

В Баку уже есть сеть из шести магазинов с белорусскими товарами, ее держит местный бизнесмен, там представлены два десятка производителей. Белорусам не пришлось инвестировать в этот проект, затраты взял на себя хозяин магазинов. Продукция поставляется еженедельно, по четвергам, и всегда свежая. Продавцы — в национальных белорусских костюмах. Видя популярность этих магазинов, и крупные сети начали выделять у себя отдельные полки с белорусскими товарами: белорусская тема «пошла». Теперь можно подумать, как развить ее в страновом масштабе. Но создавать свои торговые сети — дорого и рискованно, надо договариваться с местными игроками.

В нашем дипломатическом представительстве ценят усилия всех, кто смог закрепиться на этом рынке, несмотря на различные кризисы и ценовые перепады. Отмечают успехи «Молочного Мира», «Савушкина продукта» Лунинецкого молочного завода.

Для поддержания белорусской темы надо, чтобы и производители более отчетливо обозначали свою белорусскую принадлежность на упаковке. Это же еще и продвижение страны! Мы теряем огромную долю рынка от того, что лояльные к Беларуси азербайджанцы приходят в магазины, но нашу продукцию не видят.

Хороший канал — HoReCa. Наша «Аливария» отправляет туда пиво. К нему можно поставлять мясные снеки, копчености, колбаски. Востребованы «Моцарелла», охлажденная говядина.

Специалисты советуют периодически «вживую» мониторить рынок, разговаривать с продавцами «глаза в глаза». Мейлы и разговоры по телефонам тут не проходят. Надо учиться заводить дружбу. Здесь, на Кавказе, да и на всем Востоке, «купеческое слово дороже золота».

Надо активнее искать схемы по созданию СП. ГТФ «Неман» уже начала работать в этом направлении, ведь фабрике выгодно иметь контроль над сырьевой зоной. В Азербайджане много качественных овощей, оливок — возможно, это тема для создания СП с нашими консервными и маслоэкстракционными заводами. Тем более что с азербайджанской стороны есть конкретные люди, заинтересованные ее развивать.

ПОДРОБНО ЧИТАЙТЕ В ОНЛАЙН-ВЕРСИИ ЖУРНАЛА   

 ПРОДУКТ.BY №4, 2019г., СТР. 64 

Источник: ПРОДУКТ.BY