Какие изменения предлагается внести в Закон «О государственном регулировании торговли и общественного питания»

Закон о госрегулировании торговли и общественного питания долгое время считали прорывным. Но жизнь не стоит на месте, и настала пора актуализировать документ. Министерство антимонопольного регулирования и торговли вынесло проект изменений и дополнений на общественное обсуждение. Продлится оно до 8 ноября. Корреспондент «Р» изучила список идей и выбрала самые интересные пункты.


Быть может, стоит отказаться от норматива обеспеченности торговыми площадями — их в стране уже хватает.
media.slovoidilo.ua

В духе либерализации

Во многих случаях нормы закона приводятся в соответствие с принятыми документами по либерализации бизнеса. Например, прописывается, что магазины, кафе, рынки и торговые центры сами смогут определять режим работы. Исключение для объектов, планирующих не закрываться после 23.00 и открывающих свои двери раньше 7 утра, – каждый случай придется согласовать в исполкоме. Прописаны и основания для отказа.

Полномочия МАРТ предлагается несколько расширить. Например, наделить ведомство правом разрабатывать и утверждать порядок внесения товаров в списки, подлежащие включению в ассортиментный перечень. А также убирать лишнее из него. Выиграть от этого должны производители, освоившие выпуск импортных аналогов. Предполагается, что такие товары будут включаться в перечень после того, как будет проведено исследование рынка и объемов производства, чтобы указанных предметов наверняка хватило всему ретейлу.

Среди других предлагаемых прав – утверждать нормы товарных потерь и выносить обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений профильного законодательства. Если нарушения будут угрожать нацбезопасности, жизни и здоровью граждан, окружающей среде, МАРТ сможет приостанавливать или запрещать продажу таких товаров до исправления ситуации. Такие же посылы есть в измененном прошлогоднем Указе № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

У вознаграждения будет предел

Один из самых интересных пунктов касается совокупного размера вознаграждения, которое сети смогут брать с поставщиков продовольствия за определенный объем или услуги, — не больше 5 процентов от цены закупки. Для оценки эффекта от введения госрегулирования в части вознаграждений, премий, бонусов, направленных на продвижение товаров, МАРТ провел опрос 46 поставщиков продуктов питания и полсотни ретейлеров разного калибра. Учли и позицию Минсельхозпрода, Белкоопсоюза, облисполкомов и Мингорисполкома. Опрос показал: 41 процент поставщиков, в том числе и ряд наших крупных производителей, не «отстегивают» дополнительных денег в адрес сетевиков в принципе. Но при этом их продукция есть на тамошних полках.

Другая часть выплаты все же делает, как правило, на договорной основе. В среднем для отдельного поставщика сумма всех выплат в январе—июне этого года составила от 0,0019 до 12,34 процента от фактического объема поставленных товаров. В прошлом году — от 0,0013 до 11,43 процента. При этом треть поставщиков отметили, что инициатором таких платежей выступают торговые сети. По мере роста их рыночной силы производители вынуждены идти на уступки, чтобы попасть на полки.

В то же время ретейлеры настаивают, что за счет бонусов и скидок в свой адрес они могут снизить стоимость товаров. Так, при их отмене только в четырех крупных торговых сетях, на долю которых приходится четверть продовольственного товарооборота, на молочные и мясные продукты, хлебобулочные и кондитерские изделия, бакалею, овощи и фрукты, безалкогольные напитки вырастут торговые надбавки, а следом и цены — до 14 процентов. Такую оценку сделал МАРТ на основе данных сетевиков за прошлый год. Это может дать прирост инфляции на 0,3—0,35 процентного пункта.

Кроме того, сетевики и рестораторы впредь не смогут скрывать условия выбора поставщика. Так, крупные игроки, чей годовой оборот стартует от 80 тысяч базовых величин (1,96 млн рублей), должны будут размещать все сведения на сайтах. В их числе – перечень закупаемых товаров, сроки и порядок поставки, расчетов. Кроме того, в течение 14 дней бизнесмены должны будут отвечать на поступившие запросы по этому поводу. Юрлица системы потребкооперации вправе размещать информацию на сайтах облпотребсоюзов или на страничке Белкоопсоюза. Игроки помельче обеспечивают доступ к такой информации любыми способами, говорится в проекте закона.

Милиция против развалов

Долю в товарообороте продовольствия Минска, областных центров и районов сетям предлагается определять самостоятельно. На основании сведений Белстата. При этом до даты расчета ретейлер не должен принимать какие-либо меры, направленные на рост торговой площади. Вписался в норму (сейчас максимум — 20 процентов) – развивайся дальше. Нет – стоп, игра. Как вариант – идти на село.

По предложениям местных исполкомов милицию хотят наделить правом штрафовать за несанкционированную торговлю. Среди веских причин – то, что стихийные рынки возникают вдоль дорог, на остановках, что мешает транспорту и пассажирам, нарушает общественный порядок, провоцирует хулиганство и кражи. Противодействие всем этим явлениям входит в компетенцию МВД, так что логично подключить их к решению вопроса.