Какие бренды называет любимыми белорусская молодежь

23 апреля Ассоциация защиты интеллектуальной собственности «БелБренд» и молодежная лаборатория социологических исследований ЦК ОО «БРСМ» представили любопытное социологическое исследование «Молодежный бренд-2018». Его авторы изучили популярность различных брендов среди белорусской молодежи, пишет marketing.by.

Как проводилось исследование

Сбор информации велся с помощью формализованного интервью. Выборка в исследовании построена с соблюдением доверительной вероятности в 95%.

Доверительный интервал данной выборки — 2,8%. В выборку исследования попали крупные, средние и мелкие города Республики Беларусь: Минск, Брест, Гродно, Гомель, Могилев, Витебск, Светлогорск, Хойники, Пинск, Кобрин, Бобруйск, Горки, Борисов, Солигорск, Молодечно, Поставы, Новополоцк, Волковыск, Зельва. Из сельской местности и поселков городского типа были выбраны следующие: Юрцево, Жемчужный, Дрибин, Лельчицы, Сеница, Станьково, Берестовица.

Кто принял участие

Исследование охватило 1221 респондента. Распределение по гендеру практически равнозначное — 49% женщин и 51% мужчин.

В исследовании приняло участие 20,8% респондентов в возрасте 15-19 лет, 33% респондентов в возрасте 20-24 лет, 31,9% респондентов в возрасте 25-29 лет и 14,3% респондентов в возрасте 30 лет.

Среди участников исследования больше половины респондентов на данный момент не состоят в брачных отношениях (63%), каждый четвертый респондент состоит в браке (27%), около 9% респондентов находятся в разводе.

Каждый третий респондент расходует зарплату на продукты и необходимые недорогие вещи. Чаще всего респонденты затрудняются с покупкой товаров длительного пользования, но на повседневные нужды средств им хватает (42%). Примерно 11% респондентам не хватает денег даже на самые необходимые продукты. В среднем, каждый пятый респондент считает, что живет обеспеченно.
Высшее образование имеют 45% участников опроса, каждый четвертый респондент имеет общее среднее образование. Около 6% респондентов имеют профессионально-техническое образование, среднее специальное образование имеет 22% респондентов.

Также среди участников опроса больше половины на данный момент состоят в трудовых отношениях (59%).

Мясо и мясопродукты

В категории «Мясо и мясная продукция» было предложено 23 производителя. Среди всех респондентов приобретают мясную продукцию 95%, не приобретают — 5%. Мясную продукцию приобретают на 19% больше респондентов, чем рыбу и морепродукты.

Первое место среди первых названных торговых марок в данном разделе продовольственных товаров разделили между собой «Серволюкс» и «Волковысский мясокомбинат».

При анализе потребительского поведения по отношению к производителям мяса и мясной продукции также основными по популярности являются «Серволюкс» и «Волковысский мясокомбинат» — большая доля респондентов покупали последние полгода их продукцию. Однако большая доля респондентов (12%) покупала чаще всего последние полгода именно продукцию под торговой маркой «Волковысский мясокомбинат», поэтому выбором молодежи в данной категории следует называть именно эту марку.

Сравнение с 2017 годом: чаще всего молодежь приобретала продукцию компании «Серволюкс». Разница между производителями 1-го и 2-го порядка («Петруха» и «Волковысский мясокомбинат») составляла 1,10%.

Первый названный производитель (мясо и мясная продукция)

Молбренд_2018 (с) БелБренд_Страница_010_cr.png

Покупали чаще всего за последние полгода (мясо и мясная продукция)

Молбренд_2018 (с) БелБренд_Страница_012_cr.png

Рыба и морепродукты

В категории «Рыба и морепродукты» было предложено 15 производителей. Среди всех респондентов приобретают рыбу и морепродукты 76%, каждый четвертый респондент при этом не приобретает товары данной категории.

Первым названным производителем рыбы и морепродуктов среди всех респондентов является «Санта Бремор». На втором месте за ним следует «VICI».

При анализе потребительского поведения по отношению к производителям рыбы и морепродуктов также основными по популярности являются «Санта Бремор» и «VICI» – большая доля респондентов покупали последние полгода их продукцию. Больше половины участников опроса, приобретающих рыбу и морепродукты, чаще всего приобретает продукцию «Санта Бремор» и в первую очередь ассоциирует данную группу товаров именно с этим производителем.

Сравнение с 2017 годом: предпочтения молодежи в данной группе брендов не претерпели значительных изменений. На небольшую долю % возросло потребление и ассоциирование бренда «VICI» с производством рыбы и морепродуктов.

Первый названный производитель (рыба и морепродукты)

Молбренд_2018 (с) БелБренд_Страница_016_cr.png

Покупали чаще всего за последние полгода (рыба и морепродукты)

Молбренд_2018 (с) БелБренд_Страница_017_cr.png

Молочная продукция

Категория молочной продукции является одной из самых объемных категорий, представленных на рынке продовольственных товаров Республики Беларусь. В данной категории было выделено 28 наиболее известных производителей.

Абсолютное большинство респондентов (98%) постоянно приобретают молочную продукцию.

Первый названный производитель молочной продукции у 18% респондентов – это «Савушкин». Вторым по популярности среди первых названных является марка «Бабушкина крынка».

При анализе потребительского поведения по отношению к производителям молочной продукции также основными по популярности являются «Бабушкина крынка» и «Савушкин» – большая доля респондентов покупали последние полгода именно их продукцию. Однако большинство респондентов (19%) покупала чаще всего последние полгода именно продукцию производителя «Савушкин».

В категории «Другое» респондентами были предложены следующие производители: «Лепелька», «Слуцкий СК».

Сравнение с 2017 годом: предпочтения молодежи в данной группе брендов не претерпели значительных изменений. На небольшую долю % возросло потребление и ассоциирование самых популярных производителей молочной продукции.

Молбренд_2018 (с) БелБренд_Страница_021_cr.png

Молбренд_2018 (с) БелБренд_Страница_022_cr.png

Замороженные продукты, полуфабрикаты

Замороженные продукты и полуфабрикаты являются одной из самых невостребованных среди молодежи основных групп продовольственных товаров. Они представлены в данном исследовании 16-ю производителями.

Среди опрошенных респондентов практически каждый 5-й респондент отметил, что не приобретает замороженные продукты или полуфабрикаты (22%).

Первый названный производитель замороженной продукции и полуфабрикатов у 34% респондентов – это «Бабушка Аня». Вторым по популярности среди первых названных является продукция Брестского мясокомбината.

При анализе потребительского поведения по отношению к производителям замороженной продукции и полуфабрикатов также основными по популярности являются «Бабушка Аня» и «Брестский мясокомбинат» – большая доля респондентов покупали последние полгода именно их продукцию. Однако большинство респондентов (27%) покупала чаще всего последние полгода именно продукцию «Бабушка Аня».

Сравнение с 2017 годом: на 2-м месте по популярности среди молодежи был «Волковысский мясокомбинат». Производитель «Брестский мясокомбинат» занимал 5-е место.

Молбренд_2018 (с) БелБренд_Страница_026_cr.png

Молбренд_2018 (с) БелБренд_Страница_027_cr.png

Мороженое

В данном исследовании категория «мороженое» была представлена 7 производителями и 26-ю видами мороженого. Можно отметить, что уровень потребления мороженого находится на достаточно высоком уровне (практически 95% респондентов его приобретают). При этом мороженое приобретает на 2% меньше респондентов, чем шоколад или конфеты, на 7% больше респондентов, чем кондитерские изделия, и на 15% больше респондентов, чем тех, кто приобретает любую другую замороженную продукцию.

Самым популярным мороженым среди первых названных респондентами является мороженое «Soletto» от производителя «Санта Бремор» (23%) – его упомянули в первую очередь каждый четвертый респондент. На первом месте среди упомянутых видов мороженого во вторую очередь является мороженое «Топ» (13%).

При анализе потребительского поведения по отношению к производителям мороженого также наиболее популярными являются мороженое «Soletto» (Санта Бремор) и «Топ» (Санта Бремор). Однако большая доля респондентов (24%) покупала чаще всего за последние полгода именно мороженое «Soletto».

Сравнение с 2017 годом: на 2-м месте по популярности среди молодежи было мороженое «28 копеек», на 3-м – мороженое «Топ».

Молбренд_2018 (с) БелБренд_Страница_031_cr.png

Молбренд_2018 (с) БелБренд_Страница_032_cr.png

Шоколад, конфеты и другие сладости

Среди всех основных категорий продовольственных товаров группа шоколада, конфет и других сладостей представлена в данном исследовании наиболее широко – она охватывает 31 наименований производителей. Из опрошенных респондентов около 95% приобретают товары этой категории.

Самым популярным шоколадом среди первых названных респондентами является шоколад «Alpen Gold» (38%). Шоколад этой марки также является абсолютным лидером по покупке за последние  полгода среди всех респондентов.

На втором и третьем месте по популярности упоминаний и по покупке за последние полгода стоят шоколад и конфеты от белорусских производителей «Спартак» и «Коммунарка».

Сравнение с 2017 годом: распределение популярности производителей шоколада, конфет и других сладостей по сравнению с прошлым исследованием значительно не изменилось.

Молбренд_2018 (с) БелБренд_Страница_036_cr.png

Молбренд_2018 (с) БелБренд_Страница_037_cr.png

Кондитерские изделия

В отличие от продукции предыдущего блока (шоколад и конфеты), к приобретению товаров группы «кондитерские изделия», к которой относится печенье, вафли, зефир и т.п., склонны гораздо меньше респондентов (86%).

Кондитерские изделия представлены в данном блоке 23-мя производителями.

Каждый третий респондент в первую очередь среди всех производителей кондитерских изделий называл «Слодыч» (34%). На втором месте среди первых упомянутых также белорусский производитель кондитерских изделий «Спартак» (19%).

Лидером по приобретению молодежью за последние полгода является кондитерская продукция «Слодыч» - 31% респондентов выбирали кондитерскую продукцию этой марки чаще всего за последние полгода.

В категории «Другое» респондентами были предложены следующие производители: «Oreo», «Nestle».

Сравнение с 2017 годом: распределение популярности производителей кондитерских изделий по сравнению с прошлым исследованием значительно не изменилось.

Молбренд_2018 (с) БелБренд_Страница_041_cr.png

Молбренд_2018 (с) БелБренд_Страница_042_cr.png

Чипсы, сухарики

В категории «Чипсы и сухарики» было предложено 25 производителей. Среди всех респондентов приобретают чипсы и сухарики 76%, не приобретают – 24%.

Более половины респондентов при ответе на вопрос о производителях чипсов и сухариков в первую очередь называют продукцию «Lay’s» (53%).

При анализе потребительского поведения по отношению к производителям чипсов и сухариков также основными по популярности являются «Lay’s» и «Онега» – большая доля респондентов покупали последние полгода их продукцию. Однако среди них большая доля респондентов (49%) покупала чаще всего последние полгода именно продукцию «Lay’s», поэтому выбором молодежи в данной категории следует называть именно эту марку.

Сравнение с 2017 годом: распределение популярности производителей чипсов и сухариков по сравнению с прошлым исследованием значительно не изменилось.

Молбренд_2018 (с) БелБренд_Страница_046_cr.png

Молбренд_2018 (с) БелБренд_Страница_047_cr.png

Питьевая и минеральная вода, напитки

В категории «Питьевая и минеральная вода» было предложено 25 производителей. Среди всех     респондентов приобретают питьевую и минеральную воду, а также напитки 95%, не приобретают – 5%.

Самым популярным из первых названных производителей питьевой и минеральной воды и напитков среди всех респондентов является «Coca- cola» (41%).

При анализе потребительского поведения по отношению к производителям питьевой, минеральной воды и напитков также основными по популярности являются «Coca-cola», «Fanta» и «Sprite». Однако покупать молодежь предпочитает именно продукцию «Coca-cola» (39% респондентов покупали ее чаще всего за последние полгода).

Сравнение с 2017 годом: в прошлом исследовании категории «Напитки» и «Минеральная и газированная вода» представляли собой различные блоки. Самыми популярными производителями в данных блоках были «Сoca-cola» и «Bon-aqua». Сравнивая данные категории, стоит отметить, что сладкие газированные напитки среди молодежи более известны и приобретают их чаще, чем минеральную и питьевую воду.

Молбренд_2018 (с) БелБренд_Страница_051_cr.png

Молбренд_2018 (с) БелБренд_Страница_052_cr.png

Соки, морсы

В категории «Соки и морсы» было предложено 26 производителей. Среди всех респондентов приобретают соки и морсы 86%, не приобретают – 14%.

Первым названным производителем соков и морсов среди всех респондентов является «Добрый» (21%). На втором месте за ним следует сок «Сочный» (16%).

При анализе потребительского поведения по отношению к производителям соков и морсов основными по популярности является сок

«Добрый» – большая доля респондентов покупали чаще всего за последние полгода эту продукцию (каждый четвертый респондент покупал сок этой марки чаще всего за последние полгода). На втором и третьем месте по популярности приобретения стоят соки и нектары «Rich» и «Сочный».

Сравнение с 2017 годом: в исследовании прошлого года в тройку самых популярных торговых марок соков и морсов входила марка «Моя семья». В данном исследовании ее место заменила торговая марка «Rich».

Молбренд_2018 (с) БелБренд_Страница_056_cr.png

Молбренд_2018 (с) БелБренд_Страница_057_cr.png