Как живется "лимузинам" на припятской пойме

Животноводство в ОАО «Туровщина» Житковичского района — отрасль заглавная и перспективная.

В образовавшемся в 2009 году под эгидой «Бел­агропромбанка» на базе четырех сельхозпредприятий акционерном обществе сегодня содержится более 10 тысяч голов крупного рогатого скота, около 3 тысяч из них – дойное стадо, пишет Рэспублiка.

На привесы и надои коров сельчане не жалуются, и все же взявший в свои руки штурвал хозяйственного корабля бывший руководитель ОАО «Житковичихимсервис» Владимир Радовец за идею ориентации хозяйства на разведение высокопродуктивной мясной породы ухватился, что называется, двумя руками. На этот эксперимент житковичане, по утверждению председателя райисполкома Николая Какоры, пошли еще до принятия Государственной программы социально-экономического развития и использования природных ресурсов Припятского Полесья. Главная задача, которую ставили перед собой руководители района и аграрии, – наиболее полно задействовать природно-ресурсный потенциал пойменных лугов Припяти (их площадь составляет около 4,5 тысячи гектаров). Понятно, в первую очередь речь шла о слабо используемой богатой кормовой базе поймы.

Осенью минувшего года хозяйством было закуплено в Брагинском, Светлогорском и других районах области 52 «лимузина» (не путать с моделью авто). Летний стан ранее действовавшего колхоза «Новая жизнь» с навесами и другими сооружениями в урочище Борочек стал базой круглогодичного лагеря для животных. Пастбище – под ногами, сено и силос, заготовленные из луговых трав, складированы рядом. Сооружены здесь кормовой стол, помещение для молодняка и родильное отделение. Обилие корма, свежий воздух и вольное содержание – нужны ли лучшие условия для развития стада? Более того, животные оказались на поверку хорошими «санитарами» поймы, поедая вместе с травой молодые побеги лозы, обильно пустившей корни в приречной зоне.

— Они не только хорошо перенесли суровые холода минувшей зимы, но и порадовали завидным потомством – 48 телят, — рассказывает генеральный директор ОАО «Туровщина» Владимир Радовец. — С учетом новых закупок, помощь в которых оказало нам и облплемживобъединение во главе с Александром Старотиторовым, поголовье «лимузинов» в хозяйстве вскоре утроилось. Возникла необходимость в обустройстве еще одной площадки для этих коров. Создали ее в пойме недалеко от деревни Повчин. Легкие навесы обложили тюками соломы, получилось прекрасное укрытие, где бычки и нетели смогут укрыться от зимней вьюги и морозного ветра. Своеобразное «новоселье» здесь уже справили около 80 животных мясной породы, закупленных недавно в Литве.

К слову, наш первый телефонный разговор с Владимиром Радовцом состоялся в то время, когда гендиректор «Туровщины» вместе с руководителем областной ветслужбы Виктором Курпатовым держал путь в аэропорт. Итогом поездки в Венгрию стали закупка, оформление карантинных разрешений и поставка сельхозпредприятию еще 150 телок-«лимузинов». Мраморное мясо этих животных, как известно, считается во всем мире деликатесным продуктом, оно нежное и обладает особыми вкусовыми качествами. Соответственно закупочная цена его выше обычного мяса, что выгодно для производителей такой говядины. У житковичан же в этом начинании на руках сильные козыри: во-первых, полная гарантия, что продукция экологически чистая, во-вторых, содержание стада в условиях поймы относительно дешевое. Ведь уже прижившиеся на припятской пойме «лимузины» питаются только травой, а комбикормовые добавки в рацион здесь полагаются только молодняку. Привычный же откорм, по расчетам экономистов, увеличивает затраты на 30—40 процентов...

Начальник Житковичского районного управления по сельскому хозяйству и продовольствию Александр Навныко нарисовал перспективу развития мясного животноводства в районе: в следующем году поставлена задача довести стадо «лимузинов» в ОАО «Туровщина» до пятисот животных, в 2012-м – удвоить их количество и начать реализацию первых партий кондиционного мясного скота на перерабатывающие предприятия в Калинковичах и Жлобине (район относится к сырьевой базе этих мясокомбинатов). К концу же пятилетки предполагается иметь на пойменном содержании не менее 4 тысяч «лимузинов». На пополнение стада племенным скотом и развитие производства ежегодно из бюджетных средств, по информации начальника райсельхозпрода, будет выделяться 1,9 миллиарда рублей. В целом же партнер сельчан «Белагропромбанк» планирует вложить в развитие холдинга за время действия госпрограммы около 250 миллиардов рублей. Здесь предполагается создать пять пойменных площадок для содержания «лимузинов». Кроме развития стада, в ОАО «Туровщина» намечается возвести молокоперерабатывающий завод, три современные робототизированные фермы. Строительство первой из них, к слову, одной из крупнейших в республике, на 1050 голов стада уже ведется.

По официальным данным, на финансирование проектов Госпрограммы социально-экономического развития семи районов Припятского Полесья намечено направить 3,8 триллиона рублей, из них 1,5 триллиона будет вложено на территории Гомельщины. Для Житковичского района определено в программе 550 миллиардов рублей. Средства довольно внушительные. Для сравнения: годовой бюджет района приближен к 65 миллиардам. И все же сельчане не собираются, условно говоря, сидеть с ложкой в ожидании очередных бюджетных преференций. Здесь «изобретают» собственные методы для ускорения процесса воспроизводства стада и уменьшения расходов на приобретение племенного скота (это удовольствие, как известно, не из дешевых).

— По методу вытеснения из основного молочного стада ОАО «Туровщина» отбираются низкопродуктивные черно-пестрые коровы, сохранившие способность приносить приплод, — отмечает Александр Михайлович. — Около 200 таких прошли искусственное осеменение от быка-«иностранца» на ферме ОАО в деревне Хвоенск. Шесть первых чудных телят-«лимузинчиков» уже появились здесь на свет, в ближайшее время животноводы ожидают массовых растелов.

Можно предположить, некий скептик, прочитав эти строки, выскажет про себя негодование: мол, самодеятельностью в «Туровщине» занимаются. Полешуки с этим доводом не соглашаются и в ответ на подобные реплики представляют серьезные аргументы. Один из них — весь процесс воспроизводства стада «лимузинов» и его содержание осуществляется под серьезным научным патронатом. Житковичане тесно сотрудничают в этом направлении с учеными ветеринарной академии в Витебске и Научно-производственным центром животноводства Национальной академии наук Беларуси, где открывается отдельная лаборатория по внедрению инновационных технологий в животноводстве и растениеводстве регионов Припятского Полесья. Витебчане, к слову, по договору с полесскими животноводами сейчас работают над выведением вакцины, которая бы помогла «лимузинам» в теплое время года защищаться от гнуса и оводов…

На снимке: и зимой на пойме «лимузины» чувствуют себя так же комфортно, как и летом.