Как увеличиваются поставки продукции белорусского АПК в Китай?

Реализация сельхозпродукции в Китай в этом году вырастет в 10 раз по сравнению с 2017-м — до 100 миллионов долларов. Экспорт АПК все активнее теснит других производителей. В прошлом году он занимал лишь немногим более 5 процентов в общем объеме, в нынешнем может приблизиться к 20. Но останавливаться нельзя. Надо наращивать реализацию на столь перспективный рынок. На этом были сосредоточены усилия делегации белорусских аграриев, которая участвовала в первой китайской выставке импорта в Шанхае. В ее рамках прошел международный экономический форум «Радужный мост», на котором министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Заяц презентовал экспортный потенциал нашего АПК, сообщает sb.by.

За 9 месяцев Беларусь поставила в Китай продовольствия на 52 миллиона долларов. Успеем ли за оставшееся время увеличить показатель почти в два раза, сегодня однозначно сказать не рискну, но то, что темпы поставок растут буквально с каждым днем, факт свершившийся. Подтверждение тому — очередной, третий по счету поезд с белорусской молочной продукцией, состоящий из 41 контейнера общим весом более тысячи тонн, который торжественно встретили в китайском городе Чунцин. Начато формирование четвертого железнодорожного состава. В ближайшее время планируется выйти на еженедельный график отправки поездов с белорусской сельхозпродукцией. Кстати, во время визита белорусской делегации прошли переговоры в мэрии города Чунцин, по итогам которых подписан контракт на поставку в 2019 году нашей молочной продукции. Подобных встреч было немало.

Пресс-секретарь Министерства сельского хозяйства и продовольствия Зинаида Берещенко сообщила, что в этом году сложилась такая структура экспорта в Китай: 66 процентов — молочная продукция, 16 — льноволокно, 11 — рапсовое масло, 1 — мясопродукция. Сертификаты для поставок имеют 2 мясокомбината, 50 молочных предприятий и 5 птицефабрик.

Почему именно молочные продукты наиболее востребованы в Китае? На одного жителя за год там приходится лишь 35 килограммов молока. В Беларуси — в семь раз больше. При этом рост потребления в Китае идет огромными темпами: за десять лет почти в два раза.

С 2006 года китайское правительство начало кампанию под лозунгом «Стакан молока каждый день может сделать людей сильнее». Однако внутреннее производство не позволяет полностью удовлетворить растущий спрос, поэтому за год импортируется до 9 миллионов тонн различных молочных товаров. Но для того чтобы попасть на рынок, надо основательно изучать особенности страны. Например, там ежегодно рождаются 16 миллионов младенцев, для кормления которых используются импортные детские смеси. В последние годы возросла популярность ультрапастеризованного молока, так как оно считается более безопасным.

Среди первопроходцев китайского рынка — ОАО «Савушкин продукт». Заместитель генерального директора Елена Бабкина рассказала:

— Рынок КНР всегда был интересен нам, в первую очередь из-за своей емкости. Наша компания первая на постсоветском пространстве успешно прошла регистрацию для поставок молочной продукции в Китай. Пробные партии сухих молочных продуктов начали отправлять еще в 2011 году. А в 2014-м стали реализовывать натуральное молоко с асептическим розливом. В упаковке отсутствует воздух, молоко находится в абсолютно стерильной и комфортной среде, что позволяет сохранить все его полезные свойства и качество на протяжении всего срока годности. Сейчас в Китай поставляем молоко ультрапастеризованное, соки, нектары, сыры и сухую сыворотку. Наша продукция представлена через мощные торговые сети в восьми провинциях КНР, параллельно идет работа по расширению ассортиментной линейки нашей продукции. И это удается. Если за 2017 год отправили более 4,5 тысячи тонн на общую сумму около 2,5 миллиона долларов, то за 9 месяцев 2018-го объемы выросли практически в 2 раза.

Перспективен рынок КНР и для поставщиков говядины. Летом минувшего года ОАО «Могилевский мясокомбинат» инспектировали китайские специалисты. Их рекомендации выполнили и в конце 2017-го получили разрешение на реализацию мяса КРС. Как рассказал исполняющий обязанности начальника отдела ВЭД комбината Николай Брильков, заключен контракт на 10 миллионов долларов. В этом году уже отправлено восемь партий говядины.