Вы здесь

Как устроена внутренняя торговля агропродукцией в Украине

24.03.2020

Мы привыкли к тому, что Украина — крупный экспортер сельскохозяйственной продукции и продуктов питания. Привыкли настолько, что порой не берем в расчет внутренний рынок. А ведь он в принципе должен для нас быть на первом месте. К тому же эпидемия Covid-19 и связанное с нею закрытие границ показали, что даже самой щедрой на хлеб стране мира не стоит забывать про свою продовольственную безопасность.

Первый вопрос, который возникает при анализе внутреннего рынка, — сколько и какой еды вообще потребляют украинцы? Госстат дает вполне конкретные цифры — они приведены в инфографике.

Через предприятия розничной торговли Украины за 2018 г. прошло продовольственных товаров на 668,4 млрд грн. При этом, если исходить из данных по оптовому товарообороту, в этом объеме доля собственных украинских продуктов — 77,2%. Что, кстати, достаточно высокий показатель: в соседней Беларуси, например, менее 50% собственных продуктов питания. То есть при крайней необходимости можно будет закрыть импортные 23% за счет перенаправления экспортных потоков на внутренний рынок.

«Практически невозможно оценить, какую долю продуктов население покупает на рынках. Во-первых, помимо легальных рынков, есть еще масса стихийных. Во-вторых, и на легальных учет обычно ведется чисто формально и не отражает реальности, — сказал "ДС" аналитик отдела маркетинга одной из торговых сетей Владимир Мирошниченко. — В-третьих, процент продуктов, покупаемых на рынке, очень сильно зависит от величины населенного пункта. Он может варьироваться от 20% в Киеве до 85-90% в каком-нибудь районном центре. Единственное, что можно сказать более-менее точно: по нашим оценкам, 80% продаваемых на рынках продуктов — украинского происхождения».

По данным Госстата, в 2017-м потребители на продукты питания потратили 233,2 млрд грн — 38,8% от всех расходов. В 2018-м расходы на питание увеличились до 43,3% — практически до 290 млрд грн (данных за 2019-й еще нет). Выручка ритейлеров от продажи продуктов год к году выросла в 2018 г. на 56,5 млрд грн. Для сравнения: объем продаж непродовольственных товаров увеличился на 26,6 млрд грн.

В топ-5 самых популярных у украинцев продуктов входят: кондитерские изделия, молочные продукты, мясо птицы, колбаса и сало, пиво.

Что касается того, какие агропроизводители больше ориентируются на внутренний рынок, а какие предпочитают работать на экспорт, то общая закономерность такова: чем крупнее агрокомпания, тем больше она ориентирована на работу на внешних рынках и тем меньше ее интересует рынок Украины. Мелкий фермер ориентируется на рынок своего района, максимум области, среднее агропредприятие работает по всей стране.

О том, как распределяются усилия между внешним и внутренним рынком, нам рассказали в компании Ukrlandfarming. «Кукуруза, пшеница, соя, рапс — наша экспортно ориентированная продукция, 70% урожая этих культур реализуется на внешнем рынке, такие же тенденции будут сохраняться и в следующих сезонах, поскольку продукция ULF соответствует высоким международным стандартам качества. В том числе нами принят ряд мер для соблюдения Регламента ЕС № 396/2005 о пересмотре установленных максимально разрешенных уровней остатков пестицидов при выращивании зерновых и масличных культур, урожая 2020 года 30% этих культур идут на производство комбикорма на заводах ULF, качество комбикорма — это залог качества яйца и яичного порошка агрохолдинга Avangardco, который также экспортируют в том числе в ЕС, — сказала в комментарии для "ДС" директор компании "Трейд Агро" Группы компаний "Укрлендфарминг" Олеся Калинчук. — Что касается подсолнечника: по объему производства этой культуры и подсолнечного масла Украина является бесспорным лидером, и 20 млн т в год — мощность переработки семян на заводах, расположенных на территории Украины. Поэтому мы 100% своих семян реализуем непосредственно в Украине для поддержки отечественного производителя. Хотя и имеем запросы от импортеров в Евросоюзе».

И другие крупные агрохолдинги, при всей своей ориентированности на экспорт, не обходят вниманием внутренний рынок Украины. Правда, они предпочитают не раскрывать информацию о том, какая часть производимой ими продукции остается внутри страны. Поэтому четкий ответ на вопрос, кто же по большей части наполняет внутренний рынок — частные производители, фермеры или крупные агропредприятия, сегодня дать проблематично.

Источник текста и графики: dsnews.ua

Новости по теме:
Показатель Украинской молочного индекса (УМИ) (процент изменения условной доходности производства молока в...
В Украине сложилась ситуация, когда сахарные заводы впервые за годы независимости не обеспечат страну сахаром. Такое...
ОАО «Туровский молочный комбинат» готовится поставить на рынок Украины первую партию сыров. Об этом заявила директор...
«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (17) 39-65-321

info@produkt.by

*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.