Вы здесь

Как "Спартак" считает деньги, гордится здоровым консерватизмом и готовится замахнуться на американскую мечту

"В 2015-м году мы, как и вся страна, будем жить по средствам.

То есть средства в развитие будем вкладывать только свои", – рассказывает генеральный директор СП ОАО "Спартак" Олег Жидков. Кондитерская фабрика, в 2014-м отметившая свое 90-летие, несмотря на сложную ситуацию на российском рынке после девальвации российского рубля и чрезвычайно дорогие кредиты в белорусских банках, готовится вложить в развитие производства около 10 млн евро. О том, сколько стоила белорусским кондитерам российская девальвация, почему главной экспортной надеждой стали Китай и США и как делают самые известные спартаковские конфеты и батончики.

Экспортные мечты и реалии

Конец прошлого года для гомельского предприятия оказался непростым. Поэтому нашу беседу с директором сразу начинаем с подсчетов. Арифметика такая: доля поставок на российский рынок – 15-17% от общего объема продаж, при этом российский рубль в прошлом году опустился в 2,2 раза. "Как и у любого экспортера, работающего с Россией, существуют риски, связанные с потерей на курсовых разницах. В месяц сегодня предприятие теряет от 100 тысяч долларов до 150 тысяч", – рассказывает Жидков.

При этом поднять цены экспортеры не могут – это заведомый проигрыш в цене национальным производителям.

На экспорт "Спартак" сегодня отправляет около 18%. Кроме России это Канада, США, Эстония, Казахстан, Кыргызстан, Армения, Азербайджан. "В следующем году планируем выход на китайский рынок – это стратегическая цель, рынок емкий, хотя и специфический", – рассказывает Олег Жидков.

По-прежнему перспективным считают на фабрике и американский рынок. На наши предположения, что нынешние слабые успехи здесь связаны с конфликтом 2012-го года, когда контрольный пакет "Спартака" потерял бизнесмен Марат Новиков, проживающий как раз в США, на фабрике улыбаются, объясняя, что проблема совсем в другом. Продукцию в эту страну поставляли, традиционно ориентируясь на ностальгирующих эмигрантов из стран бывшего Союза. "Сегодня русскоязычная диаспора в Америке стареет. Магазины закрываются, рынок сужается. Да и в магазины эти лезут все производители, кому не лень. Наша доля там сужается, а снижать цену дальше нет смысла. Поэтому мы с нашими американскими партнерами разрабатываем новый бренд, адаптированный под нужны и менталитет коренных американцев", – делится директор.

В 2015-м году "Спартак" также прорабатывает в США новый проект с Национальной хоккейной лигой: сейчас идут переговоры по выпуску лицензионной продукции, батончиков и мелкоштучного шоколада, с символикой команд НХЛ.

"Эта проблема на слуху у всех"

Переходя к сложностям внутреннего рынка, сразу обозначаем две известные проблемы – дебиторская задолженность за отгруженную продукцию и отношения с торговыми сетями. С последними уже все в порядке, заверяет Жидков. "С белорусскими сетями мы давно научились работать по-партнерски. Мы сегодня учитываем, что выгодно нам и что выгодно сетям", – рассказывает он.

Сетям выгодно получить хорошую скидку от производителя, ассортимент с высокой оборачиваемостью, хорошую отсрочку платежа. Производителю выгодно обеспечить дополнительные объемы реализации через выкладку в палетных зонах, через прикассовую зону и домашние полки. "При этом выставлять хотелось бы выгодный нам ассортимент – ведь доходность у каждой продукции своя. Мы нашли консенсус и прописали себя в матрицах торговых сетей. Мы их выдерживаем. У нас прирост продаж в торговые сети в этом году – от 200 до 300% к уровню прошлого года. Тот же "Евроторг" (компания, владеющая сетью магазинов "Евроопт". – Ред.) в 2013-м начинал продавать нашу продукцию с 70 тонн в месяц по всей системе, а сегодня это уже 200 тонн", – отмечает директор.

С 2012 года доля компании на внутреннем рынке растет, заверяет директор, хотя в 2013-м году стратегию развития продаж пришлось выстраивать заново. Упор сделали на развитие собственного отдела продаж, хотя традиционно, еще с 90-х, ставка была на оптовиков системы Минторга и потребкооперации. "Они остаются и сегодня, но с учетом того, что эти каналы имеют низкую динамику развития и не всегда успевают за требованиями времени, мы пошли по пути развития собственных отделов, что позволило делать так, чтобы товар продавался, а не просто лежал на полках. Отгрузить товар несложно, но фактически может получиться, что ты раздал его", – рассказывает директор.

Но проблемы с расчетами существуют и сейчас. Доля просроченной дебиторки на 23 декабря составляла около 15% от общей суммы дебиторской задолженности, достигавшей на эту дату 220 млрд рублей. "Не скажу, что все платят вовремя. Сегодня наибольший удельный вес просроченной задолженности на "Спартаке" – у системы потребкооперации. Это уже бич, и система нерасчетов прогрессирует. Она постоянно на слуху у всех. Существуют перекосы, когда мы должны грузить продукцию, имея просроченную задолженность больше 30-40 дней от той отсрочки платежа, которую мы предприятиям предоставляем", – сетует Олег Жидков, не забывая добавить, что есть и в потребкооперации достаточно надежные партнеры, которые и рассчитываются, и динамику продаж показывают.

"Спартак" работает со средней отсрочкой платежа для оптовиков 45 дней. При этом фабрике надо закупать сырье, упаковку, платить налоги и зарплату, оплачивать энергоресурсы. На вопрос, не пугает ли такая отсрочка в нынешней сложной ситуацией с белорусским и российским рублем, Жидков прямо признается: "Пугает. Хотелось бы, чтобы деньги на предприятие возвращались быстрее. Сегодня деньги стоят денег. Сегодня банки с учетом нововведений Нацбанка предлагают высокие ставки по депозитам, чтобы компенсировать потери при покупке валюты". А валюту покупать приходится: 30% в себестоимости продукции занимают какао-бобы, а с учетом еще упаковки, орехов, доля импорта достигает 45%.

Сегодня управлять своими затратами становится все сложнее, констатирует Олег Жидков. Снижать затраты и экономить трудно: сырье дорожает, а его доля в себестоимости – 65%, и компенсировать это снижением внутренних затрат все сложнее. "Стоимость какао-бобов на бирже выросла, и вся наша экономия оказалась съедена. Растет в цене и наша молочная продукция. Мука, сахар, все дорожает", – разводит руками директор. При этом в росте своих отпускных цен "Спартак" ограничен. Предельная годовая норма по увеличению отпускной цены – 11%. Есть и другие ограничивающие факторы – к примеру, деятельность конкурентов.

Консервативный прогресс "Спартака"

История фабрики началась 4 июня 1924 года, только название ее тогда было менее воинственным – "Просвет". Здесь выпускали карамель, ирис, мармелад. С ноября 1931 года кондитерская фабрика называется "Спартак". В Белгосархиве кинофотофонодокументов отыскались киноленты пятидесятых годов, снятые на этой фабрике.

В киножурнале "Новости дня" за 1951 год рассказывают о том, как бригада мастера кондитерской работы Валентина Поживилка выдавала за смену больше двух норм карамели (а это 9,5 тонны). В киножурнале за 1953 год – кадры с легендарным "Золотым ключиком", которого машина-автомат за 8 часов могла произвести полтонны.

Территория предприятия сейчас занимает 9 гектаров, сохранились и корпуса начала прошлого века. "Памятник архитектуры. Охраняется фабрикой", – улыбается заместитель генерального директора по производству Александр Чернецов.

"Спартак" в месяц выпускает 2 тысячи тонн кондитерской продукции, в том числе 570 тонн вафель, 210 тонн карамели, 740 тонн конфет и шоколада.

"Мы консервативны, – рассказывает он. – Многие оптимизировали расходы и покупают полуфабрикат, а "Спартак" сохранил первичное производство. Основное сырье – какао-бобы – у нас проходит первичную обработку, сортировку, очистку, обжарку. Далее продукт измельчается – получается какао-крупка, а из нее – какао-масло и какао тертое. Это позволяет меньше зависеть от поставщиков, дает свободу в выборе сырья. А еще есть понятие "вкуса производителя". Шоколад делается по определенной рецептуре, и у каждой фабрики он чем-то отличается. У нас тоже есть свой, спартаковский вкус, он немножко с кислинкой. Если пойдем на покупку полуфабриката, можем его потерять".

Сейчас "Спартак" на пике техперевооружения. В 2008-м закупили новую линию для выпуска шоколадных конфет и батончиков с помадно-сливочной начинкой, в 2013-м запустили линию по производству импортозамещающих батончиков с нугой. Сейчас на очереди вафельный и бисквитный цех. Новую линию по производству вафельных изделий стоимостью 6 млн евро уже купили, восемь машин прибыло в Гомель, и летом обновленное производство планируют запустить. Здесь будут выпускать, в частности, семи- и девятислойные вафли, в том числе в семейных упаковках. Но и привычные потребителю "Черноморские" и "Артек" обещают не снимать с производства.

Конфетно-шоколадный цех – самый крупный на производстве. "Продукции шоколадной группы белорусы едят примерно вдвое меньше европейцев. Так что по потреблению шоколадных конфет нам есть куда расти", – рассказывает Чернецов.

На наши вопросы о том, почему белорусский батончик порой оказывается дороже импортного собрата, на "Спартаке" разводят руками, признавая: маркетинговые и финансовые возможности несопоставимы, ведь "Сникерсу" скоро 100 лет, а его производитель, компания Mars Incorporated, имеет оборот в 35 млрд долларов. При этом зашкаливающая цена отечественного батончика – на совести продавца, устанавливающего свою надбавку, уточняют на фабрике. "Диктовать надбавку не в наших силах. К примеру, в сети заправок "Белоруснефть" наша продукция – самая дорогая. Мы не знаем, почему такая система сложилась. Продукция эта недавно вышла на рынок, и мы не заинтересованы в том, чтобы повышать на нее цены", – заверяет заместитель директора.

"В шоколадном сегменте бороться сложно, и все импортозаместить невозможно, – прознает он. – Тем более что играть приходится против всех. У "Рошена", к примеру, несколько заводов, каждое производство специализированное, на каждой линии узкий ассортимент, отработанная технология, четкая маркетинговая линия. А у нас мощности гораздо меньше".

Батончики с помадными начинками и знаменитые конфеты "Ассорти" "Спартак" выпускает еще с 80-х. Старая линия отработала 20 лет, в 2008 году ее сменили на новую, рассказывает главный технолог кондитерской фабрики "Спартак" Ангелина Хоруженко.

На линии можно выпускать от 500 кг до 1,5 тонны готовой продукции в час. Сейчас производство достигает 400-450 тонн в месяц. Процесс начинается с приготовления шоколадной массы с содержанием какао-продуктов 54% и ее доставки по трубопроводам в трехтонные емкости. Рецептура задается через компьютер, весь процесс закрытый. При нас на линии идет производство шоколадных батончиков с помадно-сливочной начинкой. Сахаро-паточный молочный сироп варится, а потом сбивается в помадосбивальной машине, охлаждается, после чего в помадку добавляются спиртосодержащие компоненты и сливочное масло и она отправляется на отливку.

Линия занимает два 2 этажа, На одном – отливка, этажом ниже – фасовка и завертка. Пустые формы поступают на линию из отделения упаковки. Форма нагревается, заливается формовочный шоколад, и она отправляется на вибрационную машину, где масса разровняется по форме и уберутся пузырьки воздуха.

В шкафу для формования корочки форма переворачивается, шоколад из нее выливается. После темперирования, нагревания и охлаждения при определенных условиях, позволяющих какао-маслу перейти в наиболее стабильную форму, что обеспечит продукту блеск и твердость, он отправится на новый круг. В форме остается тонкая корочка толщиной 1-2 мм, форма возвращается в исходное положение и охлаждается.

В застывшую корочку дозируют начинку. Вибрацией ее разравнивают и удаляют пузырьки воздуха.

Когда начинка охлаждена, начинается отливка донышка. Завершается процесс производства в выколоточном шкафу, где форма переворачивается, стучат молоточки, выбивающие готовый батончик из формы. Он проходит через металлодетектор на завертку.

Самая новенькая линия "Спартака" не имеет аналогов в Беларуси. Сейчас на ней делают батончики из нуги и мюсли. Последние, кстати, "выстрелили" раньше белорусских "Сникерсов" и по цене оказались более конкурентоспособны по сравнению с импортными аналогами.

Все рецептуры задаются в автоматическом режиме. Если выпускают батончики мюсли, то на линию подают сахар и патоку, варят сироп, добавляют ароматизаторы, дозатором подают хлопья или рисовые шарики, цукаты, все перемешивают и барабанами подают на ленту. Кукурузные хлопья "Спартаку" поставляет "Витьба", рисовые шарики – российские.

Мюсли сформовались и идут на охлаждение

Пласт режут ножами и дальше продукт транспортируется в двух уровнях, чтоб батончики не слипались. Следующий производственный этап – частичная глазировка. Шоколадной глазурью покрывают донышко и наносят верхний декор.

Производительность линии – от 500 кг до 1 тонны продукции в час, а обслуживает ее всего 11 человек.

Скорость упаковки на линии – около 300 штук в минуту.

Насмотревшись на новые линии, интересуемся, удалось ли автоматизировать выпуск знаменитого спартаковского "Дуэта". "Как вы видели, у нас есть полностью автоматизированные участки, а вот "Дуэт" – это по-прежнему ручной труд, отливка в крахмал, старая технология", – улыбается главный технолог.

"И не говорите, что "Дуэт" и "Прометей" не такие, какие были в вашем детстве. Тут технология ни при чем – все осталось прежним, кроме возраста едоков и возрастных особенностей восприятия. Конфеты, как в детстве, бывают только в детстве", – разводят руками спартаковцы.

Источник: news.tut.by

Новости по теме:
Совет Евразийской экономической комиссии утвердил перечень видов молочной продукции, которые будут маркировать...
Белорусский экспорт несгущенных молока и сливок по итогам января-октября увеличился на 12,6% до 201,2 тыс. т. В...
Valio выпустила первую в России коллекцию одежды Plant & Milk design, созданную из переработанных материалов и...
«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (17) 39-65-321

mail@produkt.by

*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.