Как работают хлебозаводы в век острейшей конкуренции

Хлеб — самый святой продукт на каждом столе, а пекари — люди особой профессии. Наши предки считали, что, когда пекут хлеб, нельзя ссориться и даже говорить громко, а пекут его только люди добрые и светлые душой. Сейчас время другое — бал правят машины и технологии. Не счесть как самих наименований хлебобулочных изделий, так и производителей — хлебозаводов сотни, больших и маленьких, разной ведомственной принадлежности.

Корреспонденты «СГ» посмотрели, все ли они вписались в рыночные условия, как выживают в век острейшей конкуренции, какие материальные блага могут предложить своим работникам.

МИНЩИНА

Спасают производство традиции и натуральность

Минская область обычно обеспечивает самые большие сборы зерна, поэтому неудивительно, что здесь находится около двух десятков хлебопекарных предприятий. Однако, согласно другой, уже не такой приятной, статистике, объем производства хлебобулочных изделий в Беларуси на протяжении последних десяти лет снижается приблизительно на 1,5–2,5 процента в год. И все это происходит во время повышенной конкуренции на рынке. Как в таких условиях хлебозаводы остаются на плаву? Чем привлекают покупателей?

Сегодня в Минской области один из самых крупных и успешных производителей хлебобулочных и кондитерских изделий — ОАО «Борисовхлебпром», включающий в себя Борисовский, Молодечненский, Жодинский, Вилейский, Солигорский и Несвижский хлебозаводы. Этот факт подтверждают и цифры: за прошлый год предприятия объединения произвели около 43 тысяч тонн продукции. Впечатляет, не правда ли? Однако, по словам главного экономиста — начальника планово-производственного отдела «Борисовхлебпрома» Владимира Круглика, последние несколько лет прослеживается тенденция к небольшому снижению объемов производства:

— Подобное начало происходить с появлением сетевых магазинов во многих городах области. Сейчас практически в каждой крупной торговой точке есть специальные печи и кондитерские цехи, позволяющие делать собственную продукцию и составлять нам конкуренцию. На мой взгляд, это не такая большая проблема, как может показаться. Люди все равно отдают предпочтение нашему хлебу, сделанному по традиционным технологиям, причем некоторые из них запатентованы и принадлежат только «Борисовхлебпрому», что делает его особенным.

Более того, современные гибкие технологии позволяют в краткие сроки выпускать новую продукцию, а также постоянно расширять и обновлять ассортимент. Например, только за 2018 год филиалы объединения освоили 209 наименований, из которых 89 — хлебобулочные изделия, а 120 — кондитерские. Все это изготавливается по классическим рецептурам или новыми передовыми способами с использованием натурального сырья. Здешний хлеб по своему технологическому уровню ничем не уступает белорусским и зарубежным конкурентам, поэтому неудивительно, что пользуется хорошим спросом у покупателей. Наверное, и прибыль соответствующая?

— Скажу откровенно, о запредельном уровне рентабельности речи не идет, однако мы стараемся периодически расширять производство, добавлять что-то новое. Например, начали делать хлеб, который может храниться шесть дней, причем без добавления химикатов. Для его изготовления не используем дрожжи. Также рассматриваем возможность внедрения технологии консервирования продукции этиловым спиртом, что еще больше может увеличить ее срок годности, — рассказывает Владимир Александрович.

Сейчас у людей особой популярностью пользуются продукты для здорового питания, поэтому во всех филиалах объединения стали изготавливать диетический и диабетический хлеб, а не так давно на Жодинском хлебозаводе наладили производство взорванных хлебцев.

— Мы отталкиваемся от предпочтений покупателей, круг которых не ограничивается Минской областью. Свою продукцию поставляем по всей Беларуси, также есть заказы из России. Помимо хлеба и батона делаем кексы, торты, пирожные и многое другое. К праздникам, вроде Нового года, 8 Марта и Дня святого Валентина, изготавливаем красивую и стилизованную выпечку. Людей нужно чем-то удивлять и привлекать, чтобы выигрывать конкуренцию у сетевых магазинов, которые могут предложить горячий хлеб чуть ли не из печи и по более низкой цене из-за отсутствия транспортных расходов, — поясняет начальник отдела сбыта и маркетинга «Борисовхлеброма» Мария Синькевич.

Еще один серьезный производитель в регионе — Минский облпотребсоюз. Хлебобулочную продукцию выпускают 9 предприятий райпо. Начальник отдела промышленности Минского облпотребсоюза Ирина Гудилина говорит, что весь ассортимент насчитывает более 200 наименований:

— Это подовые хлеба, батоны, пироги, караваи, багеты, рулеты, торты, пирожные и многое другое. Все делается по традиционным технологиям с использованием концентрированной молочнокислой закваски и безопарным способом. Чтобы быть конкурентоспособными, постоянно модернизируем производство. В прошлом году на Любанском хлебозаводе установили новую печь для выпечки булочек. Огромное внимание уделяем качеству. Нас неоднократно отмечали в различных конкурсах. Например, на Республиканском смотре качества хлебобулочных и кондитерских изделий «Смаката-2018» из 21 изделия, представленного Минским облпотребсоюзом, 18 получили награды.

Вообще, за прошедший год хлебопекарные организации Беларуси произвели 462,7 тысячи тонн хлебобулочных изделий, из которых около 45 процентов приходится на столицу и Минскую область. Несмотря на летнюю засуху и последующую за ней потерю части урожая зерновых культур, все хлебозаводы имеют отечественную муку в необходимых объемах и ассортименте. Наша страна без проблем обеспечила себя хлебом и смогла его экспортировать в 14 стран мира.

ГОМЕЛЬЩИНА

Свой вкусный, а привозной дешевле

Нехозрасчетный участок производства, включающий завод по выпуску хлебобулочных изделий, — одно из подразделений Лоевского райпо. Тут работают 10 человек. За смену выпускают свыше тонны готовой продукции. Это хлеб «Крестьянский», «Благовещенский», «Краковский», пшеничный белый, батон, витушка — 24 вида продукции разных сортов и развесов. Некоторые здешние жители настолько привыкли к хлебу от местного завода, что продукт других пекарей не признают. Его вкус, говорят, особый. А запах горячей буханки как будто возвращает в детство, когда прожаренная корочка с удовольствием съедалась по пути домой.

— Наш хлеб сделан на опаре старым дедовским способом, — говорит директор хлебозавода Екатерина Колос. — Сейчас модно, конечно, «поднимать» его за час-полтора, но все это влияет на здоровье. Процесс брожения никуда не девается, а мука на дрожжах должна отбродить 5–7 часов.

Раньше хлебозавод работал в две смены и за сутки выпускал 2600 килограммов продукции. Рынок сбыта включал не только торговые предприятия горпоселка и Лоевского района, но и захватывал несколько объектов Светлогорского, Брагинского, Жлобинского, часто представлял свои хлебобулочные изделия на выездной торговле в областном центре.

К сожалению, экономические перемены сказались и на небольшом хлебозаводе. Потеря поставщиков сырья, оборудования и запчастей для него, частичная утрата рынка сбыта негативно отразились на экономике как самого предприятия, так и районного потребобщества.

Работают сегодня хлебопеки в одну смену. Получают в среднем 460 рублей в месяц. Но не жалуются. Рады, что заработная плата выдается без задержек, с полным соцпакетом и премиями от процента выработки раз в месяц.

Самое напряженное время на заводе — Пасха. Тесто на куличи долго настаивается, каждый формируют вручную, взвешивают, а потом батюшка освящает продукцию. Кроме того, идут заказы караваев на свадьбу и даже на «Дажынкi».

Долгие годы работает на местной хлебопекарне мастер Светлана Понамарчук. Она считает: чтобы быть конкурентоспособным, надо выпускать такую продукцию, которую покупатели в магазине будут выбирать, несмотря на десятки других видов изделий. Взяв эту аксиому за правило, здесь стараются усовершенствовать качество хлеба и хлебобулочных изделий.

А пока результаты финансово-экономической деятельности таковы: за прошлый год здесь получили 22 тысячи рублей прибыли, рентабельность составила 3,5 процента. О планах на будущее загадывать не любят. Часто приходится решать вопросы закупки сырья, своевременных расчетов, поставок и прочее. Хочется, чтобы объемы производства продукции росли, тогда у предприятия появится возможность отремонтировать здание, заменить технологическое оборудование, создать более комфортные условия труда и отдыха для работников. А пока, невзирая на трудности и неудобства, маленький коллектив каждый день работает, чтобы снабжать свой район хлебом.