Вы здесь

Как меняется в России картина спроса на молочные продукты в период эпидемии коронавируса

07.05.2020

Ажиотажный спрос и закупки впрок являются характерными чертами потребления во время кризиса и эпидемии во всем мире. Россия столкнулась с увеличением спроса в магазинах в марте. Вместе с тем, в ближайшее время покупатели могут перейти к другой стратегии потребления и начать экономить деньги на фоне снижения доходов. Milknews поговорил с экспертами о том, как меняется поведение потребителя и можно ли ожидать снижения продаж молочных продуктов.

Пик спроса пройден

Согласно данным крупнейшей торговой сети в России, X5 Retail Group, после начала эпидемии коронавируса спрос на продовольственные товары начал стремительно расти. По данным экспертов, 17 марта был зафиксирован пик закупок, при этом продажи оставались высокими еще какое-то время. В это время покупатели закупили определенный объем товара впрок, после чего ажиотажный спрос сократился. После официального объявления о нерабочих днях с 30 марта началась вторая волна закупок. В апреле трафик в магазинах снизился, при этом выросла цена продуктовой корзины, так как покупатели стали реже ходить в магазин. Такие данные публикует ЦСП «Платформа».

В основном потребители покупали товары длительного хранения, в том числе копчености, мясные консервы, замороженные продукты, крупы, зерновые, орехи и сухофрукты. Кроме того, выросли продажи бытовой химии и дезинфицирующих средств.


Источник: ЦСП «Платформа»

При этом спрос в молочной категории также увеличился. Так, по индикативным недельным данным потребительской панели GfK, среди молочных категорий за 15-ю неделю 2020 года, с 6 по 12 апреля, по сравнению с 9-й неделей, с 24 марта по 1 апреля, был заметный рост в продажах в нескольких товарных группах. Продажи маргаринов и спредов в натуральном выражении выросли на 57%, творожков — на 41%, молочных напитков — на 23%, кефирной группы — на 22%, творожных сырков — на 21%. Увеличились объемы продаваемого плавленого сыра — на 19%, простокваши и топленого молока — на 18% в каждой группе, сметаны — на 17%, молока — на 16%, творога и молочных десертов — на 14% в каждой категории. Как уточнили Milknews в Gfk, 9-я неделя 2020 года была выбрана для сравнения в качестве последней неделей «нормы», когда влияние ситуации с коронавирусом на потребление еще не было заметно.

От запасов — к экономии

Вместе с тем, после ажиотажного спроса на продовольственном рынке может измениться стратегия потребления, предполагают эксперты. Это связано со снижением реальных располагаемых доходов на фоне экономического кризиса. Под влиянием сокращения доходов россияне перейдут к экономии. «Исследовательские компании, например, Ipsos, Ромир, ВЦИОМ, фиксируют, что россияне уже массово начали экономить на товарах повседневного спроса, отложили часть покупок или отказались от них вовсе. Падение реальных доходов всегда приводит к сокращению потребления», — объяснила Milknews директор ЦСП «Платформа» Мария МАКУШЕВА. Однако, по словам эксперта, покупатели вряд ли будут экономить на продовольствии. «Даже в ситуации падения доходов экономия на продуктах для многих является символической чертой», — уточнила Мария МАКУШЕВА.

По официальной статистике ситуация с коронавирусом еще не успела сказаться на доходах населения. Динамика реальных располагаемых доходов в I квартале снизилась на незначительные 0,2% в годовом сравнении. До этого три квартала подряд доходы российских потребителей росли. Так, в IV квартале 2019 года рост составил, по уточненным данным, 1,8% в годовом сравнении после повышения на 2,9% в III квартале, на 1% во II квартале после падения на 1,6% в I квартале 2019 года.

Вместе с тем, отдельные участники молочной отрасли уже ощутили снижение продаж в конце апреля. «В последнее время видим некоторое снижение продаж. Надеюсь, этот процесс не будет длительным. Молочная продукция обязательно должна быть в рационе человека», — сказал Milknews генеральный директор Переяславского молочного завода в Хабаровском крае Алексей САРАФИНОС.

Другие представители сектора изменения в спросе не заметили. «Снижения продаж мы не заметили. Напротив, был небольшой рост заказов на основные виды продукции такие, как молоко, кефир, сметана, при объявлении мероприятий по самоизоляции россиян», — указал исполнительный директор Пестравского маслозавода Николай АСТАФУРОВ.

При этом участников отрасли беспокоит, что будет с продажами после выхода из режима самоизоляции. «Спрос на нашу продукцию — йогурты и молоко — стабилен. Значимого падения объемов, впрочем как и роста нет. Сейчас больше всего беспокоит, и думаю, не только нас, каким будет спрос по мере снятия ограничений и оживления экономики», — сказал директор ООО «Волга Индустрия» Юрий ГАКОВ.

Новые сценарии поведения

Как объясняют эксперты, экономический кризис и ситуация с эпидемией могут изменить стратегии потребительского поведения. «Одно из возможных последствий общего ощущения нестабильности — это стремление иметь запас на "черный день", откладывание части дохода в ущерб текущему потреблению, стремление не брать новых долговых обязательств, то есть меньше покупать в кредит», — объяснила Milknews директор ЦСП «Платформа» Мария МАКУШЕВА.

При этом изменение потребительского поведения не обязательно отразится на спросе на продовольствие и, в частности, на молочные продукты. «Период пандемии оживил такие сценарии поведения покупателей как пополнение запасов, покупка впрок и большая закупка на неделю-две. Эти процессы запустила сама пандемия, страх за здоровье, а также страх ограничений в передвижении, появившийся в середине марта страх дефицита на отдельные товары, наконец, падение курса рубля и желание запастись на случай повышения цен. Сейчас сложно сказать, будет ли у этих событий шлейф. Возможно, приобретенная за период самоизоляции привычка покупать по многу и поддерживать дома запас у части населения останется на какое-то время», — уточнила Мария МАКУШЕВА.

Источник: Мilknews

Новости по теме:
Российская сторона с 6 июля отменяет запрет на транзит через территорию РФ белорусской говядины, произведенной семи...
Портал «Российская общественная инициатива» приглашает проголосовать «за» или «против» запрета на использование...
Евразийская экономическая комиссия указала России на неправомерность ограничений поставок и транзита белорусской...
«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (17) 39-65-321

mail@produkt.by

*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.