Как меняется в России картина спроса на молочные продукты в период эпидемии коронавируса

Ажиотажный спрос и закупки впрок являются характерными чертами потребления во время кризиса и эпидемии во всем мире. Россия столкнулась с увеличением спроса в магазинах в марте. Вместе с тем, в ближайшее время покупатели могут перейти к другой стратегии потребления и начать экономить деньги на фоне снижения доходов. Milknews поговорил с экспертами о том, как меняется поведение потребителя и можно ли ожидать снижения продаж молочных продуктов.

Пик спроса пройден

Согласно данным крупнейшей торговой сети в России, X5 Retail Group, после начала эпидемии коронавируса спрос на продовольственные товары начал стремительно расти. По данным экспертов, 17 марта был зафиксирован пик закупок, при этом продажи оставались высокими еще какое-то время. В это время покупатели закупили определенный объем товара впрок, после чего ажиотажный спрос сократился. После официального объявления о нерабочих днях с 30 марта началась вторая волна закупок. В апреле трафик в магазинах снизился, при этом выросла цена продуктовой корзины, так как покупатели стали реже ходить в магазин. Такие данные публикует ЦСП «Платформа».

В основном потребители покупали товары длительного хранения, в том числе копчености, мясные консервы, замороженные продукты, крупы, зерновые, орехи и сухофрукты. Кроме того, выросли продажи бытовой химии и дезинфицирующих средств.


Источник: ЦСП «Платформа»

При этом спрос в молочной категории также увеличился. Так, по индикативным недельным данным потребительской панели GfK, среди молочных категорий за 15-ю неделю 2020 года, с 6 по 12 апреля, по сравнению с 9-й неделей, с 24 марта по 1 апреля, был заметный рост в продажах в нескольких товарных группах. Продажи маргаринов и спредов в натуральном выражении выросли на 57%, творожков — на 41%, молочных напитков — на 23%, кефирной группы — на 22%, творожных сырков — на 21%. Увеличились объемы продаваемого плавленого сыра — на 19%, простокваши и топленого молока — на 18% в каждой группе, сметаны — на 17%, молока — на 16%, творога и молочных десертов — на 14% в каждой категории. Как уточнили Milknews в Gfk, 9-я неделя 2020 года была выбрана для сравнения в качестве последней неделей «нормы», когда влияние ситуации с коронавирусом на потребление еще не было заметно.

От запасов — к экономии

Вместе с тем, после ажиотажного спроса на продовольственном рынке может измениться стратегия потребления, предполагают эксперты. Это связано со снижением реальных располагаемых доходов на фоне экономического кризиса. Под влиянием сокращения доходов россияне перейдут к экономии. «Исследовательские компании, например, Ipsos, Ромир, ВЦИОМ, фиксируют, что россияне уже массово начали экономить на товарах повседневного спроса, отложили часть покупок или отказались от них вовсе. Падение реальных доходов всегда приводит к сокращению потребления», — объяснила Milknews директор ЦСП «Платформа» Мария МАКУШЕВА. Однако, по словам эксперта, покупатели вряд ли будут экономить на продовольствии. «Даже в ситуации падения доходов экономия на продуктах для многих является символической чертой», — уточнила Мария МАКУШЕВА.

По официальной статистике ситуация с коронавирусом еще не успела сказаться на доходах населения. Динамика реальных располагаемых доходов в I квартале снизилась на незначительные 0,2% в годовом сравнении. До этого три квартала подряд доходы российских потребителей росли. Так, в IV квартале 2019 года рост составил, по уточненным данным, 1,8% в годовом сравнении после повышения на 2,9% в III квартале, на 1% во II квартале после падения на 1,6% в I квартале 2019 года.

Вместе с тем, отдельные участники молочной отрасли уже ощутили снижение продаж в конце апреля. «В последнее время видим некоторое снижение продаж. Надеюсь, этот процесс не будет длительным. Молочная продукция обязательно должна быть в рационе человека», — сказал Milknews генеральный директор Переяславского молочного завода в Хабаровском крае Алексей САРАФИНОС.

Другие представители сектора изменения в спросе не заметили. «Снижения продаж мы не заметили. Напротив, был небольшой рост заказов на основные виды продукции такие, как молоко, кефир, сметана, при объявлении мероприятий по самоизоляции россиян», — указал исполнительный директор Пестравского маслозавода Николай АСТАФУРОВ.

При этом участников отрасли беспокоит, что будет с продажами после выхода из режима самоизоляции. «Спрос на нашу продукцию — йогурты и молоко — стабилен. Значимого падения объемов, впрочем как и роста нет. Сейчас больше всего беспокоит, и думаю, не только нас, каким будет спрос по мере снятия ограничений и оживления экономики», — сказал директор ООО «Волга Индустрия» Юрий ГАКОВ.

Новые сценарии поведения

Как объясняют эксперты, экономический кризис и ситуация с эпидемией могут изменить стратегии потребительского поведения. «Одно из возможных последствий общего ощущения нестабильности — это стремление иметь запас на "черный день", откладывание части дохода в ущерб текущему потреблению, стремление не брать новых долговых обязательств, то есть меньше покупать в кредит», — объяснила Milknews директор ЦСП «Платформа» Мария МАКУШЕВА.

При этом изменение потребительского поведения не обязательно отразится на спросе на продовольствие и, в частности, на молочные продукты. «Период пандемии оживил такие сценарии поведения покупателей как пополнение запасов, покупка впрок и большая закупка на неделю-две. Эти процессы запустила сама пандемия, страх за здоровье, а также страх ограничений в передвижении, появившийся в середине марта страх дефицита на отдельные товары, наконец, падение курса рубля и желание запастись на случай повышения цен. Сейчас сложно сказать, будет ли у этих событий шлейф. Возможно, приобретенная за период самоизоляции привычка покупать по многу и поддерживать дома запас у части населения останется на какое-то время», — уточнила Мария МАКУШЕВА.

Источник: Мilknews