Вы здесь

Как делают белорусский шоколад? "Спартак" не забывает "съесть" конкурента.

Около года назад кондитерская фабрика "Спартак" административным решением стала большей частью государственной.

Доля бизнесмена Марата Новикова, который имел 54% акций "Спартака", руководством Беларуси была снижена до 24%. Что изменилось на производстве за это время. А еще – посетили конфетно-шоколадный цех фабрики и нашли ответ на "детский вопрос": как начинка попадает внутрь конфеты.

Сырье поступает сюда в герметичных мешках и варщики загружают его в бункера, рассказывает о самом начале пути шоколада с начинкой ведущий инженер-технолог конфетно-шоколадного цеха Светлана Базыко. Этих какао-бобов, которые, кстати, закупают на бирже, мы не увидели. Оказывается, чтобы увидеть самое начало пути шоколадных конфет, нужно приходить на производство рано утром. На варочном участке конфетно-шоколадного цеха есть два отделения по приготовлению начинок: пралиновых и кремовых, жировых и помадных. Оборудование – голландское и немецкое.

Все компоненты уже находятся в варочном котле, где происходит уваривание массы. Потом начинка охлаждается и насыщается воздухом, т.е. аэрируется. На немецком оборудовании производят начинки на основе сахарной, молочной помады, фруктовые и фруктово-мармеладные. Рецепты вкусностей не в голове у Светланы Базыко — а в программе. На сенсорном экране специалист задает необходимые параметры – и готовящаяся начинка будет, к примеру, со спиртосодержащими компонентами.

Саму начинку мы даже не увидели – оборудование нельзя открывать, потому что оно находится под давлением. Процесс производства на предприятии максимально автоматизирован. На этом участке, к примеру, работает всего 3 человека.

А вот наполнение форм шоколадом уже можно сфотографировать. Хотя между нами и шоколадом – прозрачное ограждение.

Фотодатчики сканируют форму (вдруг где-то остался шоколад?) и происходит наполнение шоколадной массой. Тут же форма проходит виброобработку, чтобы в плитке не было пустот, затем на шоколаде формируется "корочка".

На этой же линии одновременно делают и шоколадные батончики с помадно-сливочной, помадно-шоколадной начинками, конфеты с цельным и дробленым фундуком, вишней. В каждую ячейку попадает строго определенное количество начинки, орехов. "Так что получить здесь густо, а там пусто нельзя. Возьми любую плитку – 20% орехов точно", – рассказывает начальник отдела рекламы и маркетинга СП ОАО "Спартак" Оксана Дей.

В самую последнюю очередь формируется "донышко" – это верх шоколада. И вот по охлажденной форме ударяют молотки – готово.

Спускаемся на этаж вниз, где конфеты и батончики заворачиваются и укладываются в короба.

Здесь уже к сладостям у людей есть доступ. Но кушать на рабочем месте строго запрещено, говорит ведущий технолог. Правда, перед нашим носом молодой человек забросил в рот конфетку. Фотограф пытался запечатлеть, но не успел. "Замок на рот не повесишь, — говорят специалисты, они не видели нарушителя, — Но мы создали здесь такую атмосферу и люди просто этого не делают. Если хочется попробовать – рядом есть магазин нашей продукции".

А поесть работникам, говорит Оксана Дей, можно в столовой или в комнате для приема пищи. Но наверняка, захватить можно не всякую ссобойку, по крайней мере, на проходной мы заметили табличку: "Вход на территорию предприятия с продуктами питания ... категорически запрещен".

Нас приглашают в дегустационную комнату с тарелочкой конфет, но без чая. Сами работники в этот раз лакомства не пробовали. "Я уже свою долю съела, — улыбается Оксана Дей, — А еще нужно съесть конкурента". Оказывается, после встречи с нами у руководства намечается дегустация (в том числе и продукции других производителей), на которую и собирается Оксана Васильевна.

Технолог Светлана Базыко говорит, что и так ест много сладкого: ей нужно дегустировать каждый замес – поэтому к тарелке с конфетами она тоже не притрагивается: "Хочется колбасы, — смеется, — А если серьезно, сладкого и так ем много, поэтому не забываю про другие продукты".

Свою кондитерку представители предприятия очень хвалят. А как только вспоминаем про украинские конфеты, возмущаются: "Как можно сравнивать?! У нас все натуральное. Ароматизаторов – по-минимуму. Вот, например, недавно стали производить молочный шоколад с клубникой, в нем – настоящая сушеная клубника. А в шоколаде с зеленым чаем — экстракт и порошок чая". Ароматизатор в продукцию тоже добавляют, но в незначительных количествах. Так что внимательно читайте этикетку: конфета "с фундуком" не то же, что "с ароматом фундука".

Продвигать же свою продукцию на "Спартаке" собираются не ударными дозами ароматизаторов. "Мы были на семинаре в Москве, — рассказывает Оксана Дей, — Так вот, вкусовые качества шоколада можно значительно улучшить с помощью нанотехнологий – изменяя молекулярный состав продукта. На занятиях мы пробовали образцы такого шоколада – разница существенная".

Прямо сейчас на предприятии собираются начать производство квадратного шоколада а-ля Ritter Sport. Это будет молочный шоколад с использованием натуральных фруктовых и йогуртовых порошков. Уже установлено новое оборудование и известно название новой продукции – "Люмьер".

Только вот любую новинку, говорит Оксана Дей, продвинуть у нас сложно – на это уходит около года.

А вот хорошо известную продукцию покупают охотно. Многие "спартаковские" конфеты производятся еще с советских времен, их рецептуры внесены в сборники лучших рецептур СССР, рассказывает главный технолог предприятия Татьяна Чернецова. Это "Птичье молоко" фирменные конфеты "Спартак", шоколада – "Аленка", "Детский", "Люкс".

О переменах на предприятии после смены руководства и основного собственника, фактически, национализации предприятия, рассказал заместитель директора по коммерческим вопросам кондитерской фабрики “Спартак” Николай Буйневич.

Зарплаты, уверяет руководитель, на предприятии не поменялись. “Доведенный показатель в 500 долларов, у нас достигнут”. Правда, 500 – это средняя зарплата по фабрике. Еще, отмечает Николай Буйневич, прошедший год прошел у них без травматизма.

После заявления Марата Новикова о желании вывести из производства на "Спартаке" созданные им бренды Melanie и Konfetoff, эта продукция на предприятии уже не производится. В магазине остатки еще есть, но, говорит Николай Александрович, здесь собираются готовить новые марки в замену этим.

Предполагалось, что может быть парализован экспорт продукции фабрики в Россию (единственным учредителем компании "Белкондитер", в компетенции которой экспортные потоки в Россию, является Марат Новиков). Но, отмечает заместитель директора, пока этого не произошло. На предприятии, прорабатывают другие каналы поставок своей продукции в соседнюю страну.

Сегодня весь ассортимент фабрики также поставляется в Америку, Германию. Лучше на экспорт идут коробки конфет: в Азербайджан, например, самые большие. "Там такая традиция – если нести конфеты – так много", — отмечает руководитель.

С поставщиками же сырья "Спартак" работает напрямую. Потому здесь никаких сложностей и не предвидится. В России закупаются ароматизаторы и упаковка, из Украины на фабрику поступает патока, жиры. Последние можно было бы покупать и у белорусских производителей, но соотношение "цена – качество" у местных изготовителей не соответствует запросам "Спартака". А вот упаковку и коробки у нас, говорит Николай Буйневич, не производят.

За последний год на "Спартаке" стали делать и шоколадные сувениры,которые хорошо раскупаются. Их отливают местные кондитеры, у которых есть художественные способности. К чемпионату мира по хоккею, на фабрике, возможно, станут делать и символические шайбы ручной работы.

Источник: tut.by

Новости по теме:
Tut.by решил не ограничиваться этим кондитерским шедевром, а составили карту, на которой показали главные "сладкие"...
Если заглянуть в чемоданы туристов, приезжающих в Беларусь, или багаж наших соотечественников, отправляющихся в гости...
"В 2015-м году мы, как и вся страна, будем жить по средствам. То есть средства в развитие будем вкладывать только...
PRODUKT.BY
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-704
+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (29) 755-95-50
+375 (29) 33 55 100
produkt.by@tut.by