КАК БЕЛОРУССКИМ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ ВОЙТИ НА АРАБСКИЙ РЫНОК

Выбирая регион для продвижения экспорта, логично обратить внимание на те рынки, где есть и спрос, и финансовые возможности. Поэтому в последнее время логичным направлением становятся страны Ближнего Востока, где спрос на продовольствие ежегодно увеличивается на 30%, а обеспеченность природными ресурсами позволяет импортировать продукты питания.

Страны Персидского залива традиционно зависят от импорта товаров из-за рубежа. В ряде государств импортируется до 90% продовольствия - от мяса и молока до детского питания и кондитерских изделий.

Своеобразным «пропуском» на рынки арабских стран для иностранных производителей служит соответствие выпускаемой продукции стандартам халяль. С этой целью предприятиям необходимо «перенастроить» производство в соответствии с требованиями и пройти ряд проверок. Это достаточно трудоемкий процесс, однако получение сертификата «Халяль» дает возможность выйти на перспективные продовольственные рынки.

Сегодня продукция халяль востребована в 35 странах, а общее число потребителей превышает 4 миллиарда человек. Продукты питания с маркировкой «халяль» все чаще выбирают не только мусульмане, но и представители других конфессий, а также вовсе не религиозные люди. Последние воспринимают сертификат «халяль» как гарантию качества и натуральности продукта.

Понимая перспективность этого направления, на рынок традиционно мусульманских стран вышли такие мировые бренды, как McDonald’s и KFC, ретейловые сети Carrefour и Tesco, а крупнейшим производителем халяльных продуктов в мире стала швейцарская корпорация Nestle.

По оценкам экспертов, более 20% мирового продовольственного рынка сегодня составляют страны, где востребована продукция с сертификатом «Халяль». Причем в последние годы этот сегмент рынка растет очень быстро – с $700 млрд в 2010 году до $1,2 трлн в 2017 году.

В русле данной тенденции выставочное унитарное предприятие «Белинтерэкспо» Белорусской торгово-промышленной палаты подготовило для белорусских производителей продуктов питания программу специализированных выставочных мероприятий в наиболее перспективных странах Ближнего Востока, где востребована халяльная продукция: Сирия, Оман, Катар, Египет, Объединенные Арабские Эмираты.

Приоритетное расположение в павильоне и яркое художественное оформление экспозиций белорусских производителей обеспечивают максимальную посещаемость стенда целевой аудиторией выставки. Участникам экспозиций предлагается маркетинговая и рекламно-информационная поддержка, приглашение деловых кругов страны проведения выставки к посещению экспозиции, возможность посещения торговых сетей и производственных предприятий, а также комплексная организация поездки: трансфер, авиаперелет, проживание.

 

С 6 по 15 сентября в Сирии (г.Дамаск) пройдет одна из старейших в ближневосточном регионе многопрофильных выставок – «Damascus International Fair». В 2017 году после шестилетнего перерыва Дамасская ярмарка собрала более 2000 иностранных делегаций. Белорусскую экспозицию посетил премьер-министр Сирии Имад Хамис.

Сегодня страна нуждается практически во всех продовольственных товарах – от пшеницы и сахара до сухого молока и детского питания. По данным ООН, почти 6,5 млн сирийцев ежедневно сталкиваются с дефицитом продовольствия. Сейчас в Сирии разрабатывается программа восстановления страны, предусматривающая обеспечение продовольственной безопасности за счет импорта продуктов питания.

С 15 по 17 октября в Омане (г.Маскат) пройдет выставка пищевой индустрии и гостиничного бизнеса «Food and Hospitality Oman».

Оман ежегодно импортирует товары на $30 млрд. До 50% объема импорта составляют потребительские товары и продукты питания. В настоящее время Оман особенно заинтересован в поставках мяса птицы, куриных яиц и молочной продукции: сухого обезжиренного и сухого цельного молока, животного масла, сухой молочной сыворотки, сыров. В 2017 году Беларусь экспортировала в Оман сельхозпродукции на $2,3 млн.

«Одна из ключевых задач Омана - укрепление продовольственной безопасности. Оман проявляет значительный интерес к сельскому хозяйству Беларуси, чтобы по возможности влить свои капиталы в эту сферу и получить отдачу в виде продуктов питания, которые можно поставлять не только в Оман, но и соседние страны», -  отметил Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Арабской Республике Египет, Султанате Оман, Алжирской Народной Демократической Республике, Республике Судан по совместительству Сергей Рачков.

С 6 по 8 ноября в Катаре (г.Доха) пройдет крупная выставка в сфере пищевой индустрии, гостиничного и ресторанного бизнеса «HQ-Food Qatar». 

В настоящее время самая богатая страна мира по ВВП на душу населения импортирует из-за рубежа до 90% продовольствия. После того, как в 2017 году Саудовская Аравия, ОАЭ, Египет и Бахрейн объявили о разрыве связей с Катаром, страна начала поиск новых импортеров. 

«Белорусскую сельхозпродукцию в 2017 году экспортировали в 68 стран. Среди них - 17 новых рынков. В частности, в Катар за 11 месяцев 2017 года было поставлено сельхозпродукции на сумму $9,2 млн», - отметил начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Алексей Богданов.

 

С 8 по 10 декабря в Египте (г.Каир) пройдет выставка продуктов питания и напитков «Food Africa», которая является крупным специализированным мероприятием севера африканского континента. В 2017 году в выставке приняли участие 294 экспонента из 32 стран. Общее количество посетителей из Кении, Нигерии, Саудовской Аравии, Судана, Таиланда и других стран превысило 10 тысяч человек.

В настоящее время Египет с населением более 95 миллионов человек называют «торговыми воротами» на африканский континент.

Египет является частью Африканской континентальной зоны свободной торговли (AfCFTA), включающей 44 государства с общей численностью населения 1,2 миллиарда человек и ВВП около $3,5 трлн.

Соглашение о создании зоны свободной торговли способствует упрощению движения товаров между странами-участниками и снижению таможенных тарифов.

Быстрый рост населения Африки (на континенте проживают 1,2 млрд человек) стимулирует рост внутреннего спроса на продовольственную продукцию и потребительские товары. Ежегодный импорт товаров странами Африки составляет $500-600 млрд, при этом ежегодный прирост объема импорта составляет 5-8%.

С 17 по 21 февраля 2019 года в ОАЭ (г.Дубай) пройдет выставка «Gulfood» - крупнейшая в мире ежегодная выставка продовольственных товаров. В 2018 году в выставке приняли участие более 5000 компаний из 120 стран. Число посетителей превысило 95 тысяч человек из Вьетнама, Ирана, Ливана, Непала, Пакистана, Сингапура, Сирии, Японии и других стран.

ОАЭ являются ключевым узлом реэкспорта пищевой продукции в регионе Персидского залива и импортируют более 85% продуктов питания в Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Саудовскую Аравию. Сегодня ОАЭ - третий в мире реэкспортный рынок, который уступает только Гонконгу и Сингапуру. Торговля ведется более чем с 220-ю странами мира.

В последние годы увеличилось количество поставок белорусского продовольствия в ОАЭ. В 2017 году экспорт молочной и рыбоконсервной продукции в Эмираты составил около $1 млн.

С календарем выставочных мероприятий на 2018 год можно ознакомиться на сайте выставочного унитарного предприятия «Белинтерэкспо» Белорусской торгово-промышленной палаты: belinterexpo.by