Исследование белорусского рынка индейки

Компания «Бизнес проектирование» в ноябре 2019 года провела исследование потребительского поведения на рынке мяса индейки по заказу ОАО «Птицефабрика Городок».

ОАО «Птицефабрика Городок» − один из старейших и крупнейших производителей продукции птицеводства в Беларуси, включая мясо индейки. Птицефабрика также является одним из ведущих экспортеров мяса индейки.

В опросе приняло участие 500 респондентов из Минска и областных центров страны в возрасте от 21 до 65 лет. Среди них 250 респондентов — те, кто потребляют индейку/продукты из индейки не реже, чем 1 раз в месяц, и еще 250 респондентов — кто потребляет индейку реже одного раза в месяц, либо не потребляют вообще. Выборка репрезентативна городскому населению Республики Беларусь по городу проживания.

Сегодня наблюдается общемировая тенденция перехода от потребления свинины к потреблению птицы. Мясо индейки считается диетическим. Учитывая популяризацию здорового образа жизни, рынок мяса индейки будет расти с каждым годом. Такой вывод делают аналитики.

Как часто и почему покупают индейку

Белорусы употребляют индейку совсем не часто: около 20% респондентов высказались, что потребляют мясо индейки в среднем один раз в месяц. При этом 25% респондентов не употребляют индейку вовсе или не чаще, чем один раз в год.

Более половины респондентов отмечают диетические свойства мяса индейки в качестве основной причины покупки.

Частота потребления индейки

В каком виде покупают индейку

Чаще всего потребители покупают филе индейки, части тушки или фарш. Респонденты, которые сейчас не употребляют мясо индейки, рассматривают его как альтернативу другим видам мяса.

Где покупают мясо индейки

Согласно опросу, 64% потребителей предпочитают покупать индейку в гипермаркетах и супермаркетах. В России данный показатель 88%: 57% покупателей покупают индейку в супермаркетах и 31% в гипермаркетах.

Почему потребители не выбирают индейку

В Беларуси не слишком развито потребление индейки в силу ряда причин: во-первых, это дороговизна продукта, во-вторых, потребители предпочитают другие виды мяса (86% опрошенных предпочитают курицу), в-третьих, у потребителей нет привычки потребления индейки.

Большинство потребителей готовы больше покупать индейку при условии изменения стоимости продукта (оптимальной потребители считают цену в 8-10 руб./кг) и наличия индейки в магазинах шаговой доступности.

Следует отметить, что большинство потребителей (порядка 70%) предпочитают индейку белорусских производителей.

Что важно для потребителя при покупке индейки

Если говорить про импорт индейки в Беларусь, за последние годы местное производство в значительной мере заместило поставки мяса из других стран. Ранее основной объем импорта мяса индейки приходился на Россию и Польшу.

Что происходит на российском рынке

Российские потребители высоко оценивают мясо индейки, считая его полезным и ценным продуктом, который является неотъемлемой частью рациона здорового питания для всех членов семьи. Как отмечают эксперты отрасли, индейка в основном замещает потребление говядины и премиальной свинины в России.

В то время как 70% белорусов замещают куриным мясом потребление индейки. При анализе цен, потребители ставят индейку в один ряд с говядиной и бараниной, которые значительно превосходят по ценовому фактору мясо курицы.

Россияне потребляют почти в 3 раза больше индейки, чем белорусы.

Фактически рынок мяса индейки в России можно назвать сформированным, в отличие от белорусского: так среднее потребление мяса индейки на душу населения в России составляет 1,6 килограмма в год, а если говорить про Центральный федеральный округ, то там потребление индейки в год превышает 3 килограмма на душу населения, в Беларуси же потребление составляет не более 600 грамм в год.

Российский рынок мяса индейки стал одним из самых быстрорастущих в мире за последние 10 лет.

Стоит отметить, что за последние 10 лет Россия стала одним из самых быстрорастущих рынков индейки в мире. Согласно мнению экспертов, в ближайшие 5 лет потребление мяса индейки в России должно удвоиться и достичь 3,5 килограмм на душу населения в год, что поставит Россию на один уровень потребления с европейскими странами. Однако Россия все еще будет позади США, где потребление индейки составляет 10 килограмм в год на душу населения.

Обзор польского рынка

Для сравнения рассмотрим соседний рынок Польши. В ближайшие 2 года Польша планирует выйти на первое место по объему производства мяса индейки в ЕС, опередив лидера — Германию. Сейчас годовой объем производства в Польше составляет около 500 тысяч тонн мяса в год, в то время как в Германии более 600 тысяч тонн.

По оценочным данным в Польше потребление мяса индейки составляет более 4 килограмм на душу населения. Польша является крупным мировым экспортером индейки: в настоящее время основной объем поставок идет в страны ЕС. На экспортных рынках Польша конкурирует с российскими производителями, которые заняли достаточно агрессивную ценовую политику в экспортных поставках.

Перспективы развития рынка оптимистичны.

Анализ внешнего торгового баланса показал, что в ряде стран имеется дефицит собственного производства мяса индейки.

В целом основными драйверами роста потребления мяса индейки являются рост доходов населения и популяризация здорового образа жизни.

Выводы

Индейка не входит в число наиболее популярных мясных продуктов в Беларуси. Более того, отечественный рынок индейки находится в зародышевом состоянии, однако имеет большой потенциал как для формирования внутреннего рынка, так и для поставок мяса индейки на экспорт.

Ограничением для развития рынка является низкий рост доходов населения. В качестве драйверов возможной покупки для людей, которые на сегодняшний день не являются потребителями индейки можно выделить изменение цены, наличие индейки в магазинах шаговой доступности и улучшение качества продукта.

Источник текста и графики: marketing.by