Интервью с Василием Ревяко, председателем СПК «Прогресс-Вертелишки», Героем Беларуси.

Бывает, встречаешься с человеком десятки раз, а поговорить по душам не получается.

Вот и с Героем Беларуси, членом Совета Республики, кандидатом сельскохозяйственных наук, председателем СПК «Прогресс-Вертелишки» Василием Ревяко беседы раньше в основном концентрировались вокруг производственных вопросов. Не обошлось без них и при недавней встрече, но нашлось и время для разговора, так сказать, за жизнь…

– Василий Афанасьевич, выбор своего жизненного пути в юности во многом определяет дальнейшую судьбу. Судя по тому, чего вы достигли, в молодости попали точно в яблочко.

– Любой выбор – всего лишь ориентир. К намеченной цели еще нужно дойти, а это далеко не всем удается. Что касается меня, то здесь, видимо, не последнюю роль сыграл крестьянский реализм и прагматизм.

Родился я на Гомельщине в деревне Рабец Хойникского района. Родители работали в колхозе, в семье семеро детей, так что жили небогато. Я был вторым ребенком, за мной пятеро младших. Наше поколение, те, кто родился после войны, очень быстро взрослело. Вот и решил пораньше уйти на свой хлеб, чтобы отцу с матерью легче было поднимать на ноги братьев и сестер. Поэтому десятилетку не оканчивал, пошел учиться в зооветеринарный техникум в Речице. Почему сюда? Тогда на каждом крестьянском подворье был полный набор живности, и ветеринар на селе всегда слыл уважаемым человеком. С такой профессией, говорил отец, без дела не останешься…

– А каким образом судьба связала с Гродненщиной?

– После техникума работал зоотехником-селекционером в колхозе «Заозерье» Октябрьского района, откуда призвали в армию. Служил в Московском военном округе, а среди сослуживцев были ребята, учившиеся в Гродно. Вот они и настроили меня продолжить учебу в Гродненском сельхозинституте. Рискнул учиться очно, хотя и понимал, что родители не всегда смогут подсобить студенту материально. Поэтому устроился грузчиком на полсмены на завод. Совмещал эту работу с учебой целых три года.

– Мечтали получить после института направление в колхоз «Прогресс», становившийся тогда одной из главных визитных карточек аграрного сектора всего СССР?

– Не скрою, мечтал. Причем об этом подумалось сразу в мой первый приезд в Вертелишки на практику. И хотя тогда «Прогресс» лишь стартовал к своей всесоюзной известности – во всех начинаниях здесь прямо-таки ощущалась перспективность. А перспектива всегда манит. – На Гродненщине вы уже свыше 40 лет. С родными местами связей не теряете?

– К сожалению, когда не стало родителей, в родной деревне бывал нечасто. Да и отцовского дома уже нет. Хотя в памяти навсегда остались моменты, когда мы, семеро братьев и сестер, со своими семьями собирались в родной хате. Описать это невозможно. Как и сразу запомнить всех своих племянников и племянниц. Кстати, мой отец, бывало, даже задумывался, прежде чем назвать внука или внучку по имени.

– И какова теперь география у такой большой семьи?

– Что касается нас, сестер и братьев, то трое живут на Гродненщине, трое – на Гомельщине. А одна из сестер уже давно в Финляндии. Она вышла замуж за эстонца, а от Эстонии до Суоми, как говорится, рукой подать.

Еще близкой для меня с супругой стала Брестчина – в Барановичах живет моя дочь. Сын работает в Гродно.

– Когда обычно начинается ваш рабочий день и не забыт ли велосипед, на котором вы ежедневно утром совершали прогулки? Все-таки статус Героя Беларуси как-то не ассоциируется с этой двухколесной техникой.

– Встаю обычно утром в пять – полшестого. Это, видимо, чисто крестьянская привычка. На селе, по крайней мере прежде, жизнь даже «сов» превращала в «жаворонков». А велосипед у меня по-прежнему на ходу. Да и покрутить педали полезно для здоровья, о котором стоит заботиться всем, в том числе и Герою Беларуси. К тому же с велосипедного седла картинка куда более отчетливая, чем через автомобильное стекло. Так что после моих велопробегов, а зимой после пеших прогулок есть чем озадачить коммунальную службу хозяйства.

– Для меня Вертелишки чуть ли не образец порядка…

– Порядок там, где за ним постоянный присмотр. Да и центр хозяйства немаленький: живут 3200 человек – население как в иных райцентрах. Условия жизни практически не отличаются от городских. Кое-чем для этого пришлось поступиться. Например, отказались от возведения рядом с жилыми домами хозпостроек. Кто-то возразит: а как на селе без сарайчика с кабанчиком или на худой конец с несушками? За мои 18 лет во главе хозяйства в Вертелишках построено порядка 160 квартир, причем уже продолжительное время возводим только трехкомнатные. И вряд ли поселок украсили бы появившиеся рядом с жильем 160 сараев. Согласитесь, хлев всегда есть хлев со всеми, так сказать, вытекающими последствиями, да и возиться в нем становится все меньше желающих. Кто хочет, может у нас заняться этим на специальных хоздворах.

– Многие считают, если бытовые условия на селе можно сблизить с городскими, то условия труда вряд ли. Мол, все равно крестьянину придется с весны по осень от зари до темна быть в поле, да и на отпуск рассчитывать лишь зимой.

– Времени за год, когда весь световой день приходится быть в поле, набегает не больше двух месяцев. Причем для довольно небольшого процента работающих в хозяйстве. Например, с уборкой зерновых у нас справляются всего 12 комбайнов. И отпуска у многих бывают летом. В прошлом году на Азовском море отдохнули около сотни работников, нынче планируем там оздоровить полторы сотни человек – каждого шестого труженика. Уже три года в хозяйстве практикуется и проведение оплачиваемых рождественских каникул. Хороший труд всегда должен стимулироваться хорошим отдыхом.

– А как отдыхаете сами, чем увлекаетесь?

– Отдыхать предпочитаю в Беларуси, люблю читать. Как-то незаметно увлекся антиквариатом. Стал собирать рычажные весы или, как их у нас называют, безмены. Их у меня в коллекции около сотни, у самого старого дата выпуска – 1880 год. Они из разных уголков Беларуси, у каждого своя история, свое предназначение. Есть и неплохая коллекция самоваров.

Знаете, любое прикосновение к истории помогает лучше понимать настоящее. В следующем году церкви Александра Невского в Вертелишках исполнится 160 лет. Думаем к этой дате серьезно подновить храм, особенно его купольную часть. Средства для этого уже нашли.

– Василий Афанасьевич, был удивлен, узнав, что Академию общественных наук при ЦК КПСС вы оканчивали по специальности политология.

– Учился я там в перестроечное время, когда новым дисциплинам придавалось серьезное значение. Так что знания, полученные в Академии, мне пригодились. К примеру, политология – это прежде всего наука, которая изучает противоречия в обществе и пути их разрешения, а здесь не обойтись без социальной психологии. А это как раз то, что просто необходимо знать каждому руководителю.

Чем совершеннее становится техника и технологии, тем более важную роль играет человеческий фактор. Тот же механизатор нередко управляет техникой стоимостью в сотни тысяч долларов, еще большая ответственность у специалистов.

Честно говоря, я горжусь сложившимся в хозяйстве коллективом, его профессиональной подготовкой. В этом прежде всего залог эффективности производства. В прошлом году чистая прибыль в СПК превысила 66 миллиардов рублей, а рентабельность составила 42,1 процента. Урожайность зерновых перешагнула рубеж в 100 центнеров с гектара, сахарной свеклы – 800 центнеров, удой на корову достиг 7052 килограммов в год.

Самое главное, что растет производительность труда. За последние 18 лет численность работников в хозяйстве снизилась с 2240 человек до 973. Сокращение в основном шло за счет выхода людей на пенсию. И теперь мы более чем вдвое меньшей численностью даем в 1,5 раза больше продукции. Причем и затраты на ее производство существенно снижены: по газу – на 63 процента, электроэнергии – на 43, топливу – на 69 процентов. – Успешны в СПК не только растениеводство и животноводство. Но не слишком ли хлопотна многоотраслевая направленность хозяйства – от садоводства, выращивания пушнины и скаковых лошадей до столярного, керамического производства и металлической ковки?

– Конечно, хлопотно, но зато помогает быть более устойчивым к переменам на рынке. Например, одно время звероводство приносило нам убытки, но в последние два года спрос на пушнину значительно вырос. В 2012-м на ней заработали свыше 2,2 миллиона долларов, а рентабельность пушного производства составила около 60 процентов.

Заработанные средства стараемся использовать для дальнейшего развития хозяйства. Как я уже говорил, чистая прибыль в минувшем году составила более 66 миллиардов рублей, и половина ее была инвестирована в основной капитал.

Одна из важнейших наших новостроек текущего года – цех по производству комбикормов стоимостью в 20 миллиардов рублей. Старый цех, которому 15 лет, уже и физически, и морально устарел.

– Время значительно ускорило свой бег и на селе?

– Технологии совершенствуются очень быстро, и отставать от них никак нельзя. Иногда даже жалею, что человеческая жизнь коротка, чтобы везде поспеть. В одиночку это сделать нереально, а вот опираясь на коллектив, на активное ядро единомышленников можно. К тому же кадры в нашем хозяйстве – это в основном свои местные люди, а значит, им небезразлично, каким будет их будущее, будущее их детей. Поэтому вкладываем деньги не только в производство, но и в человека. Серьезные средства выделяем для дошкольных учреждений, школ, учреждений культуры. Не жалеем средств для переподготовки кадров. Да и родители студентов у нас получают пособие на учебу своих детей, причем независимо от того, в каком они вузе учатся. Хозяйству нужны не только аграрии.

Радует, что Вертелишки шагнули за шоссе Гродно–Озеры. Здесь на правой стороне поселка, где раньше был пустырь, вырос новый микрорайон, крышу над головой нашли около 900 человек. Микрорайон, который ни в чем не уступает по удобству любому городскому. Когда смотрю на него, понимаю, что и в нем осталась частичка моей души. Да и всей душой я уже прикипел к здешним местам, ведь тут я работаю больше 30 лет.

Источник: grodnonews.by