Импорт – по необходимости, экспорт – чем больше, тем лучше

Известный  факт: Беларусь практически полностью может прокормить себя. За исключением продуктов, которые априори у нас не растут. Да и то, кто бы мог подумать еще лет семь назад, что даже на Минщине можно получать солидный урожай арбузов, перцев и баклажанов. Совсем не случайно в 2017 году экспорт продовольствия и сельхозсырья вырос на 16,6 процента к предыдущему году, а импорт поменьше — на 13,2 процента. Но в целом за четыре месяца года мы экспортировали товаров на 10,6, а закупили на 12,1 миллиарда долларов, сообщает sb.by.

Увы, продаем меньше, чем покупаем, и, значит, имеем отрицательное торговое сальдо. Насколько это чревато для экономики?

Что касается конкретно продовольствия, можно смело утверждать: любая страна, даже крупный экспортер, одновременно импортирует продовольствие. Голландия производит и экспортирует продуктов питания существенно больше, чем импортирует, — 79 против 49,5 миллиарда долларов. А Китай, наоборот, импортирует в два раза больше, чем экспортирует.

Как относиться к росту импорта, а значит, к отрицательному сальдо в торговле продуктами питания? Многие наверняка склонны крикнуть «Караул!» и сокрушаться по поводу недостаточного самообеспечения. Однако мировой опыт показывает: топ-5 ведущих стран-экспортеров, а это США, ЕС, Китай, Бразилия, Канада, занимающие 52 процента мировой торговли, являются одновременно и крупнейшими импортерами. А на топ-10 главных экспортеров приходится 47 процентов импорта продовольствия. То есть страны-лидеры не стремятся всеми способами к полной самообеспеченности. Крупнейшие экспортеры продовольствия — США, поставляющие в разные страны широчайший ассортимент продуктов, Бразилия специализируется на чае, кофе, пряностях, сахаре и сахарных продуктах, Индонезия — на растительных маслах, Германия — на молочных продуктах, Китай — на рыбе, овощах и меде. Как ни покажется на первый взгляд странным, ведущими покупателями были и остаются США, Китай, Германия, Япония и Великобритания. Так, например, в сегментах зерновых, масличных и кормов ведущий покупатель — Китай. Япония — мировой лидер по закупкам готовых мясных и рыбных продуктов. США лидируют по объемам закупок мяса, рыбы, овощей и фруктов. Более того, в прошлом году мировые затраты на импорт продовольствия выросли на 6 процентов — до 1,4 триллиона долларов.

Проблема в другом: какова маржа между экспортом и импортом? Например, наша восточная соседка, по данным Росстата, в минувшем году в целом продала товаров больше, чем купила. А вот официальные данные по импорту-экспорту продуктов питания и сельхозсырья за 2017 год показывают, что РФ как не кормила себя, так и не кормит. Несмотря на рост экспорта, в основном зерновых, импорт продовольствия вырос еще больше.

Россия вывозит за рубеж до 64 миллионов тонн различного продовольствия на 20 миллиардов долларов, а покупает вроде бы всего 22 миллиона тонн, но стоят они почти 29 миллиардов долларов. По сути, несмотря на все успехи импортозамещения, страна по-прежнему докупает еды на 8 миллиардов долларов. Это говорит и о том, что российский экспорт огромный, но дешевый.

В нашей стране уже давно хорошо усвоили, что торговать выгоднее сельхозпродуктами с более высокой добавленной стоимостью. Правда, не всегда получается из-за изменчивости рынков и курсов валют.