Вы здесь

Группе компаний, которая сделала громкое имя Бресту, — 25 лет

Четверть века исполнилось в этом году компании «Санта Импэкс Брест» — первой в семействе «Санты», которое сегодня насчитывает свыше 40 предприятий, 14 производственных площадок, 20 тысяч работников, реализует продукцию в 45 стран мира, имеет годовой оборот более 1 млрд долларов США. Глава фирмы Александр МОШЕНСКИЙ много лет возглавляет рейтинги влиятельных бизнесменов страны. Несколько лет назад в собственность брестской компании влилось «Русское море» со всеми его активами, что означает эволюцию бизнеса к статусу международного. Рыба в брестские сети попадает из всех часовых поясов, от Камчатки до Аляски, а молоко брестских буренок и изделия из него под брендом «Савушкин» проникают на прилавки и России, и ЕС, и Северной Америки, и Китая. Еще один юбилей — 20 лет назад в СЭЗ «Брест» был зарегистрирован резидент «Санта Бремор», а сегодня в Катином Бору целый промышленный кластер, где работают 5000 человек, и «умный офис» руководства фирмы. Нет задачи торопить промежуточные итоги, ведь история «Санты» вовсю пишется, а предновогодний календарь и так перенасыщен. Но Александр Михайлович — по образованию математик, цифры уважает и разрешает журналистам «обыгрывать» красивые числительные. А vb.by спрашивал и получал откровенные ответы...

...О 90-Х ГОДАХ, КОГДА ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ ДЛЯ МНОГИХ УСПЕШНЫХ БИЗНЕСОВ

— Вопрос спорный. «Танчики» (World of Tanks. — Ред.) да и многое другое, что на слуху, — не из 90-х. Так что обобщать не будем. Люди в массе своей консервативны, и тут они столкнулись с переворотом сознания, когда, например, спекулянты стали вдруг бизнесменами. Рушились привычные законы бытия. Людей будто бы бросили в воду и сказали: плывите! В бизнес ушло много военных, которые оказались не востребованы бывшей великой страной. Много инженеров с крупных предприятий союзного подчинения тоже уходили «в никуда». А торговля, допустим, была уже приспособлена к новым реалиям, люди из этой сферы оказались эффективны. Были взлеты: кого-то конъюнктура вынесла, кто-то преуспел за счет удачи, третьи — за счет связей... По-разному зарабатывали. И по-разному распоряжались заработанным.

...О ЖИЗНИ В ДОЛГ

— Весь бизнес начинался в долг. Вначале это были товарные кредиты, на чем-то надо было зарабатывать, и зарабатывали на доверии. С какого-то момента появилась возможность обратиться и к банкам... Любой кредит — это испытание. Пришлось научиться просчитывать риски, бизнес-планы, чтобы понимать, что ты в состоянии расплатиться по кредиту, и спать с этой мыслью спокойно. Достаточно предприятий кредиты подвели. А для других займы стали путевкой в жизнь, послужили рычагом для сделок, которые не может позволить тебе твой собственный капитал. Возвращаясь к вышесказанному: доступ к кредитам — это был еще один ресурс, который в 90-е позволял стать успешным предпринимателем.

...О КОМАНДЕ, КОТОРАЯ НАЧИНАЛА «САНТУ»

— Вместе с моим отцом Михаилом Леонидовичем Мошенским тогда были и Андрей Сухоруков, и Тамара Веремеюк; я работал в компании «Нила» с 1992 года. В этом году ушла на пенсию Наталья Наймушина. Татьяна Кречик была молоденьким специалистом; Татьяна Черненко работала секретарем. Перечисленные мной люди — это и была тогда половина нашей компании.

...О ТОМ, КАК УХОДЯТ ИЗ «САНТЫ» НА ПЕНСИЮ

— Если мы говорим о ветеранах с 25-летним стажем на «Санте», то они работали и уходили от нас не по паспорту, а в те моменты, когда им самим хотелось уже сменить ритм жизни. Ярослав Владимирович Игнатович ушел на пенсию в 75 лет, имея за плечами полвека стажа в строительной отрасли. Неизменно мы говорим добрые слова, оказываем знаки внимания и уважения, вручаем подарки и, главное, не теряем с ними связи. Не сам стаж играет роль, не количество лет, а профессиональные и человеческие качества, которые внушают уважение и делают из человека лидера.

...О КОМАНДЕ ДНЯ СЕГОДНЯШНЕГО

— Она, конечно, более многочисленна. Одни сотрудники переходили с государственных или негосударственных предприятий, другие — вливались со студенческой скамьи и продвигались вверх по служебной лестнице, третьи пришли в результате покупок «Сантой» компаний, где они прежде работали. Четвертая категория — профессионалы, которых мы целенаправленно подыскивали, как сейчас модно говорить — «хантили», в Польше, России, Украине, Беларуси.

...О ПУТЯХ РАЗВИТИЯ

— Движение вперед подразумевает не только экстенсивное развитие (расширение территории, объемов, видов бизнеса, людских ресурсов), но и интенсивное — за счет совершенствования качества услуг. Есть у тебя ресторан, это не значит, что надо стремиться к покупке еще одного или двух. Если умеешь удовлетворять меняющийся спрос людей и знаешь, как это делать в будущем, то можно добиться того, что твой ресторан станет успешным и туда будут выстраиваться очереди. Каждая компания решает для себя. В том числе и «Санта», где ключевые решения я принимаю не единолично, а в совете с командой. После утверждения ответственность лежит на мне, но на первом этапе коллегиальность помогает взвесить все за и против, а на втором — совместными усилиями воплощать намеченное. Так вот, в компании «Санта Бремор» мы в последние годы остановились на интенсивном пути развития: за счет снижения себестоимости, строительства логистического центра. Это и позволяет усиливать свою конкурентоспособность. Для «Савушкина продукта» видим шанс в увеличении доли на рынке за счет роста объемов переработки молока, покупки новых предприятий. В розничной торговле два пути развития: строительство новых магазинов и покупка существующих сетей. Так или иначе, команда и я — мы настроены на развитие бизнеса, на инвестиции в него и рост, хотя стратегические направления по отраслям, думается, уже не изменятся.

...ОБ ОТЛИЧИЯХ КРУПНОГО БИЗНЕСА ОТ СРЕДНЕГО

— Действительно, я говорил в одном интервью, что по западным меркам «Санта» — скорее средний бизнес, чем крупный. Но в последнее время, полагаю, мы перешагнули планку среднего. Мы не «Газпром», не «Лакталис» и не «Крафт Якобс», но в нашей компании работают 20 тысяч человек, годовой оборот превышает миллиард долларов — это только в производстве. В ретейле — около 400 млн долларов с перспективой роста. Для частной компании — это уже крупные суммы.

...О ПРИОБРЕТЕНИИ СЕТИ МАГАЗИНОВ «РУБЛЕВСКИЙ» (73 магазина в Беларуси, из них 53 в Минске и 1 в Бресте)

— Покупка «Рублевского» — это развитие розничной торговли в формате супермаркетов, что позволяет нам не только получать отдачу в этом сегменте, но и представлять жителям Беларуси наиболее полный ассортимент и новинки наших производств в рыбной и молочной отраслях. «Рублевский» в свое время построил достаточно супермаркетов в Минске, и именно в столице присутствовать можно только через покупку уже существующей сети, строить там что-то свое гораздо сложнее. В «Рублевском» профессиональная команда, в следующем году предстоит интеграция этой сети с «Санта Ритейл», ребрендинг под единой торговой маркой, многие объекты ждет реконструкция. Отдельный акцент хотим сделать на категорию «фреш»: свежие продукты по справедливой цене.

...О БЕРЕЗОВСКОМ СЫРОДЕЛЬНОМ КОМБИНАТЕ

— Мы создали линейку сыров «Брест-Литовск» и правильно позиционировали ее на рынке РФ, вошли с ней в крупные розничные сети. На российском рынке пока нет ярко выраженного лидера в сегменте сыроделия. Имея мощности и бюджет на продвижение, можно было бы застолбить за собой нишу на этом направлении на будущее. В августе прошлого года на «Савушкине» побывал глава государства, который подробно интересовался состоянием дел в отрасли, на предприятии и в ОАО «Савушкино» Малоритского района. У нас есть поручение президента увеличивать перерабатывающие мощности и сырьевые зоны «Савушкина продукта». Уже куплено сельхозпредприятие «Савушкина пуща» в Каменецком районе, к нему присоединяется другое, объединяются земли, строится крупная молочно-товарная ферма. Полгода мы изучали молокоперерабатывающие предприятия Брестской и других областей, работали с губернаторами. Вся эта работа вылилась в предложения, которые правительство одобрило и положило на стол президенту. Речь шла о покупке государственного пакета акций Березовского сыродельного комбината, акционером которого мы уже являлись, и Оршанского сырзавода на Витебщине, который находится в сложном финансовом положении. Президент одобрил, произошла оценка госпакетов: в случае Березовского комбината получилось около 43 млн долларов (за 62% акций. — Ред.). Оформили покупку и дополнительные обязательства по инвестициям и несокращению рабочих мест, средней зарплате. Проверка целесообразности и эффективности смены собственника была всеобъемлющей. Ныне «Савушкин продукт» имеет шанс стать лидером в переработке молока (превысить 1 млн тонн переработки), сыворотки, укрепить позиции в других направлениях. Интересная точка приложения сил — производство глазированных сырков, чем раньше «Савушкин» не занимался.

...ОБ ИНТЕРЕСАХ ПОКЛОННИКОВ «БЕРЕЗКИ»

— Традиции, которые сложились на Березовском комбинате, мы собираемся чтить, лелеять и все хорошее (например, рецептуры) — сохранять и переносить на другие заводы группы. Они реально молодцы, их творожный сырок самый вкусный в стране, их глазурь лучшая, и мы это намерены сберечь. Лично вникаю во все вопросы, чтобы ни в коем случае с грязной водой не выплеснуть «ребенка». В Березе будет поступательное движение вперед, не революции. Если аппаратный цех требует нового оборудования — значит, оно там появится. Если линия по изготовлению сыра морально и физически устарела — она будет заменена. И не будь нас, этим занялся бы любой другой собственник или владелец. А что касается торговых марок, то, как бы дико ни звучало, даже всеми любимая торговая марка «Активил» не принадлежала «Березке», а была собственностью частного предприятия, которое с «Березкой» сотрудничало. Только с нашим приходом произошли переговоры, и «Активил» перешел в портфель торговых марок Березовского комбината.

...О КАЧЕСТВЕ И СРОКАХ ХРАНЕНИЯ

— Бытуют разговоры, что продукт, который имеет длительный срок хранения или современную упаковку, ненатуральный. Это заблуждение. Ведь не стоит на месте технология переработки. Для примера — сметана. Раньше ее производили горячим розливом, потом ставили в камеру на трое суток на охлаждение, затем пускали в продажу. За время охлаждения в сметане развиваются бактерии. Сейчас устанавливаем спиральные скороморозильные шкафы, которые охлаждают продукт за час и предотвращают тем самым развитие этих бактерий. Это сразу дает плюс 10-15 суток хранения. Сегодня можно выпускать продукты вкуснее и с большим сроком годности, чем, условно, 20 лет назад.

...О РОБОТИЗАЦИИ И РАБОЧИХ МЕСТАХ

— Такая маленькая страна, как Беларусь, может выживать в современном мире за счет технологичности. 25 лет назад еще были бухгалтеры со счётами... Раз появляются спутниковые антенны, то надо учиться пользоваться пультом и спутниковым тюнером, а не подбегать всякий раз к телевизору, чтобы переключить кнопку на панели. Поверьте мне, люди обучаемы в любом возрасте, было бы желание. И если так, то у них будет возможность устроиться либо на родном предприятии, либо на каком-то другом. Сейчас мы скорее входим в фазу нехватки кадров, чем их избытка. В Витебской области видел кое-где на селе такую картину, что и работать-то некому. Уезжают за заработками в Польшу, Германию, Россию? Да, конечно. Но ведь в том и смысл модернизации, снижения себестоимости, что без этого здесь нельзя будет заплатить больше, чем платили до этого.

«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707
+375 (17) 390-65-55
+375 (17) 390-67-77
+375 (17) 396-53-21
  +375 (17) 396-53-22

mail@produkt.by


*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.