Государство увеличит долю в первенце белорусского «народного IPO»

Генеральный директор ОАО «Минский завод игристых вин» Леонид Кравчук,когда завод прекратит выпуск «Советского шампанского» и почему белорусские вина лучше.

– Как вы думаете, придут ли в Беларусь европейские нормы, в частности защиты вин по месту происхождения и географическому указанию?

– Что касается качественных характеристик, то мы уже работаем по европейским нормам, что касается защиты вин по географическому указанию, то мы только планируем развиваться в этом направлении.

– Как же тот факт, что главным фактором защиты вина по географическому указанию является переработка винограда в месте его произрастания? В Беларуси ведь нет виноградников, соответственно мы только разливаем виноматериал. Не страдает ли от этого качество?

– Завод игристых вин – это завод вторичного виноделия. Во всем мире заводы вторичного виноделия работают по той же схеме, по которой работаем и мы. Потребитель не теряет в качестве. В той же Франции, Италии, там, где производят игристые вина, так же, как и нам, привозят виноматериалы со всей страны. Вторичное брожение имеет свою технологию. Я знаю, что наше производство соответствует европейским требованиям.

– Качество вина на вашем заводе определяется в лаборатории или есть профессиональные сомелье?

– У нас есть профессиональная дегустационная комиссия, которая начиная от приемки виноматериалов и на каждой стадии производства следит за вкусовыми качествами вина. Было несколько случаев, когда комиссия браковала отдельные партии поставленных виноматериалов, и они возвращались поставщику. Стоит отметить, что наши специалисты регулярно проходят повышение квалификации за границей.

– В повестку дня внеочередного собрания включен вопрос о принципиальном согласии акционеров на увеличение доли государства в обществе. Насколько будет увеличена доля государства в уставном фонде ОАО «Минский завод игристых вин»?

– Дело в том, что у нас еще есть сельскохозяйственный филиал, поэтому речь идет о реконструкции молочно-товарных ферм, о получении льготных кредитов под эту стройку. Поэтому доля государства в уставном фонде будет увеличена на сумму компенсации части процентов по льготному кредиту. По предварительным расчетам это составит не более 0,78% уставного фонда за восемь предстоящих лет. Это совсем незначительные цифры, вокруг этого больше возни и суеты, но без собрания акционеров мы не можем принять это решение… (подумав) хотя по большому счету определяющим будет решение государства, т.к. почти 82% акций принадлежит именно ему.

– В Беларуси винодельческая отрасль монополизирована государством?

– Если говорить конкретно про винодельческую, а не про спиртовую отрасль, то мне кажется, что государство не является монополистом. Сегодня идет процесс разгосударствления, поэтому частный сектор достаточно быстро развивается в этой отрасли. Я думаю, что с течением времени мы все-таки полностью придем к частному бизнесу в этой сфере, хотя государству будет и нелегко отдать все в руки частников, ведь это доходный бизнес. К слову, сегодня вино в Беларуси разливают более 30 заводов, но какая часть из них принадлежит частникам, я затрудняюсь ответить. – В Беларуси постоянно уменьшаются квоты на импорт бутилированного вина и увеличиваются на поставку виноматериала наливом для розлива на белорусских предприятиях. Как вы считаете, это правильно?

– Я считаю это правильным. Что касается нашего завода, то мы делаем игристые шампанские вина ничуть не хуже, чем итальянцы или французы в рамках вторичного производства. – Согласно европейским нормам, вино – это не алкогольный, а пищевой продукт. Как обстоят дела в Беларуси с определением статуса вина?

– В Беларуси все, что крепче 7 градусов, считается алкогольным продуктом, соответственно, вино также есть алкогольный продукт. – Молдавские специалисты говорят, что Беларусь вовсе не должна производить вина, т.к. у нас не растет виноград, зато у нас хорошие плодово-ягодные вина и водка.

– Это психология. Чтобы молдаване сказали, что в Беларуси хорошие вина… Если говорить про игристые вина, на многих конкурсах наши вина признаются даже лучше молдавских, хотя мы берем сырье из Молдовы. – Бренд «Советское шампанское» уже деноминирован?

– Мы еще выпускаем «Советское шампанское», но в ближайшей перспективе, после вступления России в ВТО, слово «шампанское» выйдет из нашего лексикона, зато войдет в обиход словосочетание «игристое вино». Кстати, шампанское – это то же самое игристое вино, просто названное по географическому указанию провинции Шампань». – В преддверии праздников будет ли увеличиваться цена на вашу продукцию и закладываете ли вы в стоимость инфляционные риски?

– Сегодня есть сформированная цена. Резких скачков цен на нашу продукцию не будет, хотя все зависит от курса валют. Другой вопрос, что сегодня магазинам дали возможность делать любую торговую наценку на продукцию, поэтому одну бутылку одного и того же шампанского в Минске можно найти и за 30 тысяч, и за 46.

– Расскажите про географию вашего экспорта.

– Мы разливаем виноматериал из различных регионов: Франции, Италии, Испании, Германии, Словакии. Что касается тихих вин, то берем виноматериал из Чили, Южной Африки, Австралии. География у нас очень широкая. Экспортируем мы вина в Америку, Израиль, Вьетнам, Германию, Англию и Италию. Мы берем мировые рынки качеством, выполняя те требования, которые к нам предъявляет ЕС.

– Сколько вы производите вина в год?

– За последние восемь лет мы больше чем наполовину увеличили производство вин в натуральном выражении. В 2012 году мы сделаем порядка 1,350 миллиона дал вина, а не так давно мы выпускали не больше 980 тысяч дал в год. В будущем мы планируем наращивать объемы производства на экспорт, т.к. сегодня нашу главную задачу – обеспечение вином внутреннего рынка – мы полностью выполнили. – Сколько наименований алкогольной продукции вы выпускаете? – Порядка 40 наименований игристых вин и около 50 наименований тихих вин. Какие вина пользуются большим спросом у белорусов, сказать сложно, т.к. это дело вкуса. Хотя есть теория, что северные народы предпочитают полусладкие вина и крепкие напитки, т.к. не хватает солнца и глюкозы в организме. – Как вы считаете, есть ли у белорусов культура пития?

– Если проанализировать культуру пития за последние 10 лет, то она, безусловно, выросла. Об этом говорит и статистика. – Говорят, вино – это философия. Чем для вас является вино?

– Вино – это живой организм, божья кровь.

Источник: ej.by