Вы здесь

ГМЗ №1: Внедрение нового стандарта качества позволит выйти на европейские рынки

О том, какие меры были приняты предприятием для перехода на новые российские стандарты, как идет работа над качеством продукции, рассказал Владимир Рудник.

"Молочная война" с Россией позволила нам стать сильнее", – уверен Владимир Рудник, главный инженер ОАО "Гормолзавод № 1". О том, какие меры были приняты предприятием для перехода на новые российские стандарты, как идет работа над качеством продукции и рынки каких стран рассматривает молокозавод в качестве клиентов, гость рассказал в студии TUT.BY.

Этим летом между Беларусью и Россией развернулась "молочная война": машины с белорусскими молочными продуктами буквально разворачивали на границе. Сейчас, когда страсти немного поутихли, можете ли вы сказать, из-за чего была эта "война"? Такая ситуация сложилась из-за того, что Россия ввела более жесткие требования к молочной продукции. Предприятиям Беларуси пришлось дополнительно закупать оборудование и производить продукцию, которая отвечала требованиям и стандартам Российской Федерации. Безусловно, требования эти очень жесткие, по некоторым параметрам они даже жестче, чем в Евросоюзе, но так как мы поставляем молочную продукцию в Россию и Украину, приходится их выполнять.

Как такое могло случиться, ведь до этого долгие годы белорусскую продукцию в России принимали с распростертыми объятиями?

Это связано с принятыми новыми стандартами и тем, что было недостаточно времени, чтобы перейти на них и выпускать продукцию, которая соответствовала бы всем требованиям. Но это ни в коей мере не умаляет достоинств нашей продукции: она доказала свое качество и продолжает завоевывать авторитет.

Что случилось на самом деле? Действительно не устраивало качество нашей продукции или имели место какие-то бюрократические проволочки, не хватало каких-то сертификатов?

Сертификаты были, возможно, вопрос был в том, что они были получены не в тех инстанциях. Было некоторое недопонимание, связанное с различными аспектами, но качество продукции было высоким.

Изменилось ли качество за время "молочной войны"?

Качество продукции улучшается с каждым годом, независимо от "войны", потому что без технического перевооружения и улучшения качества своей продукции любое предприятие придет к краху. Возможно, такие действия ускоряют этот процесс, подвигают предприятия закупать новое оборудование для контроля как сырья, так и готовой продукции, но без этого ни одно предприятие не может существовать. Если предприятие на два-три года остановится в своем развитии, оно отстанет и потеряет свое место на рынке.

Изменился ли перечень продукции, который ввозили до "войны" и который начали ввозить после того, как было объявлено перемирие?

Перечень товаров меняется, исходя из конъюнктуры рынка: одна продукция более востребована летом, другая – зимой. По большому счету, ассортимент не изменился.

Значительно ужесточился контроль за антибиотиками. Наши предприятия переоснастились, закупили соответствующее оборудование, и сейчас осуществляется очень жесткий контроль не только на предприятии, но и в хозяйствах, на всех этапах производства продукции.

То есть действительно что-то упускали с антибиотиками?

В России требования к молочной продукции одни, в Евросоюзе – другие, в Беларуси – третьи, но теперь они уже унифицированы. Понадобился некоторый период, чтобы привести в соответствие с новыми требованиями качество нашей продукции. Как сильно пострадал завод за то время, пока шла эта "война"? Какие потери вы понесли?

Нас это коснулось незначительно. Было закуплено много дополнительного оборудования, и в этом смысле мы понесли дополнительные затраты. Мы закупаем тесты, проводим мониторинг, а в России за этот мониторинг приходится платить самим белорусским предприятиям.

Разворачивали ли машины Гормолзавода №1 на российской границе?

Нет, нас это не коснулось, наши машины не разворачивали. Был некоторый период, порядка месяца, когда для выполнения требований закупалось необходимое оборудование и тесты. В это время свою продукцию мы не поставляли, но наши машины на границе не разворачивали.

Изменились ли объемы поставок в Россию с тех пор?

По сравнению с прошлым годом идет рост поставок где-то на 13% за одиннадцать месяцев. Увеличилось число компаний, которые закупают нашу продукцию.

А какую продукцию покупают? Что вы возите в Россию?

Мы поставляем практически весь ассортимент, буквально всю продукцию: кефир, сметану, ряженку, простоквашу. В общем объеме выручки предприятия поставки в Россию занимают 15-20%, в зависимости от периода года. Экспортные поставки важны для любого предприятия, поэтому объемы нужно наращивать.

Что выходит на первый план в работе предприятия – экспортные поставки или удовлетворение спроса на внутреннем рынке? Важно и одно, и другое. Численность населения республики растет, мы поставляем нашу продукцию как в Минск, так и по регионам. Конечно, нам важен рынок и Российской Федерации, тем более что увеличилось количество компаний, закупающих нашу продукцию. Нам одинаково важен и дорог и свой покупатель, и российский. Конкуренция как внутри страны, так и за рубежом огромная, и она не уменьшается. В какие-то еще страны, кроме России, вы поставляете молочную продукцию?

Кроме России мы поставляем продукцию в Украину, этот рынок отличается более низкими ценами. Идет определенный рост поставок, получены необходимые санэпидемзаключения. Пару месяцев назад в Украине проходили различные ярмарки, на которых наша продукция пользовалась очень большим спросом. Предприниматели с меньшей охотой берутся за реализацию нашей продукции из-за низкой рентабельности. Но и с ними мы находим взаимопонимание и наращиваем объемы реализуемой продукции.

Кроме украинского рынка мы прорабатываем и другие регионы: Грузию, Казахстан.

Очевидно, чтобы поставлять молочную продукцию в более дальние страны, необходимо переходить на более углубленную переработку молока, переориентироваться на выпуск экспортируемой продукции с удлиненными сроками хранения. Технологически предприятие готово к такой диверсификации продукции?

На нашем предприятии много современного оборудования мировых лидеров, и за счет новых технологий при выработке продукции мы не используем консерванты. Длительные сроки хранения достигаются за счет культуры производства, использования современных технологических линий.

В любом случае в этом направлении нужно работать: цельномолочная продукция своеобразна, до бесконечности срок хранения продлить все равно нельзя, и, конечно же, это накладывает отпечаток на длительность поставки.

К каким выводам вы пришли после того, как развернулись молочные баталии? Можно ли работать с одним российским рынком или все равно придется идти на какие-то шаги для диверсификации?

Разумеется, необходимо осуществлять диверсификацию рынков, и мы этим и занимаемся. Не стоит ориентироваться только на один рынок.

Такие баталии вокруг молочной продукции позволили нам сделать определенные выводы, стать сильнее. Для того чтобы не было оснований и повода ставить какие-то барьеры, нужно стать лучшими, вовремя проводить техническое перевооружение, закупать современное оборудование, производить обучение персонала.

Смотрите ли вы на западные рынки или там пока не готовы принять нашу продукцию?

Для того чтобы смотреть в сторону Запада, необходимо развивать не только предприятие, но и сельхозпроизводителей. Мы планируем в будущем году внедрить международный стандарт ISO 22000, который позволил бы выйти на европейский рынок. Отличительная особенность этой системы менеджмента заключается в том, что можно было проследить всю цепочку, начиная от каждой фермы, заканчивая конечным циклом производства. Сельхозпроизводителям придется провести большую работу, технически переоснаститься, внедрить новую систему качества. Поэтому мы будем работать в тесной связке с сельхозпроизводителями, оказывать им помощь и совместно проводить эту работу.

Кроме молочной войны между странами на нашем местном уровне случаются торговые войны между регионами. Как вы относитесь к мнению, что каждый завод должен реализовывать свою продукцию только в своем регионе? Не испытываете ли сложностей с поставкой продукции в другие области?

Наше предприятие реализует продукцию не только в своем регионе, и особых проблем с поставками у нас нет. Постепенно мы приходим к цивилизованному рынку, и в отличие от ситуации двух-, трехлетней давности, когда было некоторое лоббирование интересов местных производителей, мы конкурируем на равных с местными производителями. Покупатель сам выбирает ту продукцию, которая ему кажется более качественной.

Известно, что, например, в Польше молоко стоит столько же, сколько и у нас, другие молочные продукты, например, йогурты или сыры, еще дешевле. Ассортимент у них огромен, качество хорошее. Как вы видите возможность выхода на этот рынок? Чем можете брать?

Можно взять и ценой, и качеством. При внедрении на некоторые рынки приходится продавать и по минимальной стоимости. Но, безусловно, самое главное – это высочайшее качество продукции.

Совсем скоро, 28 декабря этого года, ГМЗ отметит свой 80-летний юбилей. Сколько человек работает на предприятии? Какова производственная мощность предприятия по переработке молока?

В октябре 2008 года к нашему заводу присоединился ГМЗ №3, мы стали в два раза крупнее. Это позволило более оперативно реагировать на потребности рынка, расширить ассортимент продукции. В настоящее время на предприятии работает порядка 1500 человек. Предприятие работает стабильно, с прибылью. В этом году на техническое перевооружение было затрачено порядка десяти миллиардов рублей, в следующем году планируем увеличить такие затраты до восемнадцати миллиардов.

Конечно, молочная промышленность шагнула очень далеко. На нашем предприятии техническое перевооружение происходило постоянно, но особенно мощный всплеск произошел в 2003 году: именно в этом году произошли большие капиталовложения, и техперевооружение ведется до настоящего времени.

Какие хозяйства являются главными поставщиками для вашего предприятия?

Молоко нашему предприятию поставляют многие сельские хозяйства, наиболее крупные – это "Новая жизнь", "Несвижские островки" Несвижского района, "Лучники" Слуцкого района, "Крутогорье-Петковичи" Дзержинского района. В отличие от многих европейских стран у нас крупнотоварное производство молока, и это наше большое преимущество по сравнению с Польшей или Украиной. На крупном товарном производстве проще достичь и улучшения качества молока.

Ассортимент продукции нашего предприятия составляет около 300 наименований, и многие иностранные делегации, которые приезжают к нам и пробуют нашу продукцию, очень хорошо отзываются о таких продуктах, как глазированные сырки, десертный сыр и многих других.

Какие планы на ближайшее будущее по расширению ассортимента? Чего ожидать потребителям?

В ближайшее время мы планируем ввести в эксплуатацию линию по производству йогурта, модернизировать и расширить цех детского питания. Не хотелось бы заранее раскрывать карты, потому что конкуренты не дремлют, но планы на будущее большие.

Визитная карточка Городского молочного завода №1 – глазированные сырки. Предприятие первым в Беларуси наладило выпуск этого вкусного лакомства. Но со временем конкуренция в этом сегменте обострилась. За счет чего удается удерживать пальму первенства?

Такого ассортимента глазированных сырков, которое производит наше предприятие, нет ни у одного предприятия в Беларуси, и первыми в этом направлении мы стали благодаря высокому качеству. Выигрывать у конкурентов нам удается благодаря введению новых видов продукции, высокой культуре производства, внедрению новых технологических линий.

Один из наших слушателей нашел гайку диаметром в полтора см в сырке Гормолзавода №1. Как такое могло случиться, что в сырок попал инородный предмет? Часто ли к вам обращаются с подобными жалобами?

Я не стал бы сразу винить Гормолзавод, до конца не разобравшись в ситуации. Изредка к нам обращаются с подобными жалобами, но вина предприятия не всегда подтверждается. Многое зависит от доставки продукции, реализации ее в торговых сетях, правильном хранении. Любой покупатель, который обращается с какими-то замечаниями или предложениями на наше предприятие, не остается без внимания.

Ваши коллеги из второго молокозавода наладили выпуск соков. У вас не было желания выпускать непрофильную продукцию?

Мы уже выпускаем непрофильную продукцию, например майонез. Безусловно, мы работаем в этом направлении, у нас есть определенные планы по внедрению новых видов продукции.

В прошлом году завод вернул себе историческое название – "Первый Гормолзавод". Произошло объединение с третьим молочным заводом. Спустя два года можно ли сказать, что объединение двух заводов пошло на благо?

Думаю, это объединение действительно пошло всем на пользу. Третий молочный завод выпускал большой ассортимент социально значимой продукции. Сейчас деятельность предприятия сбалансирована, оно выпускает огромный ассортимент как социально значимой, так и другой продукции, возрос экспорт, полным ходом идет перевооружение. Я думаю, решение об объединении было правильным.

Может, стоит объединиться и со вторым ГМЗ? Или конкуренция никому не мешала?

Конкуренция, безусловно, всегда на пользу. Но, возможно, и в объединении со вторым Гормолзаводом есть какой-то смысл.

Как отразился кризис на внешних и внутренних поставках вашей продукции?

Кризис больше отразился на предприятиях машиностроения – молочная отрасль не так ощутила влияние кризиса, разве что больше стала конкуренция на рынке. Молочная промышленность выпускает продукцию, которая востребована ежедневно, конкуренция как на внутреннем, так и на внешнем рынке заставляет расширять ассортимент продукции, закупать более современное оборудование. Я думаю, предприятия молочной отрасли, которые вовремя проводят техническое перевооружение и следят за ситуацией на рынке, выстоят.

Новости по теме:
На Белорусской универсальной товарной бирже прошли крупнейшие в текущем году торги сырым коровьим молоком, сообщил...
Президент РФ Владимир Путин продлил на 2022 год действие российского продовольственного эмбарго в отношении поставок...
Традиционно организатором вкусного и яркого двухдневного мероприятия является ОАО «Молочный Мир». На фестивале...
«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 390-65-55
+375 (17) 390-67-77
+375 (17) 396-53-21
+375 (17) 396-53-22

mail@produkt.by

*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.