Вы здесь

Гендиректор молокоперерабатывающего завода о том, можно ли производить в России качественный сыр

21.03.2018

Сколько времени, денег и души нужно, чтобы наладить производство качественного сыра? Очевидно, немало. Но при желании и подходящих условиях все возможно, хотя стоит ли называть нынешние условия на российском рынке подходящими? О том, что нужно стране для производства качественного сыра и можно ли создать культуру его потребления, «Ленте.ру» рассказал генеральный директор предприятия «Городищенские сыры» Александр Ведёхин.

Чтобы не идти вслепую

Проект «Городищенские сыры» во Владимирской области развивается с 2015 года, однако, как рассказал Александр Ведёхин, у предприятия сложная судьба. До 2008 года партнерами в этом проекте были Европейский банк реконструкции и развития и норвежский фонд, однако наступивший тогда кризис внес свои коррективы, объект лишился финансирования, и вернуться к его возрождению удалось лишь три года назад. «В 2008 году ситуация складывалась не очень хорошо, и я понял, что лучше всего работать со стратегическими партнерами и российскими инвесторами, хотя тут тоже есть свои нюансы», — рассказал Александр.

Нынешнее производство, по его словам, — это своеобразный старт. «Это трамплин, который должен привести нас к строительству нового современного завода. Здесь мы создаем продукты, тестируем их в каналах сбыта, определяемся с потенциальным спросом на них, чтобы не идти вслепую, а уже иметь представление о том, что будет покупаться и в каком количестве — чтобы понять, какое именно предприятие нужно создать», — отмечает собеседник.



В настоящее время предприятие занимается переработкой молока, а также производством натуральных сычужных полутвердых, твердых и плавленых сыров и прочей молочной продукции. Продукция предприятия, по словам его гендиректора, имеет функциональное назначение — для использования на кухне в приготовлении различных блюд, для ресторанов, кафе. «Мы делаем корковые сыры типа чеддар, пармезан с длительным сроком созревания открытым ( самым традиционным) способом ( без упаковки, когда сыр при созревании дышит свободно). Созревая в открытую эти сыры теряют часть своей массы, за счет испарения влаги, а также на них тратится много энергии и труда. Поэтому традиционные корковые сыры получаются дорогими в производстве, а из-за снижения платежеспособности населения на них невысокий потребительский спрос. Поэтому наряду с сырами длительного созревания мы производим сыры "быстрые" сыры типа Паста Филата ( моцареллу, сулугуни, чечил, скаморца). Они дешевле и оборот по ним выше», — рассказал Александр.

Себестоимость производства такой продукции, по его словам, высока, а цена на молоко сейчас снижается как в Европе, так и в России. При этом российское молоко по-прежнему дороже европейского, а если учесть и дешевую продукцию из Белоруссии, то все эти факторы делают производство сыра в России более затратным и менее эффективным.

На сегодняшний день завод во Владимирской области может перерабатывать в сутки не более 50 тонн молока. «Максимум, что мы можем сделать, — это довести объем переработки до 100 тонн. У нас были предприятия намного крупнее, поэтому мы не переживаем по поводу того, что сейчас не занимаемся масштабированием бизнеса. Мы можем масштабироваться на основании опыта и знания этого рынка, просто сейчас мы идем несколько другим путем», — рассказал гендиректор предприятия.

Произведенная «Городищенскими сырами» продукция реализуется в основном через оптовых покупателей и две торговые сети. «Согласно нашей стратегии, в ретейл мы пока активно не выходим. Наша стратегическая программа рассчитана на постепенное развитие отношений с сетями, которые сегодня являются важнейшим фактором рынка и гарантией хорошего потенциала развития. Но на данном этапе нам больше подходят хорошо зарекомендовавшие себя оптовики», — говорит руководитель предприятия.

Хорошая идея для бизнеса

Проект развивается непросто, отмечает он, — дело здесь и в сложностях с финансированием, и в наводненном фальсификатом рынке. «Я работаю с сыром более 20 лет — это и производство, и торговля. Несмотря на мой большой опыт управления такими проектами, развивать его непросто по причине того, например, что банки рассматривают его как стартап, а под стартап очень тяжело получить финансирование», — говорит Александр Ведёхин.

Однако финансирование предприятию все же удалось найти — благодаря сотрудничеству с Корпорацией МСП и МСП Банком. «С Корпорацией МСП у нас подписано соглашение о финансировании примерно на сумму около 1,5 миллиарда рублей, на эти средства можно построить крупный завод, и у нас для этого есть и площадки, и сырьевая база», — рассказал руководитель предприятия. От партнеров в компании узнали и о Портале Бизнес-навигатора МСП, сервисами которого, по словам Александра Ведёхина, сотрудники компании активно пользуются для решения различных бизнес-задач. «Наши сотрудники работают с порталом, и я считаю, что это очень хорошая идея для бизнеса, которая реально помогает», — отметил он.

Своей задачей предприятие ставит не только производство качественного и вкусного сыра — компания также рассчитывает внести свой вклад в развитие российской культуры производства и потребления этого популярного продукта. В настоящее время российский рынок, по словам Александра Ведёхина, ориентирован в большей степени на дешевую продукцию и наполнен фальсификатом. «В супермаркетах сыродельные полки не пустуют, но заметно трансформировалась ассортиментная матрица — стало меньше продукции из Франции, Италии, Германии. А просто сыра достаточно. Его стали производить больше, при том, что объемы выпуска молока на внутреннем рынке не увеличились. О чем это говорит? О том, что происходит замещение натурального масла растительным, а молока — сухим молоком. Может быть это естественные процессы — рынок живет своими законами, но нашей культуре потребления это не помогает, а наоборот, влечет за собой другие последствия», — говорит он.



Даже несмотря на санкции у российской сыродельной отрасли много конкурентов, которые находятся зачастую в более выгодном положении, отмечает руководитель предприятия. Особенно это касается стран Таможенного союза и, в частности, Белоруссии, где для развития молочной отрасли созданы все условия. «Сейчас многие поставщики молокоперерабатывающего оборудования из Европы говорят, что в Белоруссии стоит оборудование, которого нет даже в европейских странах, занимающихся производством сыра. То есть они поменяли соху на современное оборудование, — рассказывает Александр Ведёхин. — Что мешает России развивать свою молочную промышленность? Не Белоруссия мешает, а мы сами себе мешаем, потому что можно было создать у себя такие же условия, а не бороться с конкуренцией, закрывая или открывая границы».



Чтобы получать качественную продукцию, наладить в отрасли честный бизнес и организовать качественный контроль — на все это потребуется максимум 10 лет, а, возможно, хватит и пяти, считает Александр. «Но есть одно но. Мы построим заводы, купим оборудование, а все остальное — если говорить о культуре потребления и предложения, которое есть сегодня во Франции или Италии, это более длительный процесс. Культура прививается чуть дольше, — замечает он. — Говорят, что нет ничего проще, чем английский газон ,— постричь его несложно, только нужно сто лет, чтобы его вырастить. В сыроделии примерно так же».

Новости по теме:
Российская сторона с 6 июля отменяет запрет на транзит через территорию РФ белорусской говядины, произведенной семи...
Портал «Российская общественная инициатива» приглашает проголосовать «за» или «против» запрета на использование...
Евразийская экономическая комиссия указала России на неправомерность ограничений поставок и транзита белорусской...
«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (17) 39-65-321

mail@produkt.by

*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.