Вы здесь

Гендиректор «Данон-Украина»: Договор о создании зоны свободной торговли с ЕС – большая возможность для молочного рынка Украины

Эксклюзивное интервью генерального директора молочной компании "Данон Украина" Марека Войтины.

Вопрос: Марек, вы работаете в Украине с января. Как ощущаете себя на новом месте, с какими трудностями пришлось столкнуться?

Ответ: Мне нравится, что я переехал сюда. Я работаю в группе "Данон" уже 15 лет, последние 10 из них – в качестве генерального директора дивизиона воды в Польше. После нескольких лет работы мой босс спросил меня, заинтересован ли я в переезде в другую страну и куда, если я согласен. Конечно же, мне интересно открывать новые возможности, но для переезда интересовали два места: что-то отдаленное и экзотическое или близкий и знакомый мне со студенческих лет Киев. Еще через несколько лет шеф подошел и сказал: "Марек, я не могу тебе предложить ничего экзотического, но могу предложить Киев!"

Я рассматриваю возможность поработать в Украине как давно ожидаемый опыт. Придя сюда на работу, я столкнулся с событиями, которых никто не мог предвидеть. Но команда "Данон" в Украине очень слажено отработала систему ценностей и свою миссию здесь, которая помогает нам оперировать в данной ситуации.

Первое впечатление от компании и людей – это открытость, позитивность, преданность работе, вера в свою миссию и возможности. Это все дает уверенность в правильности того, что мы делаем. Экономическая и политическая ситуация в стране требует от менеджмента важных шагов. В случае, когда гривня девальвирует на 50-70% за несколько дней, это меняет абсолютно все. Когда потребительские возможности сокращаются на 30%, а компании становятся банкротами за ночь. Это требует радикальных мер и изменений.

Первые месяцы моей работы пошли на то, чтобы узнать компанию, полюбить то, что она делает, и начать предпринимать соответствующие действия в зависимости от ситуации.

Вопрос: Ваш приход в компанию практически совпал с решением перенести мощности киевского завода "Галактон" на предприятия в Херсоне и Кременчуге. Как будет проходить реструктуризация производства?

Ответ: Решение о реструктуризации производства в Украине было принято несколько лет тому назад, когда мы составляли 5-летний план развития. В нем было задекларировано намерение наших акционеров инвестировать в увеличение производственных мощностей, усовершенствование технологий и линий производства некоторых продуктов, а также в консолидацию производственных мощностей на двух заводах. В течение нескольких лет "Данон " в Украине вложил более 10 млн грн в развитие нашей инфраструктуры и релокацию производства. Еще одной причиной, по которой мы решили перенести линии из "Галактона" – это место расположения завода, почти в центе города, что не позволяет нам далее развивать его мощность и улучшать качество продукции. Вместе с тем, внедряя данный план, мы полностью будем обеспечивать сервисом и продукцией киевский регион. Вопрос: Учитывая сложную политическую и экономическую ситуацию, будете ли вы продолжать инвестировать в развитие кооперативов?

Ответ: Конечно, мы продолжим работу в этом направлении, это наши инвестиции в развитие украинского села. Проект молочных кооперативов начался три года назад, сначала это было сложно, но в настоящий момент мы уже видим позитивные результаты. Сейчас продолжаем работу с нашими партнерами, с начала проекта мы совместно инвестировали около 8 млн евро. К сожалению, политическая и экономическая ситуация пока не позволяет привлечь дополнительное финансирование в этот проект. Клубничный кооператив, открытый в прошлом году, дает не только социальные выгоды для региона, но и вкусные, качественные фрукты для наших йогуртов. Может быть, в будущем мы создадим такой же кооператив для выращивания малины, посмотрим.

Вопрос: Какие, по вашему мнению, плюсы и риски несет для Украины подписание договора о зоне свободной торговли с ЕС?

Ответ: На сегодня подписание договора о зоне свободной торговли с ЕС можно рассматривать как возможность для молочного рынка Украины, поскольку улучшится качество продукции, ее конкурентоспособность.

Возьмем, к примеру, Польшу. Посмотрите, какие там произошли трансформации за последние 10-15 лет. В Украине это тоже возможно. Для переработчиков это тоже плюс: для нас открывается новый рынок. В то же время государство должно создать условия для сертификации наших предприятий. В Европе единая агрополитика на всей территории и это открывает для производителей новые возможности для развития. Очень важно, чтобы украинское государство все-таки использовало эту возможность. В Украине очень низкое потребление пакетированной молочной продукции, при этом существует весьма большой спрос на молоко низкого качества, которое не прошло переработку, поэтому наш рынок имеет большую перспективу для роста. В Польше НДС на молочные продукты – 8%, в то время как в Украине – 20%. То есть, учитывая этот фактор, пакет молока мог бы стоить на 1,5 грн меньше, чем сейчас. Соответственно, и цена конечного продукта в Украине тоже была бы дешевле. С другой стороны, цена, по которой мы будем закупать сырье, также снизится. К примеру, в Пшемысле по старому курсу бутылка молока стоила 5-6 грн, в то время как здесь – 8-9 грн.

Я верю, что после подписания договора для украинского молочного рынка откроются большие перспективы, это позволит украинцам питаться правильно, жить дольше и чувствовать себя хорошо. И я хочу стать частью таких изменений.

Вопрос: Большую часть нашей молочной продукции производит население. Как должны действовать в условиях европейской интеграции наши бабушки?

Ответ: Этот переход займет некоторое время. Единая государственная политика в агросекторе ЕС также учитывает интересы социально незащищенных слоев населения. Поэтому, если мы говорим о хозяйствах, не готовых переходить на новую систему, они могут постепенно перейти на социальное обеспечение. Необходимо достичь определенного размера хозяйства, чтобы стать конкурентоспособным. Пример, это кооператив как способ объединить хозяйства, у которых 5-6 коров, чтобы организовать эффективную систему сбора молока. Для того, чтобы прийти к этому, должны быть регуляторные акты от государства, но также нужны шаги и от производителей молока.

Вопрос: Как вы говорили, для вас важно сертифицировать заводы в Украине, чтобы экспортировать продукцию в ЕС, но в Европе уже есть предприятия группы "Данон". Какой тогда смысл в сертификации?

Ответ: Практически сегодня мы импортируем некоторые продукты из Польши. И я часто задаюсь вопросом, почему не могу экспортировать нашу продукцию туда. Гривня девальвирует, поэтому продукты из Польши становятся дороже. И если мы продаем в Польше по конкурентной цене, то "Данон " в Украине при этом зарабатывает.

Вопрос: Насколько критичной является для вас потеря рынка Крыма? Продолжаются ли туда поставки компании? Ответ: Для начала, у нас уже есть большие потери, но не из-за того, что мы не имеем возможности обслуживать Крым. Наши потери обусловлены политической и экономической нестабильностью, соответственно, продажи упали во всей Украине. Учитывая девальвацию гривни, ситуация в Крыму – лишь часть вызовов бизнесу. Наша миссия – предоставлять покупателям качественный продукт независимо от того, где они находятся.

Сегодня мы продолжаем поставки в Крым. Мы видим изменения, работаем над тем, чтобы быть готовым к дальнейшим событиям, которые могут произойти. Наш Херсонский завод очень близок к Крыму, поэтому этот рынок для нас очень важен. Мы будем делать все возможное, чтобы продолжать поставки на полуостров независимо от того, какие формальные требования будут предоставлены. Если надо будет пройти дополнительную сертификацию, чтобы продолжать туда поставки, мы это сделаем. Есть опасения, что это может увеличить расходы, а соответственно, сказаться на потребителе. Мы учитываем то, что количество туристов в Крыму может сократиться, поэтому надо искать рынки для реализации товара в другом месте.

Вопрос: В Украине наблюдается сезонное снижение цен на молоко. Насколько вы считаете закупочные цены на сырье адекватными?

Ответ: Это рынок, цены зависят от спроса и предложения. В октябре и ноябре цены растут, в марте-апреле – падают, потому что сезонно больше молока появляется на рынке. Потребление в течение года так сильно не меняется. Меняется сам тип потребления: летом – это жидкие йогурты, зимой – творожные продукты. Мы следуем тенденциям рынка, осенью платим за молоко больше, весной – меньше.

Для переработчиков Украины первый вопрос – как заработать деньги. Это важный аспект, поскольку после повышения цен на молоко у нас имеются продукты, на которых мы практически не можем заработать. Экспорт также влияет на спрос молока: компании, которые экспортируют сыры в Россию, занимают большую нишу на рынке молока, и маржа у них немного другая в отличие от нас, поскольку мы обслуживаем внутренний рынок. Мы готовы вместе с производителями, переработчиками и министерством разрабатывать механизмы, чтобы сохранить стабильность на рынке.

Источник: interfax.com.ua

Новости по теме:
Продажи молока через Белорусскую универсальную товарную биржу (БУТБ) в 2020 году выросли в 9 раз, реализовано 125 тыс....
Об этом заявил журналистам премьер-министр Роман ГОЛОВЧЕНКО во время посещения Глубокского молочноконсервного...
«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (17) 39-65-321

mail@produkt.by

*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.