Где взять инвестиции для АПК?

Отечественному АПК недостает инвестиций. При этом на счетах граждан лежат миллиарды долларов. Республиканская конфедерация предпринимательства предлагает «Белагропромбанку» привлекать эти средства для инвестирования в сельхозпредприятия.

Об этом «БР» рассказал председатель комитета по развитию предпринимательства в АПК Республиканской конфедерации предпринимательства Антон КОСЫНКИН.



— Как вы оцениваете нынешний уровень инвестиций в белорусское сельское хозяйство?

— Лишь 1,2% от 10,8 млрд долларов иностранных инвестиций, поступивших в белорусскую экономику в 2018 году, пришлось на сельское хозяйство. Это очень мало. Например, на промышленность пришлось 31,1%, на финансовую и страховую деятельность — 26,8%.

Убежден, возможности для увеличения объемов инвестиций в аграрную отрасль есть. В мире полно свободных денег, они только и ищут, куда прийти. Например, Китай смотрит далеко вперед и миллионами гектаров скупает земли в Африке. Почему? Потому что они стоят копейки, так как не имеют инфраструктуры: хороших подъездных дорог, не говоря уже о железнодорожном транспорте, воды и даже электричества. Однако эти земли могут давать хорошие урожаи, и китайцы не первый год скупают их в разных странах Африканского континента.

— Что мешает иностранным инвесторам вкладывать в белорусское сельское хозяйство, даже несмотря на то что у нас с инфраструктурой все в порядке?

— Инвестор должен знать, куда пойдут его деньги, а у наемного менеджмента отечественных сельхозпредприятий нет желания отчитываться даже за государственные инвестиции. Причина лежит на поверхности: как правило, непрозрачные предприятия, которые получают эти деньги, распоряжаются ими неэффективно. Естественно, любой отчет вскрывает просчеты руководителя, поэтому он будет всячески препятствовать их составлению. Как следствие, на инвестиции в сельское хозяйство приходится всего 1% от общих вложений. Это средства, которые вкладывают профильные инвесторы, заинтересованные в развитии АПК.

— Где же тогда искать деньги на развитие белорусского агропромышленного комплекса?

— В белорусское сельское хозяйство необходимо привести широкие инвестиции, например средства населения. Сейчас от имени конфедерации мы обсуждаем очень интересный проект с «Белагропромбанком». Он подразумевает открытие целевых сезонных вкладов с увеличенным процентом.

Мы знаем, что в сельском хозяйстве деньги дорожают весной и дешевеют осенью. Весной крестьянин готов привлекать средства под 15% годовых, а зимой его не заставишь взять кредит даже под 12%, поскольку в эту пору года деньги ему просто не нужны. Поэтому целевые сезонные вклады через оператора рынка — «Белагропромбанк» — могут быть очень интересны населению.

Уверен, многие белорусы захотят вложить свои деньги в этот проект при условии построения правильной системы отчетности.

Широкие инвестиции действительно нужно привлекать. Население хранит во вкладах огромные средства, миллиарды долларов. Вполне возможно, что часть этих средств оно захочет перенаправить в целевые инвестиционные кредитные ресурсы. К тому же данная мера обеспечит повышенную доходность и краткосрочность вложения: человек оформил вклад в феврале — марте, а в ноябре гарантированно вернул деньги с процентами.

Кроме того, можно привлекать целевые инвестиции паевых инвестиционных фондов. Также нужно размещаться на фондовых рынках. Правда, не стоит забывать, что везде и при любых инвестициях необходимо в первую очередь корпоративное управление: инвестор должен понимать, как менеджмент предприятия расходует средства. Должны быть четкие и прозрачные отчеты.

— Так, может, если нет видимого спроса, белорусским сельхозпредприятиям инвестиции не нужны? Может, им хватает 1,2%, которые фигурируют в информации Белстата?

— В Беларуси все, даже самые благополучные сельхозорганизации, испытывают регулярную потребность в оборотных средствах. Почему? Потому что маржинальность рынка довольно высока: заработки в агропромышленном секторе хорошие, рентабельность хорошая. Как следствие, успешные предприятия пытаются развиваться быстрее, чем зарабатывают деньги. Такие сельхозорганизации строят комплексы, элеваторы, закупают современную технику и при этом испытывают постоянную потребность в оборотных средствах.

Где они их берут? В банках. Только вот успешным предприятиям кредиты дают, а неуспешным — нет, притом что доля вторых составляет 63,5%. Без поддержки государства они являются условно убыточными. Собственно говоря, в этом-то и кроется проблема. Правильно делают, что таким сельхозорганизациям не дают кредиты, ведь недобросовестного и безответственного заемщика «легкие деньги» только разлагают.

— Это же замкнутый круг: колхозы и совхозы нуждаются в деньгах, но не желают отчитываться, как их расходуют...

— Из-за этого подавляющее большинство предприятий АПК и не имеют денег. Согласно свежей статистике, опубликованной Белстатом, за три месяца 2019 года в национальную экономику было вложено 3 млрд долларов. Получи белорусский АПК хотя бы 10–15% от этой суммы, аграрии имели бы в своем распоряжении колоссальные деньги.

— А как же господдержка, исчисляемая сотнями миллионов?

— Недавно пришла информация об оплате за счет республиканского бюджета расходов на топливо и горюче-смазочные материалы для уборочной кампании прошлого года. В июне — августе колхозам и совхозам были предоставлены огромные средства с отсрочкой платежа на год. Сейчас, видя, в какое трудное положение угодили сельхозпроизводители, правительство приняло решение погасить задолженность за счет республиканского бюджета. Речь о том, что деньги на неэффективные предприятия тратятся впустую.

— Что же делать с убыточными сельхозпредприятиями, которых даже по «гибкой» государственной статистике две трети?

— То, что прописано в указе № 253, — разбить на две категории: те, кто подлежит банкротству и ликвидации, и те, кто находится в процедуре финансовой санации. Вышедший в 2018 году указ № 399 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных организаций» полностью спутал карты и внес хаос на рынок. Документ не выполнил своих задач, более того, эффект был обратным! Тем не менее, по утверждению юристов, указ № 399 не отменил указа № 253: норма об отмене последнего не прописана. Поэтому им надо продолжать пользоваться: проводить предприятия через процедуры банкротства и ликвидации и подыскивать новых собственников.

— Где его, эффективного собственника, взять?

— Неважно, каков он. Итоги работы нового собственника не будут хуже стараний прежнего. Даже если первый окажется неэффективным и потеряет деньги, это будут его деньги, а не средства из бюджета страны. Если это произойдет, через два года неэффективный собственник утратит возможность управления предприятием: у властей сохраняется колоссальный рычаг управления всеми сельхозорганизациями, ведь это государственная форма собственности на землю, против отмены которой мы категорически выступаем.

Если собственник ненадлежащим образом обрабатывает выделенную землю, не использует минеральные удобрения, нарушает требования, касающиеся сохранения плодородия и почвенных показателей, то она должна изыматься у него автоматически. Это мощный рычаг, который государству нельзя выпускать из рук. При этом все, что находится на земле (строения, технику, скот), можно продавать. В случае неэффективного управления изымать землю через два года — это упрощенный, но наиболее эффективный способ решения проблем убыточных сельхозпредприятий.

Если в Беларуси введут собственность на землю, то через несколько лет у фермеров, которые за это ратуют, не останется ни гектара: все скупят иностранные инвестиционные фонды, которые не знают, куда пристроить миллиарды долларов свободных денег.

— Как же все-таки привлечь их инвестиции и в разы увеличить скромный показатель в 1,2%, если не продать землю?

— Сделать это не так трудно. Достаточно нейтрализовать действие указа № 399 и показать инвесторам хотя бы одну модель эффективной работы управляющей компании. Мы предлагали прежнему руководству Могилевской области создать такую территориальную компанию, применяющую все модели управления: корпоративное, операционное, финансовое.

Благодаря централизации производственной программы, финансов, закупок, плана работ будет получен синергетический эффект, который позволит поднять входящие в общую структуру предприятия. Пока же они продолжают паразитировать на нормах указа № 399.

Для того чтобы принять решение о ликвидации хозяйств, убыточных на протяжении длительного времени, не хватает политической воли. Чтобы иметь политическую волю и принять правильное решение, нужно собрать объективную информацию. К сожалению, сегодня принимающие решения структуры недостаточно проинформированы о состоянии дел в сельском хозяйстве страны.

Мы помним рабочую поездку главы государства в Могилевскую область. Тогда он был поражен антисанитарией в животноводческих помещениях агрохолдинга «Купаловское» в Шкловском районе. В комментариях к этой новости тысячи людей писали, что это он еще к ним не приезжал, у них еще хуже. То, что президент увидел в Могилевской области, еще цветочки.

Действительно, после проверок КГК в марте — апреле выяснилось, что такая ферма далеко не единственная в стране. Комитет обнаружил более 1,3 тыс. нарушений подобного рода.