Фермерам трудно попасть в белорусские торговые сети

Фермерам трудно попасть в белорусские торговые сети, заявиливо время обсуждения этого вопроса на семинаре «Взаимоотношения торговли и производителей сельскохозяйственной продукции» представители частного бизнеса на селе.

Пока фермеры не могут прийти к взаимопониманию с торговыми сетями. Последние хотят стабильных поставок, сертифицированных товаров и настроенной на них логистики. В свою очередь, фермеры жалуются на то, что сети не разделяют с ними риски, сообщает belmarket.by.



«Никто не говорит даже о том, чтобы сети разделили какие-то риски фермеров, — этого не бывает. Не фермер виноват, что ее (продукцию. — Прим. «БР»).где-то побили или испортили. Сейчас у сетей с фермерами 100-процентный обмен — возврат. Что-то продается за два-три дня, а что-то зависает», — рассказала заместитель главы крестьянского (фермерского) хозяйства «Цнянские экопродукты» Тамара Михаленко.

По ее словам, нередко сети начинают лукавить, мол, вот если бы вы купили мне пакет, как в Италии, на квашеную капусту, тогда я бы с вами работал. Правда, совершенно не факт, что эти пакеты нужны для успешных продаж, ведь, возможно, товар и без них будет хорошо раскупаться.

«Зачастую убедить сеть выложить продукт сложнее, чем его продать», — поделилась опытом представительница фермерского хозяйства. Например, в белорусских магазинах продается российская рожь для проращивания, которую поставщики из РФ приобрели у белорусских фермеров, законсервировали и завезли обратно, рассказала спикер. «Дойдет до того, что внутри страны мы будем кушать чужое, а свое за бесценок продавать за рубеж, ожидая, что цена взлетит», — сказала Тамара Михаленко.

У сетей своя правда. Как рассказал представитель сети Green Анатолий Кирилюк, основная проблема при сотрудничестве с фермерами — их неготовность к стабильным поставкам. Из-за сбоев сеть рискует потерять покупателя. Возникают проблемы и с предоставлением качественных документов.

«Не все готовы это делать, как в крупных предприятиях. Потребитель часто требует у нас подтверждение качества, даже накладные показываем. Если фермеры готовы предоставлять качественные документы, в том числе ветеринарные, то мы делаем шаг навстречу», — сказал Анатолий Кирилюк.

Третий вопрос касается логистики. Подстраивать ее под сельхозпроизводителей торговым сетям нерентабельно.

Как следствие, белорусские фермеры настроили логистику за рубеж, а сети — из-за рубежа. Это неудивительно, ведь маржинальность белорусской продукции на внутреннем рынке не превышает 30 %, тогда как на картофеле из Египта сети могут получить более 400 %, пояснили присутствовавшие на семинаре эксперты.

Председатель президиума Республиканской конфедерации предпринимательства Владимир Карягин считает, что фермерам нужно добиться «высокой степени кооперации», чтобы вести равный и успешный диалог с сетями. «Нужно составить бизнес-план, примерно прикинуть емкость нашего рынка, что нам надо и какие мощности могут быть. Конечно, эта структура не должна быть государственная ни в коем случае. Я очень надеюсь на Союз фермеров, что мы такие проекты создадим, и я не вижу затруднений здесь», — отметил спикер.

Хорошие перспективы, полагает Владимир Карягин, имеют производители эко­логически чистых продуктов. «Сейчас уже в ряде стран не создашь экологически чистое производство. Этим летом я был в Китае, так они все готовы у нас покупать. В Америке биопродукты, например десять яиц, 9 долларов стоят в магазине. Я там раз в пять лет бываю и хочу сказать, что настолько снизилось качество продукции, что я приехал домой и первую неделю просто радовался», — рассказал глава Республиканской конфедерации предпринимательства.

В Беларуси нет жестких стандартов в отношении внешнего вида продукции, но есть относительная экологическая чистота и уникальные продукты, например яблочная кислота и смородина, которых нет почти нигде в мире. «Это просто золото, которое есть только в Беларуси, Польше и немного в России. Если попробовать тот же продукт вырастить в Африке, будет уже не то. Нам нужно понять свое своеобразие и объединиться. Здесь кооперация по переработке, там по саженцам, по выращиванию садов, организовать сбытовую сеть — вот где надо объединяться. Это не лишает фермера свойства хозяина и бизнеса, но за счет кооперации и крупных объемов позволит снизить затраты», — заключил Владимир Карягин.