Фальсификат на полках РФ

О масштабах фальсификатов в торговых сетях написал fresher.ru. Гарантировать отсутствие на полках фальсификата не могут даже крупные розничные сети

— В одной продуктовой сети шли переговоры с поставщиком колбасы об участии в рекламной акции.

— Вы по 399 рублей за килограмм сможете нам «Докторскую» отгрузить?

— Сможем.

— А, по 299? Сможете?

— Сможем.

— А, по 199?

— Вы просто скажите, какая вам цена нужна, а мы столько мяса в колбасу и положим.

В борьбе за уменьшающуюся маржу производители и сети идут на любые маркетинговые ухищрения. Уменьшают литровые пакеты молока до 900 мл. Гречку вешают по 900 и даже 800 граммов.

В рекламных акциях все играют в одну игру. Покупатели хотят, как можно более низкую цену. А производитель и продавец — в любом случае должны тоже зарабатывать. Другое дело, когда на магазинных полках оказывается настоящий фальсификат.

Несмотря на то, что у всех крупных сетей есть специальные отделы, которые должны досконально проверять производителей, выезжать на производство, брать замеры воздуха, проверять чистоту раздевалок персонала, все это, как и обычно в России, оказывается профанацией.

                           Фото: из архива продукт.by

В ассортименте любого гипермаркета — не менее 30 000 наименований только продуктов питания, а есть еще непродовольственные товары. Ассортимент каждый день заводится, выводится, он меняет упаковку вес, вкусы. Эта огромная информационная рутина делает совершенно невозможной обеспечить даже минимальный контроль. В итоге гарантировать отсутствие на полках фальсификата не могут даже крупные розничные сети.

Технически процесс попадания любого продукта в розничную сеть выглядит так. Производитель присылает в коммерческий отдел образцы товара (конечно, всегда свежие и качественные) и набор документов, среди которых есть «сертификат соответствия качества», подтверждающий качество товара и его состав. То есть, если это сгущенное молоко, там будет написано —цельное молоко и сахар. Или, например, — «молочные и растительные жиры и сахар». И коммерсанты должны придирчиво проверить подлинность документа, сделать анализ этой сгущенки или хотя бы попробовать ее.

Специалисты отделов закупок каждый день осматривают десятки образцов различных продуктов. Как правило, они их даже не распаковывают. Колбасы, кофе, сыр и растительное масло уносят домой мелкие клерки и офисные уборщицы. Закупщики — люди не бедные и лично дегустировать какое-нибудь неизвестное сливочное масло из «экологически чистых предгорий Кавказа» точно не будут. Если розничную сеть устраивает цена, дизайн упаковки, размер рекламного бюджета, который производитель готов потратить на продвижение товара, товар «заводится» в сеть, и мы начинаем его покупать.

                         Фото: fresher.ru

Нужно учитывать несколько важных нюансов, которые превращают поход в супермаркет в небольшую лотерею.

Первое. Сертификат соответствия можно купить за 10-15 тысяч рублей без всякой экспертизы и даже без предоставления физических образцов продукции. Это означает, что колбаса, лимонад или сметана не проходит необходимой биохимической экспертизы. Наберите в поисковике «Сертификат соответствия на продукты питания». Вам вывалятся десятки компаний, оказывающих эти популярные услуги.

Даже если сертификат получен с соблюдением всех норм — это совершенно не означает, что производитель гарантирует стабильное качество и санитарные нормы в каждой партии товара. Сертификат делается раз в год, а скоропортящийся товар грузится в магазины 3-4 раза в неделю прямиком с производства.

Если на колбасе крупно пишут «Не содержит сои», это означает, что вместо сои там — субпродукты и жиры. Это легко определяется по цене (низкой), и по вкусу (не мясному).

Производители в борьбе за снижение себестоимости, покупают самое дешевое сырье. Молоко с низкой жирностью, которое добивается пальмовым маслом. Сою и свиные шкуры, чтобы сделать наполнитель для вареных колбас.

Самый большой источник риска для потребителя — небольшие производства. Это почти всегда худший выбор для потребителя. Небольшие производства обычно балансируют на грани выживания, экономят на всем, в том числе на сырье, оборудовании и качестве. Безопаснее покупать продукты питания, произведенные большими концернами. 

Что отличает Макдональдс от шаурмячной из Гольяново? В Макдональдсе вас почти гарантировано не отравят. Система контроля огромной корпорации за 80 лет выстроена так, чтобы защитить деньги акционеров от любого сотрудника, откуда бы он ни был — из России, Китая или Бразилии.

Беспокоиться о том, что в Ашане или Магните вам продадут фальшивый кофе Нескафе или йогурт Данон — не нужно. Сети заключают контракты с иностранными брендами напрямую. Посредников там нет, поэтому ваш растворимый кофе будет действительно произведен в Польше или Венгрии, а не во Владикавказе.

                         Фото: fresher.ru

Подделывают не бренды. Фальсифицируют сами продукты. Делают это массово и давно. На самом деле вы давно к этому привыкли и даже не замечаете того, что сними что-то не так. Хотя бы потому, что большинство людей с качественными продуктами в своей жизни не встречается вовсе или крайне редко.

Ничего страшного в фальсификатах нет. Покупая ветчину по суперцене, вы просто должны понимать, что 40% скидки, которые вы получили, от якобы обычной цены — это 40% соленой воды, которой спринцуют мясо. Производители и ритейлеры называют такой продукт «накачанным». Так обычно поступают с ветчиной, карбонатом, копченым окороком. В окороке за 1500 рублей вода тоже будет. Это соответствует ГОСТу и придает ветчине дополнительную мягкость. Без нее «Тамбовский окорок» будет слишком плотным и никому не понравится. А окорок за 600, конечно, можно не запивать. Воды в нем и так с избытком. Так же спринцуют курицу. Чтобы она стоила по 90 рублей за килограмм. Это не опасно. Просто соленая вода выйдет из тушки во время готовки и в итоге курятина все равно обойдется вам по 140 рублей. Но хорошие эмоции, радость от сэкономленного тоже ведь денег стоит?

С пальмовым маслом тоже не так все однозначно. «Пальма» — это новый русский национальный продукт. Он стал важнее, чем майонез. Пальмовое масло щедро добавляется в молочные и мясные продукты, кондитерские изделия, выпечку. Вреда в нем не больше, чем в подсолнечном или рапсовом.

Для того, чтобы побороть продуктовый фальсификат, нужно применять диету таджикских гастарбайтеров. Они не тратят лишних денег на сложные и фальшивые разносолы. В традиционной таджикской тележке — 20 килограммов риса, по мешку картошки, лука и моркови, канистра растительного масла, 2 курицы и 50 батонов белого хлеба. Это — самый оптимальный выбор. В такой продуктовой корзине фальсификата гарантировано нет.

Источник: fresher.ru