Европейский, евразийский рынки, Китай и Ближний Восток: перспективы экспорта

В этом году Беларусь официально вошла в элитный клуб экспортеров из 14 стран, которые имеют право на поставки мясной продукции в Китай. Сертификация предприятий шла небыстро, однако за три месяца с момента первой отгрузки на китайские полки поставили более 100 тонн говядины. Впереди у этого сотрудничества огромные перспективы. Однако далеко не все производители готовы сегодня начинать осваивать новые рынки. «Рэспубліка» разбиралась, куда двигаться мясной отрасли дальше, как работать в ЕАЭС, готовиться к вступлению в ВТО и выдерживать конкуренцию на полках внутри страны и за ее пределами.


География поставок мясной продукции — 17 стран в прошлом году.

Успехи и разочарование

По итогам прошлого года наша страна сохранила позиции в топ-20 мировых экспортеров мяса, при этом по поставкам охлажденной говядины и мяса птицы мы занимаем 7-ю и 8-ю строчки мировых рейтингов соответственно. Несмотря на подобные успехи, стоит сделать ремарку: если вся наша сельхозпродукция поставляется в 92 страны мира, молочка — в 55 государств, то мясная география существенно скуднее. Так, в прошлом году мясо и мясопродукты продавали в 17 стран мира, а в этом экспортеры три страны потеряли. Дело в том, что сертифицировать на поставки за границу и продвигать на полках мясо сложнее, чем, например, молоко. Однако это должно не останавливать, а стимулировать производителей. Начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Алексей Богданов обращает внимание:

Самый главный успех этого года для мясной отрасли — поставки в Китай, на один из самых глобальных рынков, который никогда не будет обеспечен собственным мясным производством. В этом году мы уже экспортировали на 1,1 млн долларов, из месяца в месяц объемы растут. И то, что вошли в элитный клуб поставщиков, — здорово. Однако есть и разочарование — диверсификация. Достаточно сложно идет процесс в мясной промышленности. География прошлого года — 17 стран, при этом 97,2 процента экспорта мяса приходится в страны ЕАЭС (95 процентов — в Россию). Да, не скрою, работа по диверсификации требует больших усилий и дополнительных затрат: нужно проходить сертификацию (например, на халяль), выполнять строгие требования, перестраивать производства.

Минсельхозпрод активно взывает к переработчикам: необходимо делать ставку на продукцию максимально глубокой переработки и внедрять стандарты тех стран, куда мы собираемся продавать. Уже сегодня есть мясокомбинаты, которые практически не торгуют полутушами, и это правильный вектор развития. Гендиректор компании «Сина-Трейд» (продавец белорусского мяса на рынке КНР) Ма Чжиюань в ходе дискуссии на полях III экспортного форума «Беларусь мясная» также назвал главным успехом наших производителей открытие китайского рынка:

— После аттестации двух производителей говядины за последние три месяца мы экспортировали более 100 тонн говядины без кости скоростным поездом в рамках «Одного пути». Первый контейнер, который прибыл в Китай, торжественно встречали, приготовили из белорусского мяса национальные китайские блюда. Потребители очень высоко оценили качество. Мясо лучше, чем бразильское или аргентинское. Единственный момент, нам бы хотелось больших объемов. Аттестация на поставки в КНР трудная: если в цеху смешано производство свинины и КРС, сертификат наши службы не выдадут. Однако есть еще и вопрос цены. Рынок просто огромен: в прошлом году импорт говядины в КНР составил 716 тыс. тонн, а с учетом поставок в Гонконг — 1,9 млн тонн. Потенциал по росту импорта есть. И мы думаем, что цена здесь будет выше, чем предлагает сейчас Россия. Советую, чтобы все белорусские предприятия были готовы.

Выгодный интерес

Эксперты сегодня опровергают сложившийся стереотип по поводу невыгодных цен в Китае. Впрочем, господин Чжиюань не скрывает: когда продукт только выходит на новый рынок, продавать его очень сложно. Местные покупатели с большой осторожностью воспринимают новинки, поэтому первые партии приходилось даже отдавать на реализацию без предоплаты. А для этого нужно обладать финансовым ресурсом, и если компании не аттестованы через Вьетнам и Гонконг, а поставляют продукцию сразу в КНР, цена вначале будет низкой. Однако сейчас на китайском рынке стоимость говядины растет и в ближайшем будущем снижаться не будет.

По словам Алексея Богданова, под целевые рынки производители внедряют регламенты по разрубу, упаковке и подаче продукции. До конца года 5 сертифицированных птицефабрик планируют получить разрешение на поставки субпродуктов, куриных лапок, голов и кончиков крыла — это популярные продукты в Китае. Помимо рынка КНР, мясокомбинаты призывают обратить внимание и на Вьетнам: за 9 месяцев переработчики уже экспортировали мясной продукции на 3 млн долларов.

У предприятий отсутствуют стратегии по выходу на новые рынки, нет передовых технологий в упаковке, обвалке, удлинения сроков хранения охлажденного мяса, калибровки птицы, внедрения требований халяль для растущих рынков мусульманского мира, — перечисляет проблемы Алексей Богданов. — Несмотря на то что удалось согласовать прогнозные балансы по мясу в Россию в 2019 году с ростом на 11 процентов, необходимо понимать: это не обязательство, а индикатор для производителей. Поставки мясной продукции вне стран ЕАЭС сегодня незначительны — менее 3 процентов, а в денежном выражении — 21 млн долларов. Монозависимость от одного рынка вызывает серьезную озабоченность, поскольку отрасль подвержена большим рискам от множества факторов.

Еще один момент, который стоит помнить производителям, — скорое вступление Беларуси в ВТО. Уже в 2020 году мы можем стать членом Всемирной торговой организации, и здесь важно учитывать риски. Дело в том, что таможенные пошлины на импорт свинины в ЕАЭС в 2020 году снизятся с 65 процентов до плоского тарифа в 25 процентов, также будут отменены и действующие квоты на свинину. Сниженные пошлины по говядине и мясу птицы принял и Казахстан. В Минсельхозпроде проанализировали: сегодня наша говядина, свинина, мясо птицы стоят дороже, чем бразильская или аргентинская продукция. И задача производителей — задуматься о снижении себестоимости. Ведь конкурировать придется не только на внутреннем рынке, но и на внешних. По оценке Алексея Богданова, к 2020 году российский рынок сократится для импортеров более чем на 40 процентов.

Птица мелкого калибра

Еще одно выгодное направление, на которое стоит обратить пристальное внимание, — мусульманские страны. Экспортировать туда дает право сертификат халяль, который для наших производителей давно уже не в новинку. Глава представительства SDV Consulting Engineers (ОАЭ) в Беларуси Самир Шаммас вводит в курс специфики рынка мяса птицы в Объединенных Арабских Эмиратах:

Для нас прежде всего важны сертификат халяль и размер продукции. В ОАЭ есть разные сегменты: тушки весом 0,8—1 кг (это самая ходовая позиция) и 2,5 кг из США (такие продукты поставляют в кампусы для рабочих в разделанном виде). Понимаю, что птицефабрикам тяжело перенастроить производство для выпуска мелкой тушки, это невыгодно. Но, по первичной оценке, у белорусской курицы в разделанном виде есть потенциал. Филе, окорочка — здесь употребляется практически все. Этот рынок можно рассматривать и с точки зрения реэкспорта в Египет, Иорданию. Есть хорошая пословица, которую используют в России и Беларуси: «Глаза боятся — руки делают». Возможно, процесс сертификации кажется сложным, но бояться не стоит. Белорусского производителя ждут на рынке ОАЭ, у нас знают, что есть такая страна.


Производителей призывают делать ставку на продукты глубокой переработки.

Глава консалтинговой компании AgriFoodStrategies Альберт Давлеев (Россия) делится с нашими компаниями российским опытом: из 6 аккредитованных компаний на поставки мяса в ОАЭ сегодня продают туда только два производителя.

Остальные игроки недооценили вопросы себестоимости и стоимости выхода на рынок и столкнулись с убытками. Впрочем, добавляют аналитики, у белорусских производителей имидж очень хороший. И чтобы не менять производство, на арабские рынки можно выходить не с целой тушкой, а с частями. Например, со стороны производителей популярной шаурмы имеется огромный спрос на спрессованное куриное бедро. А если учитывать сезонность и ценовую конъюнктуру, можно выгодно поставлять продукцию в 15—20 стран мусульманского мира. Главное, найти правильный баланс между ассортиментом поставок на внутренний рынок и на экспорт.

 

Репортаж СТВ: