«Если колхоз, то по навозной жиже в резиновых сапогах? Так вот нет». Чем полюбилась президенту «Родина»

«Просто у нас крайне необычная работа с людьми. И „дворцы“ для коров мы не строим», — так председатель СПК «Колхоз «Родина» Александр Лапотентов объясняет нетипично высокие для аграриев зарплаты и рентабельность хозяйства. Неделю назад сюда приезжал президент: подарил Geely и сказал всем развиваться по примеру «Родины». Но предупредил: «Вваливать сюда не будем». Мы узнали, что это значит и как производство говядины в Беларуси можно сделать прибыльным.

Президент в «Родину» приехал не случайно — он не был здесь 14 лет. Все это время о хозяйстве он узнавал только по цифрам отчетов, говорит председатель СПК Александр Лапотентов. А они серьезно изменились и удивляют всех — от обывателей до аксакалов сельского хозяйства.

— Просто получилось, что, когда другие недотягивали, мы держали планку и даже в чем-то прирастали. Но мы никогда не выпячивали себя, не вылезали наверх. И сейчас не говорим, что бога за бороду схватили: у нас еще много проблем и вопросов. Хотя довольны результатами и 2016-го, и 2017 годов, — добавляет глава «Родины».

Основное направление СПК — производство молока и мяса. Выращивает «Родина» и кормовые культуры для скота, и зерновые, и овощи. Но главное, на что обратил внимание Александр Лукашенко, — это производство говядины. У «Родины», в отличие от многих других хозяйств, оно получилось не просто безубыточным — высокорентабельным. Теперь руководство района вместе с «Родиной» должны научить остальных работать так же.

«Зачем корове дворец?»

Александр Лапотентов говорит, что сейчас республика в целом сделала упор на производство и потребление говядины. Спрос на привычную свинину и тем более сало постепенно падают: то ли ЗОЖ «виноват», то ли дело в поисках китайцами поставщика высококлассной говядины.

— У нас говядина всегда почему-то была на задворках. Оглянулись — а она в республике годами убыточна. Мы потому и выделились в глазах президента, потому что у нас говядина оказалась прибыльной, а метод, с помощью которого выращиваем, — высокорентабельным, — объясняет Лапотентов.

Рецепт прост до безобразия: думать о прибыли при вложении денег. Например, не стоило строить комплексы-«дворцы», в которых сейчас не всегда есть скот, корма, люди, техника, и которые уже через 2−3 года требуют огромных средств для обслуживания.

«Родина» строит не дворцы — «здания для содержания скота». По сути, это обычные крепкие сараи: стены, крыша, две двери. По центру — забетонированный проход, а по бокам — по одному длинному загону. В центре каждого — поилка. Корм дается стандартно вдоль загона, но строго по времени, и состав его тщательно продуман. Загоны чистит техника, когда скот на выгуле. Зимой отопление не нужно — воздух прогревается от температуры тела животных.



— Нам ведь нужна прибыль, которая в конечном счете повлияет на жизнь колхозника. Если мы построим дворец для скота, но не можем дать достойную зарплату работникам, не можем заработать, то зачем нам это все? Логично? — задает риторический вопрос глава «Родины». — Я думал, что становлюсь старым и жадным. Оказывается, я пока просто жадный. Всегда считаю: сколько мы заработаем, если вложим столько-то в эту затею.

И тут же за пару минут буквально на пальцах прикидывает, сколько хозяйство получит молока и прибыли с фермы в одной деревне и за сколько окупится ее минимальная модернизация при прежнем количестве сотрудников. Объясняет:

— Я же слуга народа. Иначе соберут сегодня после обеда общее собрание, зададут вопрос, что это за транжира тут такой нашелся, поднимут руки [проголосуют] - и поставят своего человека у руля.

Александр Лапотентов вспоминает: «Приехал как-то министр и говорит: покажите, где вы деньги берете». Показали: отвезли на комплекс, которому 44 года, — таких уже в стране не осталось. А у «Родины» есть, и 44-летним он не выглядит: обычные здания для скота, зерносушилка, рядом — новые силосные ямы. Его показывают всем делегациям — и у всех «падает челюсть», говорит председатель.

— Конечно, мы вкладываем в него деньги ежегодно — ремонтируем. Но это не новое строительство, в которое нужно вложить десятки миллиардов рублей и ждать, когда оно окупится.

Но комфортные условия для содержания скота — это лишь одна из составляющих. Вторая — высокопродуктивное животное и правильные корма. Третья — заинтересованный в работе человек, перечисляет глава «Родины».

И объясняет: сейчас практика такова, что после отела у коровы берут молоко 2−3 года, а потом отдают ее на мясо. Это нерентабельно, потому что только к шестому году корова набирает свою номинальную продуктивность и потом дает молока столько, насколько правильно ее кормят и обслуживают. А об этом забыли! В итоге с коровы при больших затратах берут 5−7 тонн молока вместо того, чтобы взять до ста. При этом группу коров нужно закреплять за одним человеком, который будет знать животное и реагировать на любые изменения в его состоянии и поведении.


Александр Лапотентов

«Повалить и поднять можно любой показатель, но работу делают люди»

В 2017 году в СПК «Колхоз «Родина» вырастили 1617 тонн скота и птицы в живом весе, произвели 16 163 тонны молока, собрали 21,5 тыс. тонн зерна и почти 82 тыс. тонн сена, сенажа, силоса. И все это сделал коллектив из 287 человек.

— Любой показатель можно поднять, повалить, а работу делают люди. И сегодня мы нашими людьми гордимся. Они поверили в нас так же, как и мы в них. Поэтому сегодня мы спим спокойно, потому что каждый выполняет свои обязанности в меру своих возможностей, — говорит Александр Лапотентов.

Отличившихся поощряют. Список надбавок к зарплате, которые могут получить сотрудники хозяйства, внушительный. Поощряют не только за добросовестную работу, но и за успеваемость каждого ребенка, причем за наивысший средний балл (9,1) — надбавка отдельно. А еще есть надбавки за трезвость, за «некурящий образ жизни» — по 15% и 10% соответственно.

Но и за серьезные проступки — серьезное наказание рублем.

Все честно.



— Заработная плата регулируется по вложенному труду. Каждый рубль зарплаты что-то значит, и наши люди знают, за что они получают. Поэтому за последние 30 лет мы практически не имеем никаких жалоб по заработной плате, она прозрачна, — говорит Лапотентов.

Средняя зарплата за месяц в хозяйстве в 2017 году составила 926,9 рублей — космическая для аграриев сумма!

Но и это не все. Уже 5 лет подряд самых выдающихся сотрудников отправляют на отдых за счет «Родины» — в Турцию, Египет, Крым, Сочи.

— Мы ведь как привыкли — и мое детство проходило так же: если колхоз, то ты от темна до темна [работаешь], ходишь по навозной жиже в резиновых сапогах. Никто не знал, что такое праздник. Так вот нет. Лет 30 назад мы поставили задачу стереть разницу между городом и деревней — и, кажется, это удалось в большинстве. Мы живем по Конституции — и я говорил об этом президенту. У нас в году 92−94 выходных дня [с отпуском] и нет компенсации за отпуска — каждый обязан отдохнуть. Стараемся отправлять наших людей в санаторий, чтобы могли отдохнуть от работы и семьи. Еще и денег даем, чтобы они там погулять смогли хорошенько.

«Если создать холдинг, зачем нам Минсельхозпрод?»

Александр Лапотентов говорит, что СПК будет работать по-прежнему и развиваться самостоятельно. Если кому-то нужен совет — пожалуйста.

— Был задан [президентом] вопрос о том, как мы смотрим на холдинги, объединения, — возвращается к визиту Лукашенко глава СПК. — Я ответил, что я старой закваски, что сапожник должен заниматься своим делом. Потому что если мы создадим холдинг, будем сами перерабатывать, реализовывать продукцию, создадим законченный цикл внутри структуры, тогда зачем нам Минсельхозпрод? Помощи от него не будет. Контролеры? Спасибо, не надо: решите консультативные вопросы, мы заплатим, только не мешайте. Изменятся функции всей системы. Вместо министерства придется оставить одного диспетчера, который будет собирать сведения, сколько республика надоила, собрала, продала. Я думаю, что сложившуюся систему менять не нужно. Каждый должен заниматься своим делом.

Александр Лапотентов мимоходом замечает, что хотел еще во время визита Александра Лукашенко поблагодарить того за то, что дал возможность остаться в рамках колхоза. «Это и есть оценка нашей работы», — пояснил он.


В агрогородке Вишов, где находится офис колхоза «Родина», 4 июля 2018 года открыли Аллею славы работников этого СПК. Пока на ней лишь 9 портретов заслуженных работников организации, но скоро будет больше

Пример «Родины» — это пример хорошего хозяина

«Программа развития до 2020 года», о которой писали СМИ, касается не всего Белыничского района, а отрасли сельского хозяйства, пояснила зампредседателя Белыничского райисполкома по экономике Елена Котосова. Документ еще в работе, но вот-вот будет готов.

— Дело не в применении каких-то передовых технологий. Пример «Родины» — это пример хорошего хозяина, — пояснила Елена Котосова. К слову, Лапотентов руководит хозяйством в течение 36 лет. — Цель — улучшить кадровый вопрос в сельхозорганизациях: заполнить вакансии, возможно, где-то сменить руководителей.

В основном программа касается улучшения аграрно-промышленного комплекса района. В том числе будут вводить в оборот здания и сооружения, которые не используются сейчас, но «могут быть перестроены по примеру «Родины» для эффективной работы». Старые молочные фермы также намерены привести в соответствие. А вот про новые стройки говорить рано — для них нужны деньги.

В сельском хозяйстве работает около 14% от занятого в экономике населения Белыничского района — это около 2,5 тыс. человек. СПК «Колхоз «Родина» — передовое хозяйство, но «нужно поднимать-то и другие», говорит Елена Котосова.

И здесь пока есть над чем работать.

Источник: новостные источники сети интернет


Дома, в которых живут работники «Родины» в агрогородке Вишов