Вы здесь

Экспортные кейсы тяжелее год от года

11.02.2019

В 2018-м экспорт сельхозпродукции составил 5 миллиардов 235 миллионов долларов США. Это на 263,7 миллиона больше, чем в предыдущем. Несмотря на то, что год был достаточно сложным. В чем сложности? Во-первых, непростая обстановка на мировом и рынке ЕАЭС. Во-вторых, цены на молочку упали более чем на 10 процентов. Ситуацию удалось удержать и сильно прибавить за счет увеличения объемов экспортных поставок в натуральном выражении, сообщил корреспонденту sb.by начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Алексей БОГДАНОВ.

На 5,9 процента выросли в натуральном выражении поставки мяса на экспорт, на 5,8 — молочной продукции. В структуре экспорта это два больших кейса, на долю которых приходятся практически 60 процентов: за пределы страны поставлено 4,222 миллиона тонн молочной продукции и 370 тысяч тонн мяса. Если измерять в денежном эквиваленте, из 5,235 миллиарда долларов США на этот объем приходится без малого три миллиарда.

— Объяснение простое: хорошо сработали по диверсификации экспорта. За год долю российского рынка удалось снизить на 6,3 процента в общем экспорте сельхозпродукции — до 79 процентов. Хотя это по-прежнему наше приоритетное направление.

Постепенный уход Беларуси от рынка РФ вполне понятен. Во-первых, когда более трети экспорта завязано на одной стране, то уже не продавец, а покупатель начинает диктовать условия. Вспомнить хотя бы те же качели с Россельхознадзором и его претензиями к нашей якобы опасной для здоровья продукции. Во-вторых, четко прослеживается работа российского Минсельхоза, направленная на развитие сельского хозяйства. Вкладываются огромные средства, чтобы максимально заполнить рынок продукцией собственного производства.

 Выход нашелся достаточно быстро. Белорусские продовольственные товары разъехались по 95 странам мира, из которых поставки мяса налажены в 19 государств, а молочки — в 55. Даже несмотря на то, что Россельхознадзору она пришлась не по вкусу, за границей по-прежнему идет на ура!

Если оценивать объемы поставок в целом, то в 2018-м в дальнее зарубежье сельхозпродукции поставлено на 66,7 процента больше. Причем в страны Азии и Океании, где основную скрипку играет Китай, экспорт вырос в 2,2 раза — до 151,4 миллиона долларов США. Активному освоению рынка предшествовала серьезная и колоссальная работа в 2016—2017 годах: сегодня на Китай сертифицирован почти весь белорусский молочный рынок, два мясокомбината на право поставки говядины и пять птицефабрик. В итоге удалось нарастить экспорт в 4,4 раза — до 82,4 миллиона долларов. Молочка в этой сумме занимает свыше 60,5 миллиона: в прошлом году организовали четыре полноконтейнерных поезда, 41 вагон в каждом составе. В пересчете на молоко в Поднебесную уехало 186,5 тысячи тонн сырья из Могилевской и Минской областей.

Несмотря на выгодность и перспективность китайского рынка, достаточно часто доводится слышать жалобы производителей на низкую маржинальность, объясняющих потери большим логистическим плечом.

— Почему тогда Новую Зеландию и ЕС все устраивает, ведь мы работаем с ними на равных условиях. Я бы не спешил жаловаться: в соответствии с программой «Большого шелкового пути» КНР субсидирует транспортные перевозки в обратную сторону. Может, чтобы в плюс сработать, нужно лучше стараться? — задается вопросом Богданов. — Во-вторых, цена на молочную продукцию для нас уже выросла: когда только-только входили на рынок, за стерилизованное молоко давали 63 цента — сегодня 70; на сухое цельное и сухое обез­жиренное молоко — рост в пределах 15 центов.

Все просто, как закон гравитации: при первом вхождении на рынок других стран нужно обеспечить свою продукцию преимуществом — в нашем случае это только интересная цена. Хотя китайский потребитель очень сильно реагирует на бренд. Одно дело, если он присутствует давно и в качестве сомнений нет. Другое, когда среди всех прочих появляется никому доселе неизвестная Беларусь. Даже сухое молоко сопряжено с риском: с виду порошок одинаковый, но от процента влажности меняется технология обработки. Соответственно, нужно перестроить производство, чтобы по конечному продукту определить качество сырья. Уходят время и деньги. А когда речь идет о новом игроке на рынке, шансы потратить их впустую вырастают. Вполне объяснимо, почему китайский потребитель не хочет платить, как всем. Упрекать их в этом по крайней мере безрассудно.

К тому же никто и не запрещал белорусским предприятиям рассматривать другие рынки. Позиция Минсельхозпрода правильная и четкая: нужно двигаться туда, где нас ждут, где мы можем конкурентно войти на рынок. Тот же «Беллакт», приводит пример Богданов, получает итоговый плюс. Потому что серьезно включился в анализ ситуации, что позволило грамотно распределить потоки молочки между китайским, российским и внутренним рынками.

Еще один успех прошлого года, опять же связанный с китайским рынком, — экспорт мяса. Хорошо пошла говядина и птицеводческая продукция — поставили на 1,3 и 3,4 миллиона долларов соответственно. Из одного только агрокомбината «Дзержинский» еженедельно уезжает в Китай по два-три контейнера птицы: не тушка — обвалка. Сейчас, по информации Минсельхозпрода, завершается процедура сертификации птицефабрик на право поставок субпродуктов: на рынке Поднебесной большой популярностью пользуются лапки, печень, почки. Все документы уже находятся в регистрирующем органе. Есть надежда, что допуск получат уже к концу первого квартала.

Стоит отметить, что Беларусь ориентирована не только на Китай — старается работать со всем азиатским регионом. Например, в Японию поставили сыворотки и сухого молока на 1,7 миллиона долларов — перспективы не исчерпаны. Большую роль играет договор, заключенный в рамках ЕАЭС, о зоне свободной торговли с Вьетнамом. Рынок этой страны также активно прирастает по причине того, что все пошлины на мясо-молочную продукцию обнулены. В пять раз увеличился экспорт в страны Африки — выручка составила 8,7 миллиона долларов. На 48 процентов — на Американский континент, что объясняется ростом поставок в США — на 21 процент, а в Венесуэлу объем экспорта вырос в 10 раз.

Самый лакомый рынок для Беларуси — страны ЕС, где население обладает высокой покупательской способностью. Все бы хорошо, если бы не главная проблема: таможенная пошлина на импортируемые молочные продукты составляет 50 процентов. Вот и представьте, если у нас сыр в среднем стоит 5 долларов, там это как минимум 7,5. Удорожание приводит к потере конкурентоспособности. Но, несмотря на это, Беларусь поставила в страны Евросоюза на 66,6 процента больше товаров, а сумма экспорта достигла 233,5 миллиона долларов США. Основной вес сельхозпродукции экспортируется в Литву — на сумму 93,6 миллиона долларов, в Польшу — на 41,3 миллиона, в Германию — на 28 миллионов. Активно в прошлом году продвинулись отношения с Испанией: объем экспорта составил 2,8 миллиона долларов — рост в 30 раз.

Сейчас идут переговоры в Брюсселе о сертификации наших птицефабрик. Дело в том, что ЕС много импортирует птицеводческой продукции, и для нас это может быть выгодным.

При удачной конъюнктуре рынка Минсельхозпрод планирует нарастить экспорт на 8,6 процента — до 5,7 миллиарда долларов. По-прежнему будут отрабатываться и выстраиваться отношения с Россией. Тем более что на V Форуме регионов двух стран подписан прогнозный баланс спроса и предложения Союзного государства. Согласно ему, мы планируем поставить на российский рынок молока и молочной продукции в объеме 3,71 миллиона тонн, мяса и мясных продуктов — 320 тысяч тонн. Примерная сумма экспорта составит 2,8 миллиарда долларов.

— Но при этом продолжится активная работа по диверсификации рынков. Мы анализируем ситуацию в ЕАЭС: страны — участницы союза нацелены на наращивание производства собственной продукции, инвестируют в это направление много денег. Это говорит о том, что уже лет через пять объем молока и мяса на рынках Евразийского союза будет с серьезным профицитом. Поэтому нам нужно развивать рынки других государств, чтобы потом не пришлось думать и решать проблему задним числом.

Акценты на предстоящий год такие. Конечно, это рынок стран СНГ: логистика и единообразие во вкусовых предпочтениях — преимущества неоспоримые. Во-вторых, рынки Азии и Океании. Затем — страны Персидского залива: нефти много, а вот продовольствием пока обеспечить себя не могут. Продолжится наращивание объемов поставок в Африку, ЕС и страны Американского континента. В конечном итоге нужно выйти на показатели «30—30—30», где равные доли приходятся на ЕАЭС, страны Азии, а также Евросоюз и весь остальной мир. Понятное дело, вопрос не одного дня, и даже не одного года, но для того и проводится тщательная работа по диверсификации экспорта.

Это один вектор. Второй направлен на то, чтобы сделать упор на глубину переработки, то есть выходить на рынок с уже готовой продукцией. Снижение объемов сырья в общей структуре экспорта позволит поставлять на внешние прилавки товары с максимально добавленной стоимостью, а производителю остаться с хорошей маржей.

Новости по теме:
Беларусь в январе-ноябре 2018 года экспортировала сельхозпродукцию и продукты питания в 96 стран, сообщил...
Беларусь в прошлом году добилась значительного прогресса в диверсификации агропродовольственного экспорта. Поставки...
Беларусь планирует в 2019 году получить право на поставки рыбы, технической сыворотки и детского питания в Китай,...
PRODUKT.BY
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (29) 755-95-50


*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.

*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.